Как перезимовали животные Левобережного комплекса в Усть-Каменогорске

27 марта 2021, 7:31
Сейчас читают:
Как перезимовали животные Левобережного комплекса в Усть-Каменогорске Как перезимовали животные Левобережного комплекса в Усть-Каменогорске
Как перезимовали животные Левобережного комплекса в Усть-Каменогорске

Что спасает парнокопытных от мороза, скучают ли постояльцы городского зоопарка по людям и впадают ли Маша и Миша в спячку? Обо всем этом корреспондент YK-news.kz узнал в ходе визита в Левобережный парк Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Зима в этом году удивила горожан непривычными холодами, которые задержались в областном центре аж до середины марта. Удивил и снег, который неожиданно украсил улицы высокими сугробами тогда, когда все вокруг должно было таять. Но, несмотря на капризы погоды, весна в Левобережный музей-заповедник пришла по расписанию. Животные, словно сверившись с календарем, вдруг встряхнулись и вышли из зимнего полусна.

Девять грозных и косолапых

Главная достопримечательность усть-каменогорского зоопарка — это, конечно же, медведи. Их здесь девять штук! Сейчас они ходят по вольеру слегка покачиваясь, словно не ощущая силы в огромных лапах. Но работники комплекса смотрят на это с улыбкой и говорят, что мишки просто еще не успели разгуляться.

— Зимой они у нас не спят, потому что получают корм. В естественной среде обитания они бы впали в спячку, — рассказывает зоотехник Левобережного комплекса Нурлан Садвакасов. — Вот потеплеет, у них аппетит появится, разгуляются. В среднем в день взрослый медведь съедает 10 килограммов еды. Маленькие медведи — около пяти – шести килограммов. Еду даем исходя из положенного рациона и нормативов: около 2,5 килограмма чистого мяса в день. Также кормим макаронами, хлебом и овощами.

К слову, маленькие медведи, о которых говорит Нурлан Сейтканович, уже вовсе не маленькие. Косолапый приплод появился в зоопарке несколько сезонов назад. Сейчас эти мишки сравнялись по размеру с матерью и выглядят довольно грозно. Они лениво вылезают навстречу корреспонденту и фотографу, словно интересуясь, не принесли ли гости чего-нибудь съестного. За время карантина постояльцы зоопарка привыкли к полному отсутствию посетителей, поэтому встречают новые лица без особенного энтузиазма.

— По людям животные скучали, но не слишком, — комментирует ситуацию Нурлан Садвакасов.

А вот работников комплекса мишки жалуют. На нашего собеседника они смотрят с интересом и вниманием. Спрашиваем, как зовут самого активного медведя, который задорно чешет спину об прутья вольера.

— У нас все медведи Маши и Миши, — смеется зоотехник.

Сено по крышу, море по колено

Как пережили сорокаградусные морозы яки, пони, олени, ослики и другие парнокопытные? На удивление легко. Когда термометры показывали рекордно низкие для области температуры, от холода животных спасала... еда!

— Животные хорошо пережили холода, потому что кормов у нас с запасом. Вот верблюды стоят как раз из недавнего приплода. Они морозы тоже хорошо переносят, — объясняет зоотехник. — Когда температура сильно опускалась, животные уходили в теплые стойла, в которых есть "постель" из сена и кормушка.

Сено закупают один раз в год и укладывают в огромный ангар в конце зоопарка. Нурлан Садвакасов уточняет: еще пару месяцев назад сухой корм занимал не только весь ангар, но еще и площадку перед ним, вот только за зиму любители пожевать хорошо сократили количество запасов.

Круглые бока копытных не позволяют усомниться в словах специалиста.

А вот на хищных кошек нам посмотреть не удалось. Пума и рысь спрятались от посторонних глаз в своих деревянных домах, изредка демонстрируя оттуда то лапу, то блестящий глаз. Соболь тоже предпочел избежать встречи с людьми.

На крыльях весны

Птицы пока содержатся в специальном помещении — зимнике. На улицу их переведут лишь с наступлением тепла. 

— Выпускаем птиц по месяцам. Первыми идут гуси и утки. Потом куры, индюки и другие птицы. В мае – июне выпускаем попугаев и аистов. Все зависит от температуры. На улицу все хотят, конечно, но они уже привыкли к зимовкам, каждый год там.

В среднем температура в зимнике поддерживается около плюс 17 – 18°С. Для теплолюбивых попугаев температурный режим иной.

Стоит открыть дверь в зимник — и сразу слышно, как внутри волнуются птицы. Они "разговаривают" на разные лады, кричат, поют и квохчут.

Маленькие, похожие на цыплят, перепелки суетливо бегают по клетке. Индюки издают странные гортанные звуки. А попугайчики напоминают разноцветное море — шумное и подвижное. Но стоит подивиться тому, сколько этих ярких малышей в зимнике, и зоотехник по-доброму отчитает: "Сплюньте. Плохая примета считать попугаев".

Невозмутимыми остаются лишь розовые фламинго. Они смотрят куда-то вдаль, словно не замечая гомона вокруг. Цвет их оперения наталкивает на мысли о закате, а это значит, что птиц держат на особой диете с добавлением морепродуктов. Именно благодаря морепродуктам у фламинго такой потрясающий окрас.

А павлины сидят практически под потолком, свесив хвосты до самого пола. Правда, выглядят эти удивительные птицы несколько поблекшими. Нурлан Садвакасов объясняет: к зиме павлины линяют. Они частично теряют свои расписные перья и выглядят гораздо скромнее, чем летом.

Рядом с клетками хищных птиц — не то что тишина, а тишина гнетущая. Но увидев гостей, сова начинает в панике хлопать крыльями и биться о сетку, служащую ограждением. Лишь когда люди отходят на приличное расстояние, успокаивается и смотрит вслед, склонив голову под немыслимым углом.

— Сова у нас уже три года, но человека боится. Хищные птицы есть хищные. Они к рукам не привыкнут. Даже когда им еду приносят, они есть не начнут, пока человек не уйдет, — говорит наш собеседник.

Далее — клетки с могильниками. Кажется, что эти птицы ничего не боятся. Они скорее нападут, чем начнут метаться по клетке в поисках выхода. Неожиданные гости могильников совершенно не интересуют, поэтому никакой реакции на визит не следует. Лишь один орел проявляет активность и соскакивает к пеньку, на котором лежит корм — сырые куриные головы.

Заканчивая обход, делаем вывод: зиму животные Левобережного комплекса пережили благополучно, даже несмотря на суровые морозы. По словам Нурлана Садвакасова, в этом году приплода в зоопарке еще не было. Однако новые постояльцы все-таки могут появиться. По словам зоотехника, руководство музея-заповедника ведет активные переговоры с другими зоопарками на предмет обмена животными:

— Работаем с другими зоопарками, но сейчас ситуация такая, что те животные, которые есть у нас, есть и у них.

Планы по расширению зоопарка тоже в силе. Вот только точных сроков сотрудники не называют, не хотят загадывать.

Елизавета Седых
Фото Виктора Абакумова

Также читайте