Как молодые родители стали заложниками ситуации

28 марта 2021, 3:12
Сейчас читают:
Как молодые родители стали заложниками ситуации Как молодые родители стали заложниками ситуации
Как молодые родители стали заложниками ситуации

Три года назад более 200 семей областного центра подали заявки на оформление пособия по уходу за ребенком до года. По версии горожан, сотрудники ЦОНов тогда посоветовали подать документы на мужей родивших женщин, мотивируя тем, что в этом случае сумма пособия будет больше. Однако в марте 2021 года мужчинам, получавшим выплаты, пришли досудебные письма с требованием… вернуть всю сумму пособия.

Хотели как лучше?

Для некоторых молодых семей Усть-Каменогорска 2018 год запомнится не только счастливым событием появления детей. Как положено, молодые родители тогда подали заявки на социальные выплаты, которые государство предусматривает первые 12 месяцев после рождения младенца. Вот только горожане и подумать не могли, что оформленные пособия придется возвращать спустя три года. 

— В 2018 году после рождения дочери мы оформляли пособие, положенное женщине в течение 12 месяцев на период ухода за ребенком, — излагает свою версию событий жительница областного центра Раушан Сембинова. — В ЦОН тогда пошел муж с моими документами. А ему работник ЦОНа советует: "Почему на себя не подаете документы? Сейчас так можно. У вас же зарплата выше, чем у супруги, соответственно, и выплата будет больше". И оформили нам эти соцвыплаты на мужа, который все это время продолжал работать, а я, естественно, была в декрете. А в начале марта этого года приходит письмо, в котором нас уведомляют о необходимости вернуть сумму полученных три года назад выплат, поскольку мы их получили незаконно. Причем сделать это нужно было в десятидневный срок.

Как оказалось, подобные письма получила не только семья Сембиновых. Всего таких "должников" по городу набралось более 200.

— Согласно анализу, проведенному прокуратурой города Усть-Каменогорска, установлены 254 получателя выплат, которые в период начисления пособия продолжали осуществлять трудовую деятельность и, соответственно, зарабатывать деньги, — сообщили в Государственном фонде социального страхования (ГФСС). — Таким образом, у данных лиц отсутствовал факт потери дохода, связанный с уходом за ребенком.

Как только проблема обнаружилась, а письма-претензии дошли до адресатов, "нарушителей закона" экстренно собрали в "Nur Otan". 

— Были представители ГФСС, прокурор города, — продолжает Раушан. — Мы все были в шоке. Люди напуганы. Прошло уже три года. Никто из нас не мог понять, как получилось, что мы получали выплаты необоснованно. Ведь чтобы незаконно получить деньги, нужно, чтобы кто-то эти выплаты незаконно оформил? Оформляло все это и давало добро государство. Нам объяснили, что в 2018 году, уже после того, как мы оформили пособия, произошли какие-то изменения в законе. Но разве мы в этом виноваты? У меня трое детей. В марте текущего года я должна была вый­ти на работу после декрета. Но в учреждении, где я работала, произошла реорганизация. Мою должность сократили, а отдела, в котором я работала, вообще теперь не существует. Я осталась без работы. В "Nur Otan" я озвучила, что мне не с чего возвращать эти деньги. И выход у меня только один — повеситься в здании ГЦВП.

Вопросы без ответов

В областном Государственном фонде социального страхования своя точка зрения на ситуацию.

— Назначение социальных выплат участникам системы обязательного соцстрахования основывается на наступлении социального риска, — подчеркнули в ГФСС. — В данном случае соцриск — это потеря дохода у женщины, которая родила ребенка, уходит в декрет и не будет работать как минимум один год. В связи с этим она оформляет выплату на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. Кроме того, нужно обратить внимание, что выплаты назначаются человеку, фактически осуществляющему уход за ребенком в течение первых 12 месяцев после рождения.

Таким образом, по закону, если мама сидит дома в декрете и ухаживает за новорожденным, то она и получает ежемесячные выплаты. Если эту роль взял на себя отец, оформивший отпуск без сохранения заработной платы и не работающий в течение первого года жизни своего ребенка, он имеет право подать заявку на получение социальной выплаты. Иные вариации оформления документов на выплаты в период ухода за ребенком считаются неправомерными.

— Допустим это так, но почему тогда людей вводили в заблуждение? — задаются вопросом "должники". — Почему мы не должны были верить сотрудникам, работающим с населением от лица государства? Почему вся ответственность по возвращению соцвыплат ложится на нас, простых граждан, а не на консультирующий, начисляющий и проверяющий госаппараты? Отцы детей работали официально, свой доход от государства не скрывали, факт получения соцотчислений с мест работы можно было отследить сразу, а не спустя три года. Почему проверку организовали тогда, когда ушло слишком много времени?

По мнению людей, не прерывая выплаты пособий, ГФСС фактически лишил семьи возможности переоформить пособия на мать, так как оформление возможно только в течение первых двенадцати месяцев после рождения ребенка. Следовательно, к настоящему моменту переоформление задним числом для пострадавших уже невозможно.

— Сейчас нам предлагают лояльный график погашения задолженности, без пени. Но почему нас обязывают выплачивать всю сумму? — негодуют люди. — Ведь средства были предназначены для наших детей, потрачены они были на детей, а сейчас государство хочет отнять деньги у матерей, которым эти выплаты были положены. Почему тогда не сделают перерасчет и не выставят к оплате ту сумму, которую женщины получили сверх того, что им бы полагалось, оформи они выплаты на себя, а не на мужей?

В ответ на это в ГФСС пояснили, что законодательство не предусматривает возможности перерасчета ранее назначенных выплат.

— Мы не имеем денежных средств, которые с нас требуют вернуть. Кроме того, в связи с пандемией коронавируса финансовое положение многих семей ухудшилось. В особенно трудном положении оказались семьи госслужащих, которых обязали вернуть пособие под угрозой увольнения. На сегодняшний день мы не знаем, как будем выходить из этой ситуации, — говорит Раушан Сембинова.

Редакция YK-news.kz направила запрос в прокуратуру ВКО. Мы надеемся получить ответы если не на все, то хотя бы на часть вопросов, которые задавали люди, вынужденные изыскивать средства на оплату долга по выплатам.

Лилия Дроздова

Также читайте