Культурную жизнь Усть-Каменогорска ограничивает нехватка концертных залов

18 февраля 2018, 3:46
Сейчас читают:
Культурную жизнь Усть-Каменогорска ограничивает нехватка концертных залов Культурную жизнь Усть-Каменогорска ограничивает нехватка концертных залов
Культурную жизнь Усть-Каменогорска ограничивает нехватка концертных залов
Прежде чем собрать зрителей, самодеятельные коллективы должны найти свободную площадку для выступлений

Не секрет, что самую активную культурную жизнь в столице области ведут пенсионеры. Именно они — верная и благодарная аудитория творческих вечеров местных авторов, заседаний литературного объединения "Звено Алтая", концертов музыкального клуба "Эхо". К сожалению, похоже, что усть-каменогорским ветеранам придётся забыть о многих привычных культурных мероприятиях. Концертная деятельность самодеятельных коллективов сталкивается с неожиданными трудностями.

Бродячие артисты

Под Новый год горожане не дождались одного из своих любимых развлечений. Не прозвучал обещанный праздничный мюзикл от музыкального клуба "Эхо". Постоянные зрители атаковали исполнителей вопросами: "Где и когда?" Но артисты только разводили руками. Ответа у них нет и по сей день.

Ретро-клуб "Эхо" действует в городе уже шесть лет. Среди тех, кто выходит на сцену, нет профессиональных музыкантов. В клубе поют бизнесмены, инженеры, преподаватели, пенсионеры. Каждый месяц они дают концерт на новую тему: творчество известных композиторов, музыка советского кино, песни народов мира. Первоначально аудитория "Эха" была невелика — на дружеские вечера собиралось не более 30 человек. Теперь на концерты приходят в среднем около 300 зрителей.

Возросшая популярность сыграла с клубом дурную шутку. На заре своего существования самодеятельные артисты вместе со зрителями легко умещались в помещении городских библиотек и давали концерты бесплатно. Когда публики стало больше, потребовался обширный зал со сценой и музыкальной аппаратурой. "Эхо" начало кочевать в поисках новой площадки.  

Аншлаг жалоб

Проблемы у самодеятельных коллективов вроде клуба "Эхо" начинаются вместе с аншлагом. Ведь концерты даются бесплатно, без распространения билетов. Организаторы не знают, какое количество зрителей придёт.  

Объяснения с возбуждёнными любителями музыки, которым не хватило места в зале, как правило, выпадают на долю ни в чём не повинных вахтёров и гардеробщиков. Это порождает законные требования: "Ваши зрители — вы с ними и разбирайтесь!" Но проблема в том, что сами исполнители в это время готовятся к концерту: настраивают аппаратуру, распеваются. Если они будут стоять в гардеробе, то кто будет выступать на сцене?

В зале тоже хватает недовольных: даже приставные стулья достаются далеко не всем, публики много, дышать нечем. Зрители начинают жаловаться в различные инстанции.  

— После аншлага на концерте, посвящённом памяти Эльдара Рязанова, нам отказал в помещении Восточно-Казахстанский музей искусств, — рассказал один из руководителей клуба "Эхо" Мурат Койшинов. — Как раз из-за такого рода жалоб. Ситуация повторилась в Доме дружбы, когда он располагался в здании старого театра.

Со шляпой и с челобитной

Конечно, организаторы не виноваты в том, что публики приходит много. Однако зрители жалуются на неудобства. Выход из ситуации может быть простым: вводить входные билеты и реализовывать их точно по количеству мест в зале. Это позволит сделать контролируемым поток посетителей. Но тут свои подводные камни.

— Пока концерты, которые мы давали в Музее искусств, были бесплатными, арендную плату с нас тоже не брали, — говорит Мурат Койшинов. — Как только появятся билеты, возникнет и вопрос с оплатой помещения. А значит, дешёвыми билеты не будут. Пенсионеров, которые привыкли к нам ходить, это сильно ударит по карману.

Есть у медали и иные стороны. Если мероприятие платное, значит, надо регистрировать объединение, которое его проводит, чтобы платить налоги. Это тоже увеличивает цену билета. "Эхо" даёт концерты на регулярной основе, так что эту проблему клуб решил. А если речь идёт о разовом выступлении отдельного исполнителя? Станет ли он проводить его при наличии масштабных сопутствующих хлопот?

И это не единственная организационная сложность. Чтобы арендовать зал даже для одного концерта, необходимо пройти ряд согласительных процедур. Причём в каждом учреждении они свои.  

— По закону вы должны сначала согласовать цель и условия использования помещения, — объясняет директор Станции юного техника Ернар Жаркембаев. — Затем пишете письмо на имя директора учреждения. Если он даёт ответ, что не возражает, обращаетесь в местный отдел финансов, заключаете договор — и можете использовать помещение. Арендатору придется оплатить свет и воду, которые используются во время мероприятия.

Для аренды зала в ЦДК "Ульба" согласовывать все вопросы придётся уже с областным управлением культуры.

Во избежание Беслана и "Норд-Оста"

Итак, неформальное объединение зарегистрировалось, прошло согласительные процедуры и получило право вести концертную деятельность. Изготовлены билеты, которые отрегулируют количество публики. Дело за малым: найти зал, который вместит желающих прийти на мероприятие. Ещё несколько лет назад это решалось достаточно просто. Для проведения концертов бардовской песни, например, снимали актовые залы школ, насчитывающие в среднем 150 мест. Теперь это невозможно.

— Есть специальные приказы о создании пропускного режима в детских учреждениях, — комментирует директор Дворца творчества школьников Галина Асташкина. — Человек просто так зайти в школу не может, он должен предъявить документ, указать цель посещения. Даже родителей, которые приходят с детьми, мы стараемся оставлять на нижних этажах. Это главная причина. И вторая — санитарные условия. Концертный зал должен быть оснащён сантехническими удобствами, а у нас они расположены отдельно на втором этаже.

Запрет вполне понятен: безопасность детей превыше всего. Никто не хочет повторения трагедий Беслана и "Норд-Оста". Так что самодеятельным исполнителям можно забыть об актовых залах школ.  

Станция юного техника, в отличие от других детских учреждений, может предоставить помещение для концерта, но при определённом условии.

— Заключая с нами договор, индивидуальный предприниматель берёт на себя ответственность за безопасность проведения мероприятия, — говорит Ернар Жаркембаев. — Все участники должны регистрироваться, этот список будет храниться. Зрителей невозможно проконтролировать, поэтому записываются члены коллектива, которые в этот день несут полную ответственность за всё, что происходит в зале: за происшествия и поломки.

Готовы ли самодеятельные артисты, которые собираются раз в месяц для проведения концерта, обеспечивать не только его проведение, но и безопасность в здании?  

Займите очередь!

Таким образом, без проблем выступать можно в концертном зале. А много ли у нас таких? "Лихие девяностые" пережили лишь два здания, которые предназначены для проведения концертов: бывший Дворец культуры металлургов и ЦДК "Ульба".  

ДКМ в конце 2017 года был передан Дому дружбы народа — центру общественного согласия. А значит, выступать в нём смогут только коллективы, работающие под эгидой Ассамблеи народа Казахстана.

— Мы являемся государственным учреждением, работаем через казначейство и никому помещения в аренду не даём, — объясняет директор Дома дружбы Эльдар Толеубеков. — В первую очередь наши ресурсы предоставляются для этнокультурных объединений. Мне сейчас звонят частные организации, певцы, которые хотят у нас выступить. Я их переадресую в "Ертiс концерт", цель которого — проведение концертных мероприятий. А наш зал загружен, и мы не можем пускать в него на коммерческой основе.

Ситуация усугубляется тем, что КГКП "Ертiс концерт" тоже находится на стадии переезда. Ранее эта организация занимала здание ДКМ, теперь перебирается в ЦДК.  

Исполняющий обязанности директора "Ертiс концерта" Бекболат Кажиков заверил, что аренда зала в принципе возможна, вот только условия её пока не вполне ясны даже новым владельцам зала. В ДКМ часовой концерт обошёлся бы организаторам в 45 тысяч тенге. Какова будет арендная плата на новом месте, пока не ясно. ЦДК гораздо больше, коммунальные расходы там иные.  

А теперь займёмся простыми подсчётами. Концерт ретро-клуба "Эхо" обычно продолжается два часа. Чтобы окупить аренду зала даже по старым расценкам, цена билета должна быть не менее 500 тенге. Если в новых условиях цена возрастет, вход на концерт обойдётся зрителю ещё дороже.  

И напоследок самое печальное. По большому счёту, в Усть-Каменогор­ске остался единственный зал, где могут выступать самодеятельные и профессиональные артисты. Причем только на коммерческой основе, о бесплатных мероприятиях можно забыть навсегда. Представим себе очередь желающих петь на единственной в городе сцене. Первыми в этой очереди, разумеется, будут известные исполнители, при­ехавшие в наш город на гастроли.  

Подведём неутешительные итоги. Самодеятельных коллективов, готовых пройти через такие мытарства, чтобы выйти на сцену, найдётся не так уж много. Проще прекратить концерты. Клуб "Эхо" не хочет бросать своих зрителей и всё ещё ищет зал. Найдёт ли?  

Ирина Плотникова

Также читайте