Как получать справки, платить налоги и оформлять документы, не выходя из дома

19 ноября 2017, 11:34
Сейчас читают:
Как получать справки, платить налоги и оформлять документы, не выходя из дома Как получать справки, платить налоги и оформлять документы, не выходя из дома
Как получать справки, платить налоги и оформлять документы, не выходя из дома

Не исключено, что наше время войдет в историю как период, когда люди перестали писать авторучкой. Вот теперь уже и автографы стали цифровыми. Хорошо это или плохо — вопрос особый. Но уже более 200 государственных услуг вроде оформления документов или регистрации недвижимости можно запросить прямо из дома, подписывая свои заявления электронной цифровой подписью. YK-news.kz собрал сведения о том, как сэкономить время и деньги при помощи портала государственных электронных услуг.

Что такое eGov?

Название eGov носит правительственный портал, который позволяет получать на дому разрешения, оформлять лицензии, регистрировать права и подавать заявки на выдачу документов и архивных справок. Чтобы не перечислять все, скажем, что на сегодня портал оказывает 286 различных государственных услуг — вплоть до оплаты штрафов или получения сведений о социальном статусе гражданина.

Перечень постоянно расширяется. Например, нынешним летом объявили, что через eGov можно регистрировать права на недвижимость прямо из кабинета нотариуса (прежде, напомним, для этого приходилось отправляться в ЦОН). В результате сократились и сроки: свидетельство о госрегистрации теперь ждут не пять дней, как раньше, а всего сутки.

К какой СВА вы прикреплены и свой социальный статус в системе медстрахования можно выяснить, сидя перед монитором или через мобильное приложение eGov. Портал позволяет прямо из дома оплачивать налоги и штрафы (размер платежа можно увидеть здесь же через личный кабинет). Немудрено, что, по данным АО "Национальные информационные технологии" на февраль 2017 года, этой удобной системой пользуются свыше шести миллионов казахстанцев.

Что нужно, чтобы воспользоваться системой eGov?

В большинстве случаев для оформления документов и получения справок требуется электронная цифровая подпись (ЭЦП). Это особый набор символов, индивидуальный для каждого гражданина. Юридически он приравнивается к собственноручной подписи.

Как его заполучить? Для начала надо зайти на сайт pki.gov.kz и оставить там заявку на закрытый ключ (ту самую подпись). Для этого придется внести в специальную графу свой ИИН и населенный пункт, где собираемся получать ключ.

Вот и все. Через 15 минут должен быть сгенерирован уникальный набор символов. Дальше нужно:

  • Распечатать сформированную на сайте заявку с этим набором и отправиться в ЦОН.
  • Когда специалист ЦОНа проверит ваше удостоверение личности и подтвердит заявку, вернуться за свой компьютер.
  • Снова зайти на сайт pki.gov.kz и в закладке "Статус поданной заявки" ввести уникальный код, чтобы окончательно активировать ключ. Это надо сделать в течение месяца, иначе заявка аннулируется. При активации ключа необходимо указать путь к его хранилищу. Это может быть флешка, диск, компьютер, ноутбук, смартфон или даже чип удостоверения личности. Правда, для последнего придется купить в магазине оргтехники специальный кардридер (устройство для чтения карты памяти). Еще надо иметь в виду, что в целях безопасности срок действия ЭЦП ограничивается одним годом. Потом можно получить новую подпись в ЦОНе или (до истечения срока действия подписи) онлайн.

А можно обойтись без ЭЦП?

Можно. На сегодня 30 услуг доступны даже без электронной цифровой подписи — просто через разовый пароль.

Для этого надо сначала привязать номер сотового к ИИН. Это можно сделать в личном кабинете на портале eGov.kz или в любом ЦОНе. В дальнейшем принцип напоминает интернет-банкинг: при запросе услуги на телефон придет проверочный код, который надо ввести на сайте и получить любую из указанных ниже тридцати услуг. Справки пришлют в электронном виде, для предъявления их следует распечатать.

Какие услуги можно получить через SMS?

Есть несколько услуг, которые можно получить, даже не заморачиваясь на всевозможные регистрации, — просто через SMS. Для этого надо отправить сообщение на короткий номер 1414, и вам придет ответ по следующим вопросам:

  • срок прохождения техосмотра;
  • номер в очереди на жилье из государственного жилищного фонда;
  • номер в очереди в детские дошкольные учреждения;
  • проверка лицензий и разрешений;
  • онлайн-бронирование очереди в ЦОНе;
  • пополнение счета в Жилстройcбербанке;
  • оплата мобильной связи;
  • проверка статуса индивидуального предпринимателя;
  • проверка наличия запрета на выезд за рубеж по реестру должников, которым ограничен выезд за рубеж, и по реестру должников по исполнительным производствам;
  • просмотр и оплата налоговой задолженности.

Инструкцию о том, что именно нужно написать в SMS, можно найти на egov.kz. Для примера укажем, что требуется для получения номера в очереди в детский сад. Отправьте одно из следующих сообщений:

  • 5 [ИИН ребенка].
  • Ochered' v detsad [ИИН ребенка].
  • Бала-бақшаға кезек [ИИН ребенка].
  • Bala-bakshaga kezek [ИИН ребенка].
  • Очередь в детсад [ИИН ребенка].

Ответ придет в формате: фамилия и имя ребенка, № очереди, в ... (указывается регион).

Услуги через SMS оказывают бесплатно.

Перечень государственных услуг, доступных по одноразовому паролю

Выдача справок:

  • о перемене имени, фамилии, отчества;
  • о заключении брака;
  • о расторжении брака;
  • о рождении;
  • о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество для физических лиц;
  • физическим лицам — об отсутствии (наличии) недвижимого имущества;
  • о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках;
  • адресной справки;
  • архивных справок;
  • о государственной регистрации юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства);
  • о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве;
  • о наличии филиалов и представительств юридического лица;
  • об участии юридического лица в других юридических лицах;
  • об участии физического лица в юридических лицах, филиалах и представительствах;
  • обо всех регистрационных действиях юридического лица;
  • о зарегистрированном юридическом лице на заданную дату;
  • о последних внесенных изменениях в учредительные документы;
  • о наложенных обременениях (арест) на долю юридического лица.

Подача заявок на повторную выдачу свидетельств:

  • о заключении брака;
  • об установлении отцовства;
  • о перемене имени, фамилии, отчества;
  • об усыновлении/удочерении;
  • о расторжении брака;
  • о рождении.

Выдача:

  • технического паспорта объекта недвижимости и его дубликатов;
  • копий документов регистрационного дела, заверенных регистрирующим органом, включая план (схемы) объектов недвижимости;
  • приложения к техническому паспорту, содержащему сведения о собственнике (правообладателе) недвижимого имущества;
  • выписки из реестра регистрации залога движимого имущества;
  • дубликата правоустанавливающего документа на недвижимость.

Насколько безопасно пользоваться порталом электронного правительства?

О введении системы аутентификации пользователей на портале eGov через SMS было объявлено в июле нынешнего года. А уже в августе представители Центра анализа и расследования кибератак заявили, что эта система не способна надежно защитить наши данные. Как известно, существует немало вредоносных программ для мобильных телефонов, которые могут считывать и одноразовые коды, отправленные по SMS, и любые сведения со смартфона. Да и сами данные в эсэмэсках отправляются в открытом виде, так что умельцам под силу их получить и использовать в своих целях.

В правительстве отвечают, что через одноразовые пароли предоставляются самые простые услуги. И все же: как обезопасить свои данные на портале eGov? Как проверить, не пользовался ли кто-то вашими данными и что делать, если такие случаи были?

Прежде всего — никому не передавайте свой ключ. И не только ключ, но и все, что с ним связано. Закон РК "Об информатизации" возлагает ответственность за сохранность секретных сведений в первую очередь на их владельца. В этом смысле специалисты рекомендуют не хранить электронную цифровую подпись на домашнем компьютере. Лучше пожертвовать флешкой или купить специальные носители, которые предлагает Национальный удостоверяющий центр (это на его сайте пользователи оставляют предварительную заявку, когда получают ЭЦП). И даже эту флешку использовать только на защищенных компьютерах в надежных учреждениях, так как существуют программы, способные автоматически копировать все данные с внешних дисков.

Во-вторых, заглядывайте чаще в свой личный кабинет на портале. Любые действия от вашего имени автоматически отражаются в личном кабинете в закладке "История получения услуг". Обнаружили, что зафиксировано получение документа, который вы не запрашивали? Можно принимать меры.

В соцсетях подробно обсуждается эта тема. Общее мнение: на уровне ЦОНов или даже звонков в колл-центр на номер 1414 этого не решить. Предлагают сделать двойное заявление: "Украдена защищаемая законом информация, прошу принять меры". Первое — в полицию, второе — в АО "Национальные информационные технологии" с копией в Министерство информации и коммуникаций РК. АО "НИТ" осуществляет техническое сопровождение электронного правительства, а значит, его специалистам под силу выяснить, кто мог осуществить запрос в базу. Ну, и главное - сохраняйте спокойствие. Не исключено, что вы столкнулись лишь с технической ошибкой, а не с происками мошенников. В любом случае нелишним будет сменить ЭЦП. Пока старая подпись действительна, новую можно получить, не выходя из дома.

Значит ли, что из-за всего вышесказанного не стоит пользоваться системой "Электронное правительство"? Это решает каждый для себя. Только примите во внимание, что подделывают сейчас все — банковские карты, купюры, даже удостоверения личности. Однако никому не придет в голову отказаться от использования денег и документов из-за возможных действий мошенников.

Ольга Пинэко-Скворцова

Также читайте