Крик души услышали: Минобразования ответило на открытое письмо учительницы из Усть-Каменогорска

28 декабря 2018, 10:08
Сейчас читают:

В декабре Казахстан облетело открытое письмо учителя начальных классов СШ № 39 Оксаны Александровой. Министерство образования и науки РК отреагировало на проблемы, озвученные педагогом, передаёт корреспондент YK-news.kz.

Напомним, учительница из Усть-Каменогорска в своём послании перечисляла проблемы, которые делают невыносимыми жизнь работников образования в нашей стране. Некоторые предложения преподавателя весьма спорны. Бурное обсуждение письма идёт в социальных сетях. Не остался в стороне и Минобразования.

Мы приводим ответ вице-министра образования Эльмиры Суханбердиевой, опубликованный 25 декабря 2018 года на Facebook:

«Уважаемая госпожа Александрова Оксана!

Извините, не знаю Вашего отчества, поэтому обращаюсь так.

Большое спасибо Вам за то, что высказали свое мнение, в котором отразились проблемы, волнующие учителей нашей страны.

Попробую дать подробные ответы на все поднимаемые вопросы. Вы правы, что на учителя сегодня возложена огромная нагрузка: это и постоянная работа по повышению своего профессионального уровня, работа по программам обновленного содержания образования, классное руководство и многое-многое другое.

Вы просите Министерство образования и науки Казахстана уменьшить данную нагрузку и облегчить работу. И прежде, чем ответить на все Ваши вопросы, позвольте рассказать следующее.

Как человек вдумчивый, Вы понимаете, что ситуацию в образовании нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации в стране и в мире, поскольку образовательная система и ее возможности зависят, в том числе, от экономики республики. Первое десятилетие независимости мы переживали развал Союза, смену моделей развития, переход на рыночную экономику и последовавшие кризисы. Это был тяжелейший период нашей истории, нанесший удар не только по образовательной, но и по всем другим социальным отраслям, отойти от последствий которого потребовались годы. Нужно быть честными: никто в мире не стал ждать, пока бывшие союзные республики встанут с колен и придут в себя.

Отсутствие глобальных потрясений, научно-технический прогресс и цифровизация позволили ведущим экономикам мира уйти в сильный отрыв, сократить который возможно было только путем модернизации и изменения всех сфер и отраслей жизни, а в первую очередь — образования.

Любая реформа и любые изменения в такой фундаментальной системе как образование воспринимаются болезненно. Ситуация усугублялась тем, что на плавные изменения не было времени, поскольку повторюсь, никто из глобальных игроков не стал бы ждать и давать нам временную фору.

На протяжении последних пяти лет Министерство образования и науки РК реализует изменения образовательной системы на уровне школьного звена, чтобы сократить разрыв в конкурентоспособности казахстанских детей от их зарубежных сверстников.

В уходящем году Казахстан улучшил свою позицию по образованию в международных рейтингах. В ежегодном рейтинге глобальной конкурентоспособности The IMD World Completitiveness Ranking-2018 — по субфактору «Образование» мы заняли 29-ое место среди 63 стран, поднявшись на 6 пунктов по сравнению с 2017 годом.

В Индексе человеческого капитала Казахстан занял 31-е место, обогнав Испанию, Россию, Китай, Чили.

В рейтинге лучших университетов мира QS World University Rankings по активности и качеству научно-исследовательской деятельности, преподавания и других показателей в 2018 году отмечены 10 казахстанских вузов (в 2017 г. — 8 вузов).

Помимо глобальных вопросов, Министерство образования и науки РК работает над решением насущных проблем педагогов страны.

Начну по порядку.

О вопросе единицы психолога для учителей. В школах на сегодняшний день предусмотрены единицы педагогов-психологов. Приказом Министра от 13 июля 2009 года № 338 определены функции педагога-психолога школы, где среди остальных, есть повышение социально-психологической компетентности педагогов и обучение методам саморегуляции.

Эти специалисты могут не только заниматься вопросами детского образования и детской психологии, но и могут вести соответствующую работу с учителями. Данный вопрос будет дополнительно прорабатываться.

Ведение документации. Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 января 2018 года №32 утвержден Перечень обязательных пяти документов для учителя:

  1. Классный журнал.
  2. Календарно-тематическое планирование.
  3. Поурочное планирование или краткосрочный план.
  4. Документы по критериальному оцениванию (суммативное и формативное оценивание).
  5. Дневники учеников.

Все остальные виды работ не связаны с выполнением профессиональных обязанностей педагога. Наше ведомство постоянно бьет тревогу и обращает внимание руководителей регионов и организаций образования на запрет проведения таких работ.

Для освобождения учителя от заполнения статистических отчетных данных приказом МОН РК № 570 от 27.12.2012 г. создана Национальная образовательная база данных (НОБД), которую заполняют лица, определенные руководством школы. Учителя освобождены от сбора и заполнения форм статистической информации. Ни один завуч или директор не вправе требовать этого от Вас.

С 2016 года поэтапно в школах республики вводится электронная система «Kundelik» как форма обратной связи учителя с родителями и учащимися. Издан приказ МОН РК № 615 от 13 декабря 2017 года, который четко регламентирует заполнение классных журналов, дневников в цифровом формате, исключая дублирование на бумажном носителе.

К сожалению, учителя и руководство отдельных школ до сих пор не могут пока расстаться с психологией дублирования ведения классных журналов в режимах онлайн и офлайн.

Еще раз подчеркну, что дублировать информацию в письменном виде не нужно.

Система «Kundelik» работает в школах, подключенных к высокоскоростному интернету. В школах с низкой скоростью Интернета или где его пока все еще нет, ведение классных журналов ведется в традиционной форме. Этот вопрос — одна из задач, которую МОН РК решает совместно с профильными министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами.

Вопрос повышения заработной платы учителя. С 2016 года введена новая модель оплаты труда, которая позволяет увеличить зарплату, в среднем по сфере образования, на 29%.

С 2017 года внедрена новая доплата за преподавание предметов естественно-научного направления на английском языке в размере 200% от базового должностного оклада.

Учителям, работающим в режиме эксперимента, из местного бюджета устанавливается доплата в размере 40% от базового должностного оклада.

Оксана, что касается учителей, работающих по апробации в вашей школе и не получающих доплату, по этому вопросу мы разбираемся и в ближайшее время эта проблема будет решена, а виновные будут привлечены к ответственности.

В настоящее время Министерством предлагается ряд мер по увеличению заработной платы, в том числе, по увеличению размера доплаты за классное руководство и проверку тетрадей.

С 2018 года введены еще две новые доплаты: за работу в условиях обновленного содержания образования (30% от должностного оклада) и за подтвержденную квалификацию педагогического мастерства (от 30% до 50% от должностного оклада).

Вы знаете, что в стране вводится подушевое финансирование и в каждой школе действуют попечительские советы. По решению попечительских советов финансовые средства будут распределяться на нужды школы, при чем не только на улучшение материально-технической базы, но и на доплату к заработной плате высококвалифицированных педагогов, на создание и введение новых штатных единиц, к таким, например, как Вы пишите, помощник учителя и другие.

Проведение рейтинга школ не регламентировано ни одним нормативным документом, он не должен проводиться ни органами управления образования, ни местными исполнительными органами.

Никто не вправе заставлять учителя участвовать в различных профессиональных конкурсах, тем более - в платных.

Остальные вопросы, затронутые в Вашем письме, найдут свое решение в рамках Закона «О статусе педагога», разрабатываемому по поручению Главы государства. Будущий Закон будет способствовать качественному улучшению правового положения педагогов, гарантий их социальной защищенности.

Будет предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в случаях нарушения интересов педагога, в том числе, за привлечение педагога к выполнению функций, не связанных с его профессиональной деятельностью, за незаконное требование составления различных отчетов и информаций, не входящих в профессиональные обязанности педагога, за непредвиденные проверки деятельности учителя. А также за необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога, унижение чести и достоинства педагога, незаконные сборы с заработной платы педагога. Запрещается возлагать на педагога приобретение каких-либо товарно-материальных ценностей для обеспечения учебного или воспитательного процесса за счет собственных средств.

Кроме того, предусматривается право педагога на два выходных дня (суббота, воскресенье) при пятидневной учебной неделе, о которых Вы упоминали.

В настоящее время Законом РК «Об образовании» регламентирована 18-тичасовая учебная недельная нагрузка учителя. В законопроекте предусмотрена компетенция Министерства по определению нормативной учебной нагрузки в целях снижения нагрузки учителя.

Законопроект, принятие которого планируется в июне 2019 года, должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных несвойственных функций, а главное – поднять престиж профессии педагога, поднять его статус в обществе.

Прошу Вас, в Вашем лице всю педагогическую общественность, принять активное участие в обсуждении данного судьбоносного для каждого учителя документа.

Уважаемая Оксана Александрова!

Как политический служащий, начинавший свой трудовой путь от сельского учителя и не понаслышке знающий проблемы учительства, благодарю Вас за искренность, неравнодушие и активную гражданскую позицию.

Именно такие искренние, переживающие за учителей и школу, люди способны содействовать изменениям, так необходимым системе образования страны.

Только совместными усилиями самих учителей, профсоюзов, органов управления образования, гражданского общества мы сможем улучшить положение педагогов страны. Буду рада познакомиться с Вами лично.

С уважением и признательностью, вице-министр образования и науки Республики Казахстан Э. Суханбердиева».

Ирина Плотникова

Также читайте