Мать погибшей в Согре девочки: Будь мужиком, отсиди пять лет!

16 августа 2018, 6:43
Сейчас читают:
Мать погибшей в Согре девочки: Будь мужиком, отсиди пять лет! Мать погибшей в Согре девочки: Будь мужиком, отсиди пять лет!
Мать погибшей в Согре девочки: Будь мужиком, отсиди пять лет!
На следующий день после трагедии горожане оставляли в районе злополучной «зебры» мягкие игрушки и свечи.
Фото Виктор Абакумов

13 августа завершился суд над водителем, сбившим насмерть девочку на пешеходном переходе в районе остановки "Старый подхоз". Виновник происшествия проведёт два с половиной года в колонии-поселении. Но всё ли сделано для того, чтобы подобное не повторилось вновь? Понимаем ли мы все причины, которые привели к гибели маленького человека? На процессе присутствовал корреспондент YK-news.kz.

Преступная самонадеянность

Стечение обстоятельств, приведших к трагедии, просто, страшно и... обыденно. Около пяти часов вечера третьеклас­сница возвращалась домой одна. Обычно её отвозил отец, но в школе отменили последний урок и он никак не успевал забрать дочь. Девочке пришлось добираться самостоятельно.  

Довольно долго она стояла в нескольких шагах от пешеходного перехода, не решаясь пересечь проезжую часть. И лишь в тот момент, когда в правом ряду затормозила грузовая "ГАЗель", она ступила на переход.

Водитель грузовика рассказал, что он выезжал со второстепенной дороги и остановился пропустить маршрутное такси, идущее по главной. Микроавтобус, видя, что ему уступают дорогу, двигался, не снижая скорости перед переходом. Девочку, выбежавшую на зебру, водитель маршрутки увидел в последний момент и рефлекторно начал уходить влево. Но избежать столкновения уже не мог. По показаниям свидетелей, скорость в момент трагедии была около 60 километров в час.

Сам виновник ДТП утверждал, что не заметил маленького пешехода за громоздким кузовом "ГАЗели" и был уверен, что дорога свободна. Видела ли школьница приближающуюся опасность или ей тоже мешал грузовик? Почему она побежала? Теперь уже нам никогда этого не узнать.

Водитель автобуса № 6, подъезжавший к перекрёстку с противоположной стороны, на суде выразил уверенность, что если бы шофёр маршрутки не начал манёвр уклонения, а двигался прямо, девочка успела бы пробежать мимо него.

Прокурор квалифицировал действия подсудимого как преступную самонадеянность. Он не выбрал безопасную скорость движения и допустил нарушение правил дорожного движения, приближаясь к пешеходному переходу.  

"Мне каждый день это снится"

Свидетельница, подъехавшая к месту трагедии несколько минут спустя, рассказала, что её внимание привлек микроавтобус, стоящий на обочине встречной полосы, и тело маленькой девочки, лежащей без движения. Возле погибшей на коленях стоял водитель маршрутки и плакал, пытаясь прощупать на детской ручке пульс. К сожалению, оказывать медицинскую помощь было уже поздно. От полученных травм школьница скончалась на месте.  

Подсудимый свою вину полностью признал.  

— Прошу прощения у родителей, — сказал он в последнем слове. — Я помню, что произошло. Мне каждый день снится это происшествие.

Он просил не лишать его свободы и позволить заработать деньги, чтобы выплатить материальный и моральный ущерб, причинённый его действиями.

Родные девочки виновника ДТП не простили.

— Будь мужиком, отсиди пять лет! — выкрикнула мать погибшей.

Слишком мягко?

Государственный обвинитель потребовал назначить подсудимому наказание в виде лишения свободы сроком два года и шесть месяцев с отбыванием в учреждении минимальной безопасности. Он мотивировал это тем, что в деле отсутствуют отяг­чающие вину обстоятельства, но есть смягчающие — чистосердечное раскаяние подсудимого и наличие у него двоих детей, за обучение которых он платит.

В качестве дополнительного наказания прокурор потребовал лишить виновника водительских прав сроком на пять лет и обязать выплатить потерпевшим три миллиона тенге в качестве возмещения морального вреда.

Мягкостью требований обвинения возмутился адвокат потерпевшей стороны. Она не усмотрела в деле смягчающих обстоятельств, позволяющих скостить наказание, и потребовала дать максимальный срок, предусмотренный данной статьёй, — пять лет лишения свободы. Моральный ущерб потерпевшие оценили в десять миллионов тенге.

— Я ко всему была готова, но я такого никогда не видела! — заявила защитница потерпевших. — Вопиющая позиция прокуратуры ничем не обоснована.

Судья вынес вердикт. Виновник ДТП будет отбывать 2,5 года в колонии-поселении. Он обязан оплатить процессуальные издержки, возместить подтвержденный документами материальный ущерб и выплатить потерпевшим шесть миллионов тенге в качестве моральной компенсации. Его лишили водительских прав сроком на пять лет.

Осуждённого взяли под стражу в зале суда. Представитель потерпевшей стороны выразила несогласие с приговором.

Почему это происходит?

В зале суда демонстрировалась видеозапись происшествия, заснятая камерой наблюдения. На ней видно, что девочка долго стояла, а когда обзор оказался закрыт кузовом грузовика, бросилась бежать по переходу.

Адвокат подсудимого в ходе судебных прений заявил о том, что не только водитель маршрутки в данной ситуации нарушил правила дорожного движения:

— Мы все понимаем, что перед пешеходным переходом, где есть ограничение видимости, водитель обязан снизить скорость и убедиться, нет ли пешехода. Но есть также правило: "На нерегулируемых пешеходных переходах пешеход выходит на проезжую часть после того, как оценит расстояние до приближающегося транспортного средства и его скорость и убедится, что переход безопасен".

Представитель потерпевшей стороны утверждает обратное:

— Ребёнок переходил пешеходный переход. Бежал он, шёл, пятился — не имеет никакого значения! Он переходил на разрешающий знак. И в результате девочка потеряла жизнь.

Пока ещё шло следствие, свое мнение на этот счёт высказал заместитель руководителя местной полицейской службы Бауржан Омаров, который по роду деятельности сталкивается с ДТП ежедневно. Он обратился к пешеходам:

— Будьте внимательны! Убедитесь, что приближающееся транспортное средство остановилось, водитель вас видит и пропускает. В противном случае нельзя ступать на проезжую часть, даже если вы идёте по переходу. Слишком часто у нас люди поступают совершенно иначе. Выбегают на дорогу. На пешеходный переход выходят так, словно они в броне. А ведь это ваша личная безопасность.  

Чтобы трагедия не повторилась

В ходе судебного процесса родные погибшей сделали заявление для прессы:

— На этом пешеходном переходе ничего не изменилось. Жители района собирали подписи, чтобы сделать его более безопасным. Там вообще неудобно: один останавливается и пропускает, а другой его обгоняет и едет. Пострадавшие там были неоднократно. Скоро 1 сентября, школьники снова пойдут. Хоть бы светофор на переходе поставили. Мы не хотим, чтобы такое с кем-нибудь повторилось!

Возможность установки светофора на переходе власти могут рассмотреть, если будут массовые обращения от граждан.

— Есть несколько механизмов, чтобы этот вопрос решить, — объяснил председатель Общественного совета Усть-Каменогорска Станислав Каримов. — Можно написать в административную полицию, в акимат города. Можно обратиться к нам в Общественный совет, у нас есть комиссия по транспортной инфраструктуре. Чем больше людей подпишется, тем лучше.  

В том, что на дороге гибнут дети — всегда вина взрослых. Это они не предусмотрели неосторожные действия ребёнка, не были внимательны к нему, не научили действовать правильно. Всё лето в сводках ДВД ВКО фигурировали сообщения о несовершеннолетних, попавших под колёса.  

— Вы знаете, как в школе ведутся правила дорожного движения? — рассказала нам на условиях анонимности учительница одной из городских школ. — Лет пятнадцать назад была практика, чтобы ПДД преподавали общественные инспекторы, и администрация старалась поручить это учителям, которые водят авто. Я сама водитель и вела ПДД, стараясь на конкретных ситуациях объяснить детям, где опасность и как себя вести. Потом эту нагрузку возложили на классных руководителей, которые иногда сами толком эти правила не представляют. К тому же, делать это они должны на классных часах. Классный час — это сорок минут в неделю. В некоторых школах вообще двадцать. И за это время учитель должен выдать темы по ПДД, основы безопасности жизнедеятельности, разобраться с успеваемостью, воспитательной работой заняться. Только и успеваем, что темы записывать. Никаких зачётов, решений дорожных задач — ничего этого нет!

Это подтверждает и директор одной из школ области:

— Нагрузки на классный час, действительно, больше, чем самих классных часов, так что ПДД часто ведётся формально. Раньше на занятия по дорожному движению приходили сотрудники ГАИ, давали разъяснения. Теперь эта практика забыта, всё возложили на школу.

Образовательные учреждения делают всё, что им предписано, чтобы дети знали, как себя вести по дороге на занятия.

— Мы на 1 сентября составляем для каждого ребёнка с 1 по 4 класс маршрутный лист, согласованный с родителями, — сообщил наш источник. — А если ученик живёт далеко, то делаем это и в старших классах. Инструктаж по безопасности ведётся раз в месяц.  

Но если дети попадают под колёса, может быть, этих мер недостаточно?

— Установка ещё одного регулируемого перехода — это не выход. Это локальное решение вопроса, — уверен глава Общественного совета Станислав Каримов. — Необходимо искоренять саму причину. А причина — в незнании водителями и пешеходами правил дорожного движения. В рамках рубрики "Дорога без правонарушений" мы планируем создать разъяснительные видеоролики с различными дорожными ситуациями. Будем показывать их в школах, распространять в соцсетях.

Пока шло судебное разбирательство, на зебре, где случилась трагедия, установили освещаемый дорожный знак. Достаточно ли этого, чтобы предот­вратить наезды в дальнейшем?  

Суд окончился. Виновному назначено наказание. Но случившееся уже не исправить. Девочка погибла. Ему теперь с этим жить.

И нам тоже.

Ирина Плотникова

Также читайте