Масштабный проект по модернизации столовых в рамках ГЧП стал для предпринимателей прямой дорогой к разорению
Школьные столовые в рамках мер по недопущению распространения коронавируса наглухо закрылись еще в марте. С тех пор им так и не разрешили работать. А между тем прямо перед введением действующих ограничений занимающиеся организацией питания учеников предприниматели вложили огромные средства в модернизацию столовых. И они совсем не рассчитывали на то, что окупать инвестиции помешает разбушевавшаяся пандемия.
Красиво поплыли, да быстро сели
С января 2019 года в областном центре была начата реализация проекта по обновлению школьных пунктов питания в рамках ГЧП. Сей масштабный проект предполагал, что заключившие соответствующий договор арендаторы смогут без помех эксплуатировать пищеблоки и обеденные залы в течение семи лет против одного года, как было раньше. Государство также пообещало предоставить такие меры поддержки, как освобождение от арендной платы и гарантия потребления услуг частников. Заманчивые условия. Но, по закону жанра и договора, предприниматели также должны были выполнить ряд обязательных условий: провести ремонтные работы, обновить оборудование и инвентарь пункта питания за свой счет.
В результате бывшие "столовки" превратились в красивые, уютные и технически оснащенные объекты. А предприниматели, будучи спонсорами такого преображения, распродали или заложили личное имущество, влезли в кредиты и потратили суммы гораздо большие, чем планировали изначально. Виной тому — ветхие коммуникации и старые здания, которые при близком рассмотрении оказались напичканы неприятными сюрпризами вроде прогнивших труб или покрытых свищами батарей. Но сказано — сделано. И в сентябре 2019 года новенькие столовые открыли свои двери для школьников. Предприниматели, надеявшиеся окупить свои вложения, радовались как дети.
А в марте 2020 года надежды рухнули как карточный домик, потому что столовые в связи с распространением коронавируса и введением ограничений были закрыты. И с тех пор ситуация для арендаторов столовых и обеденных школьных залов только ухудшается.
Завал по всем фронтам
Как сообщили в управлении образования Восточно-Казахстанской области, на настоящий момент в рамках договора ГЧП 46 школьных столовых перешли на долгосрочное семилетнее оказание услуг в сфере школьного питания.
— На сегодняшний день в связи с введением ограничений деятельность школьных столовых по организации питания временно приостановлена. В случае снятия ограничительных мер функционирование школьных столовых будет возобновлено, — заявили в ведомстве.
Яна Родякина провела модернизацию в столовой школы № 37. Для того чтобы набрать нужную для ремонта и переоборудования сумму в 26 миллионов тенге, ей пришлось заложить и продать часть личной собственности. Уже тогда женщина сомневалась в том, что сможет за семь лет окупить вложенные средства. Теперь она и вовсе не надеется приумножить свои капиталы.
— Мы простаиваем и никакой помощи не получаем. Мы растеряли весь персонал, так как люди с марта без работы. Платили им сначала отпускные, потом возможности кончились — и они ушли. Кто-то по специальности пошел, кто-то продавать одежду, кто-то мыть полы. Но из поварской деятельности люди ушли, — говорит Яна. — Если скажут открываться, я не знаю, где мы будем набирать столько поваров и персонала. И люди после открытия школ будут бояться возвращаться, потому что нет никакой гарантии, что карантин не введут вновь.
Еще одна головная боль для предпринимательницы — цены на продукты. Она опасается, что как только столовые откроются, поставить прежний ценник на завтраки и обеды будет невозможно, ведь продовольственные товары серьезно подорожали.
К слову, договором ГЧП цена на блюда в столовых регулируется.
— Договором предусмотрено установление оптимально приемлемой платы за питание, — заявляла в 2019 году руководитель гороо Усть-Каменогорска Жанат Айтпаева.
Только вот кто определит оптимально приемлемую сумму и сойдется ли она с той, которая позволит предпринимателям не только окупать траты, но и получать выгоду?
Евгений Семенов, который осуществил реконструкцию пунктов питания сразу в нескольких школах, подтвердил, что ситуация с персоналом складывается далеко не самым лучшим образом и повара просто разбежались в поиске стабильного заработка. Однако комментировать вопрос возможного роста цен на питание он отказался.
— О ценах на питание пока говорить сложно. Мы ждем, когда откроемся, а потом уже будет видно, — сказал мужчина.
Ранее предприниматели обращались к властям с просьбой разрешить им хотя бы кормить детей в мини-центрах и учителей, которые работают в школе. Кто-то видел в этом решении возможность удержаться на плаву, другие считали, что подобная мера станет лишь каплей в море. Но власти отказали в просьбе.
— Мы ходили в акимат, писали письмо в СЭС, чтобы нам разрешили кормить детей в мини-центрах. Мы бы хоть как-то выживали. Но столовые не открыли, — сетует Яна Родякина. — Сейчас уже надежды нет. Мы не выкарабкаемся. Как это все будет?
Просто навстречу
Яна и Евгений объясняют, разговоры о поддержке ходили, но дальше простого обсуждения дело не продвинулось, а ни одной эффективной меры поддержки так и не было выработано.
К примеру, в сентябре текущего года на заседании с общественниками и предпринимателями власти предложили арендаторам помочь в вопросе снижения кредитной нагрузки.
— Нам предоставили специальные условия по кредитам. Но нам они не подходят, потому что мы брали кредиты не как индивидуальные предприниматели, а как физические лица, — объяснил Евгений Семенов.
Однако бизнесмены не заинтересованы в том, чтобы закрывать столовые, ведь они вложили в модернизацию колоссальные деньги. Поэтому, отбросив былые обиды, вновь и вновь выходят на открытый диалог.
— Мы сейчас просто хотим, чтобы хотя бы на три года был продлен семилетний договор аренды. Переговоры начинались, но потом все затихло. Партнерами выступают управление образования и директора школ. Но пока мы молчим, они тоже молчат, — поделился Евгений Семенов. — Представьте, мы сидим почти год. Мы не сможем отбить вложения за оставшийся срок. Это нереально.
Также предприниматели надеются, что в случае открытия школ и срочной мобилизации пунктов питания им дадут хотя бы 10 дней для подготовки, чтобы найти персонал и закупить продукты.
Предприниматели долгое время кормили школьников обедами. И складывается ощущение, что теперь их самих кормят завтраками представители власти. Ведь, несмотря на все разговоры, заседания и диалоги, бизнесмены так и не ощутили реальной помощи от государства, с которым состоят в партнерстве.
Елизавета Седых