Как власти собираются разрешить ситуацию с трамвайным парком в Усть-Каменогорске

Трамвайное сообщение в Усть-Каменогорске замерло в ожидании — то ли бесславного конца, то ли перемен...
Фото: 
Виктор Абакумов

История многострадального трамвайного сообщения Усть-Каменогорска, похоже, приблизилась к финальному акту. Банк ЦентрКредит выставил имущество трамвайного парка на торги. Как нам сообщили в Региональной палате частных судебных исполнителей ВКО, аукцион назначен на 20 марта.  

Тем временем намерения городских властей забрать трамвайное хозяйство в свои руки приобретает все более зримые очертания. Не дожидаясь проведения аукциона и оглашения его результатов, СПК "Ертіс" приобретает на стороне подержанные вагоны и готовится привезти их в Усть-Каменогорск. Не слишком ли поспешно тратятся немалые бюджетные деньги, если по сей день неясен исход борьбы за активы трамвайного парка?

Председатель правления СПК "Ертіс" Антон Крамаренко: "Мы намерены участвовать в торгах и приобрести трамвайный парк"
Фото с сайта СПК "Ертіc"

В связи с этим YK-news.kz попросил председателя правления СПК "Ертіс" Антона Крамаренко ответить на ряд неудобных вопросов.  

— Антон Александрович, прозвучала информация о том, что город не только намерен выкупить трамвайный парк, но и уже вложил немалые средства в пополнение подвижного состава. Так ли это?

— Да, мы приобрели 13 вагонов в Алматы. Там, как вы знаете, отказались от трамвайного сообщения. Эти вагоны, конечно, не новые. Год выпуска варьируется между 1986 и 1996-м. Но в 1996 году проводилось полное техническое обслуживание и восстановление парка, так что они в нормальном состоянии. Вагоны производства Германии.

Иногда муссируется тема, что они не годятся для нашей колеи. Это не так. Немецкая колея действительно отличается от той, которая существует в Алматы и у нас. Когда эти вагоны пришли в южную столицу, все колёсные пары были заменены и приспособлены под ту колею, которая используется в Казахстане.  

Все купленные нами трамваи исправны. Поставить их на рельсы — и они поедут. Наши специалисты проверили не только внешний вид, но и электрооборудование, состояние тормозных систем. Сейчас мы решаем вопрос, как их доставить в Усть-Каменогорск. С этим пока есть затруднение. Груз негабаритный, как вы понимаете.

О техническом состоянии закупленных вагонов поведал директор Центра пассажирских перевозок Усть-Каменогорска Владимир Панков, который проводил их экспертизу в Алматы:
— Те вагоны, которые была возможность проверить, на ходу. Я проводил поверхностный осмотр. В Усть-Каменогорске состоится полная техническая экспертиза, тогда станет ясно, в каком ремонте эти вагоны нуждаются. Половину колес придётся заменить, но это считается расходными материалами. В любом случае по своим характеристикам эти трамваи намного превосходят те, что сейчас ходят в городе.

— Но вагоны всё же не новые. Как будут решаться проблемы технического обслуживания? Позволит ли существующее депо проводить их ремонт?

— Уверяю, все технические вопросы, какие выявятся на месте, будут решены до того, как эти вагоны выйдут на улицы.

— Деньги потрачены. Большие деньги. Вы уверены, что трамвайное хозяйство непременно попадёт в руки СПК "Ертіс" и вложенные деньги не пропадут даром?

— Нет, утверждать прямо, что СПК "Ертіс" при­обретет трамвайный парк, мы не можем. Все активы предприятия в залоге у АО "Банк ЦентрКредит". Банк намерен вернуть свои деньги и выставить залоговое имущество на торги. Это и сам парк, и пути, по которым ездят трамваи. Мы от имени государства выступим в этом конкурсе, нам выделены для этого деньги. Аукцион будет открытый, республиканского уровня, под контролем Министерства юстиции. Если у нас получится выиграть данный конкурс, мы намерены трамвайный парк приобрести.

— Тогда не преждевременно ли приобретение вагонов? Ведь пока неясно, кто выиграет аукцион. И что будет с этой покупкой, если СПК "Ертіc" не победит в торгах?

— Даже в этом случае мы убеждены, что эти трамваи нужны городу. Мы готовы продать их той компании, которая выиграет. Ну а если она всё же решит, что не нуждается в них, мы сумеем продать их, в том числе и за границу. В Российской Федерации достаточно городов, где подвижной состав трамвайных парков так же изношен, как у нас. Покупатели найдутся наверняка.

— Получается, что сейчас государство вкладывает деньги не только в обновление техники, но и в то, чтобы выкупить имущество трамвайного парка целиком. Целесообразны ли такие затраты? Директор трамвайного парка Анатолий Успенский заявлял, что несколько лет назад руководство трамвайного парка предлагало 49 процентов активов передать государству на безвозмездной основе. Почему тогда на это не пошли?

— Да, такое предложение делалось в 2014 году. Но инвестиционная политика СПК "Ертіс" не позволяет вести совместную деятельность с теми юридическими лицами, у которых есть финансовые проблемы. Это экономически нецелесообразно, потому что у трамвайного парка огромные долги — порядка полумиллиарда тенге. Государство не должно заниматься благотворительностью и спасать проблемные предприятия. Сейчас банк, чтобы вернуть свои деньги, выставляет имущество на торги. Мы его купим, если у нас получится.

— Анатолий Успенский заявлял о том, что уже нашлись инвесторы, готовые вложиться в спасение трамвайного парка. Более того, он утверждает, что техническое состояние купленных в Алматы вагонов сомнительно. А с помощью инвестора трамвайный парк сможет приобрести семь совершенно новых белорусских вагонов. Вы можете прокомментировать эту информацию?

— Пока вообще неясно, есть ли этот инвестор. Я работаю около года, за это время не раз слышал о каком-то инвесторе, но никаких доказательств мы не видели. И есть серьёзные сомнения в том, что такой инвестор реально найдётся. Напоминаю, что у предприятия полмиллиарда долгов и на 70 процентов изношены пути, на линии 10 вагонов в плохом техническом состоянии. Кто возьмётся эти долги оплатить и финансировать переоборудование парка новой техникой? А это гораздо большие затраты, чем существующая сегодня задолженность. Экономической выгоды для инвестора в этом нет никакой. Вот для государства этот вопрос важен. Это общественный транспорт, это социальная проблема. Государство готово на такие затраты пойти.

Невидимая рука рынка

В период тотальной приватизации государственной собственности был очень моден постулат о том, что рынок сам все отрегулирует. Рассмотрим историю трамвайного парка в период рыночных отношений (данные предоставлены агентством "Восточный экспресс").

В 1991 году (при СССР) в Усть-Каменогорске ходило 48 вагонов.

В 1997 году, когда парк был передан в частную собственность, их количество уменьшилось до 25.

К 2018 году на рельсах осталось 11 вагонов.

С 2006 по 2010 год в трамвайном парке шла "гражданская война" за передел активов. Несколько совладельцев оказались под судом и получили различные сроки заключения.  

За 21 год владельцы парка менялись четыре раза. Территория парка за это время сократилась на треть. Земля, в том числе часть тяговой подстанции на углу проспектов Абая и Независимости, была распродана.  

В 2013 - 2018 годах велись судебные разбирательства между департаментом госдоходов (бывший налоговый комитет) и трамвайным парком по поводу доначисления налогов. Суд признал справедливыми обвинения налоговиков в том, что трамвайным парком применялась схема уклонения от налогообложения. Задолженность трамвайного парка составила 105 миллионов тенге.

В результате ареста счетов предприятия долги перед ТОО "Шыгысэнерготрейд" выросли до 70 миллионов тенге.

Предприятием был взят кредит в Банке ЦентрКредит на сумму 406 миллионов тенге. Материальных следов этого займа в виде новых вагонов или трамвайных путей не имеется. Финансовое учреждение выставило залоговое имущество на торги, чтобы вернуть свои деньги.

Совокупные долги предприятия составляют 581 миллион тенге.

Трамвайные пути изношены на 70 процентов и нуждаются в ремонте.

Ирина Плотникова