Можно ли будет подросткам делать аборт без согласия родителей?

8 декабря 2018, 4:32
Сейчас читают:
Можно ли будет подросткам делать аборт без согласия родителей? Можно ли будет подросткам делать аборт без согласия родителей?
Можно ли будет подросткам делать аборт без согласия родителей?

Родов — 118, абортов — 82. Это статистика областного управления здравоохранения за восемь месяцев 2018 года. Она касается только подростков 15 – 18 лет. Практически за каждым случаем — страх, стыд, боль. Незнание и беспомощность. Непонимание того, к кому можно обратиться. В Казахстане ежегодно растет число фактов, когда несовершеннолетние беременеют, рожают. Или идут на криминальный аборт. Потому что не могут сказать об этом близким. В Министерстве здравоохранения РК сейчас обсуждают внесение изменений в Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", которые позволят подросткам от 16 до 18 лет пользоваться медицинскими услугами без согласия родителей. В том числе они получат право на аборт.

Проект, который пока еще даже не вынесли на обсуждение в Мажилис Парламента РК, уже наделал шума. Как и у любой идеи, появились сторонники и противники того, чтобы законодательно разрешить подросткам делать аборты самостоятельно. Корреспондент YK-news.kz попытался разобраться в плюсах и минусах возможных нововведений.

Они уже взрослые?

Как пояснила вице-министр здравоохранения РК Ляззат Актаева, ограничение на пользование медицинскими услугами, которое действует сейчас, препятствует своевременному получению этих самых услуг, особенно в вопросах профилактики нежелательной беременности, родов и абортов. Кроме того, большинство подростков боятся сказать родителям или близким родственникам о возникшей проблеме, в результате чего прибегают к криминальным абортам или того хуже — выбрасывают новорожденных детей. Это, конечно, единичные случаи, но они происходят регулярно.

Многие подростки уезжают учиться в другие города и регионы, поэтому не всегда есть возможность присутствия родителей или законных представителей, — пояснила директор департамента политики общественного здравоохранения Минздрава РК Айжан Есмагамбетова. — Иногда требуется незамедлительное оперативное вмешательство.

Кодекс предусматривает, что девушки будут сами подписывать согласие на аборт, а ответственность за проведение операции, будь то инструментальное, вакуумное или медикаментозное прерывание беременности, будет нести врач. Также в рамках кодекса предусматривается возможность раздачи бесплатных контрацептивов. Представители Министерства здравоохранения уверены, что такие меры позволят снизить количество нежелательных беременностей.

"Я бывший гинеколог, который видел достаточно жуткие последствия отсутствия элементарных навыков планирования семьи, — написал на своей странице в социальной сети управляющий директор НАО "Фонд медицинского страхования" Серик Танирбергенов. — И я не один раз делал аборты, их делал каждый гинеколог в мире. Да, аборты — это проблема, нельзя с помощью них регулировать рождаемость, но когда нет доступа к презервативам, люди делают аборты; когда нет доступа к легальному аборту — люди делают криминальные; когда нет денег на криминальный аборт — находят тысячу способов убить нежеланного ребенка. Если вы не хотите, чтобы молодые люди делали аборты — дайте им медицинскую помощь — профессиональные консультации, бесплатные презервативы. Ведь все это — как снежный ком. Не хотите криминальных абортов — разрешите их делать легально. Если хотите, чтобы люди меньше делали абортов, — научите их предохраняться. Если не хотите эпидемии половых инфекций — научите молодежь, как этого избежать".

По данным областного управления здравоохранения Восточного Казахстана, за последние два года в Усть-Каменогорске и Семее не было зарегистрировано отказов несовершеннолетних матерей от своих детей. Также не было зарегистрировано и осложнений у юных беременных, ни в случае абортов, ни в случае родов.

Если происходит прерывание беременности, то проводится заседание врачебно-консультативной комиссии организации ПМСП, — поясняет заместитель руководителя облздрава Райфа Сафиоллинова. — Прерывание проводится в стационаре с минимизацией рисков вмешательства.

В общем-то в такой статистике, казалось бы, нет ничего страшного. Но, к сожалению, никто не ведет учет нелегальных абортов, сделанных, скажем, при помощи китайских таблеток, которые можно приобрести в любой аптеке. Врачи-гинекологи говорят, что буквально раз в месяц к ним привозят женщин с осложнениями, возникшими в результате такого самостоятельного прерывания беременности.

Они же ещё дети!

Есть и те, кто говорит о другой стороне вопроса — нравственной. Разрешить подросткам самостоятельно прерывать нежелательную беременность — это значит одобрить беспорядочные половые связи. А ведь отсутствие элементарного сексуального воспитания ведет не только к беременности, но и к росту числа подростков, заразившихся заболеваниями, передающимися половым путем. Молодые люди не боятся вести половую жизнь, но боятся спросить о контрацепции или купить презервативы и противозачаточные таблетки. И это тоже проблема, о которой важно и нужно говорить.

Следует учитывать мнение несовершеннолетнего, но при этом окончательное решение все равно должно оставаться за родителями, — уверена председатель рабочей группы по здравоохранению Общественного совета по ВКО Татьяна Чернышова. — Поскольку в этом возрасте юноши и девушки еще не могут адекватно относиться к ситуации. Более того, принятие такого закона может вызвать прямо противоположный эффект — увеличение количества подростковых абортов. Сейчас есть некий сдерживающий фактор, пусть даже это и страх перед родителями. Начинать нужно с профилактической работы в школах и других учебных заведениях. Необходимо проводить лекции, семинары, объяснять и подробно рассказывать молодежи о том, чем чреваты незащищенные половые связи, какие последствия может повлечь за собой ранний аборт, о том, что есть риск бесплодия.

Нужно говорить и о последствиях абортов, тем более сделанных в юном возрасте. По словам акушера-гинеколога Ирины Петроченко, последствия прерывания нежелательной беременности могут быть очень серьезными. Так, 17 процентов женщин, решившихся на аборт, теперь страдают бесплодием. После инструментального аборта (хирургическое выскабливание содержимого матки прим. автора) возможны различные воспалительные процессы, образования сгустков, травмирование эндометрия, которые могут привести к раковым заболеваниям и перфорации матки.

При медикаментозных абортах риск осложнений гораздо ниже, но тем не менее назвать их безопасными нельзя. Несмотря на то что не происходит оперативного вмешательства, может возникнуть сильное кровотечение, резко упасть гемоглобин и другие последствия.

Именно об этом нужно беседовать с тинейджерами, причем не только в учебных заведениях, но и в первую очередь дома. Если родители стесняются, боятся или попросту не хотят поднимать подобные темы, подросток пойдет за информацией в интернет. А поскольку фильтровать потоки он еще не умеет, велик риск того, что случится какая-то проблема. Это касается не только девушек, но и парней. Обнаружив у себя симптомы венерических заболеваний, они опасаются рассказать родителям, а к врачу пойти без их разрешения не могут. Замкнутый круг приводит к осложнению болезни, которую на ранней стадии можно было легко вылечить.

У нас пока очень слабо идет разъяснительная работа, — констатирует Татьяна Чернышова. — А разрешение абортов без ведома родителей в буквальном смысле еще больше развяжет подросткам руки. Они будут знать о том, что взрослые не в курсе, и это повлечет еще большую безответственность и распущенность. Профилактика ранних абортов — это задача, для решения которой нужна консолидация врачей, государственных органов, общественных объединений и, конечно же, родителей и самих подростков.

При этом спикер считает, что некоторые медицинские услуги должны быть доступны подросткам без разрешения родителей. Ведь сейчас 16-летняя девушка не может даже просто прийти к гинекологу на консультацию без родителей или законного представителя.

Думаю, что некоторые услуги должны стать более доступными для подростков, к примеру анализы на заболевания, передающиеся половым путем, консультации по способам предохранения, — говорит Татьяна Чернышова.

Поддерживает ее и врач Ирина Петроченко, которая уверена, что в большинстве случаев даже на простой консультации при родителях подростки не обозначат все те проблемы, которые их интересуют.

Для любой девушки поход к гинекологу — это уже стресс, а если рядом мама, с которой, может быть, не самые доверительные отношения, то некоторые вопросы она просто не задаст, не поделится информацией, — объясняет Ирина Петроченко. Поэтому чаще всего к нам приходят уже с проблемой нежелательная беременность, воспаления и т. д. Мы бы хотели, чтобы подростки имели возможность получить консультативную помощь в сугубо "интимной" обстановке. Запрещать прерывание нежелательной беременности нельзя. Это может привести к всплеску криминальных абортов. Но и давать полную свободу действий не выход.

Что-то нужно делать!

В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, считают все мои собеседники. Нужно работать над профилактикой нежелательных беременностей и перестать закрывать глаза на то, что подростки сегодня "созревают" раньше.

В Казахстане каждая третья женщина прерывала беременность. Аборты — это большая проблема всего нашего общества, — подчеркивает Ирина Петроченко. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что подростки 14 – 16 лет ведут активную половую жизнь. А вступают они в нее неподготовленными, соответственно, это порой приводит к нежелательной беременности. А последствия ее прерывания могут быть самыми серьезными. Также есть психологическая сторона вопроса: это может быть и отвращение к сексу у молодых людей, и нежелание в будущем иметь детей. Также аборты могут вести к инфекционно-воспалительным заболеваниям.

К этой проблеме нужен разумный и основательный подход. Прежде чем запрещать или разрешать что-то, необходимо провести глубокий анализ ситуации. И возможно, решить вопрос можно будет, не прибегая к категорическим мерам. По словам спикеров, если начнется половое воспитание в школе и будет поддержка в семье, то количество абортов однозначно удастся снизить.

Есть мнение

Председатель общественного фонда "Амансаулык" Бахыт Туменова:

Вопросы репродуктивного здоровья молодых людей — тема, вызвавшая острую и непримиримую дискуссию в обществе. Мы не уходим от этой темы и считаем, что врачи сталкиваются не с причиной, а со следствием проблемы, которую необходимо решать цивилизованными методами. А сегодня мы живем в реальной жизни, где средний возраст начала сексуальной жизни подростков — 15 лет; когда именно среди молодежи распространяются инфекции, передающиеся половым путем, в том числе ВИЧ; когда криминальные аборты и применение сомнительных препаратов для прерывания беременности делают молодых женщин бесплодными; когда молодые девушки из страха осуждения убивают или выбрасывают новорожденных младенцев.

Никакими запретами, угрозами и наказаниями эти проблемы решить невозможно. Цивилизованный путь — информирование, просвещение, доверие и поддержка, повышение личной ответственности каждого человека за свою жизнь и свое здоровье. Врач не должен отказывать в лечении и медицинской помощи во всех этих случаях только потому, что молодой парень или девушка боятся своих родителей.

Серафима Березовская

Также читайте