Организаторов взрывов в Атырау будут судить по статье «Терроризм»
Недавние события на западе Казахстана, когда за один день в центре Атырау прогремело два взрыва, далеко не случайность. Силовики и депутаты в один голос говорят, что их можно было предотвратить - есть информация, что о готовящихся взрывах в эшелонах власти знали задолго до инцидента.
Диверсии подобного рода в республике совершались и ранее. Однако до последнего момента правоохранительные органы старательно избегали слов «теракт», «терроризм». Случившееся в Атырау показало: отрицать очевидное не просто сложно, но еще и опасно. В итоге уголовное дело все же возбудили по статье «Терроризм».
Первые свидетельства того, что в Казахстане орудуют неизвестные экстремистские группировки, появились еще весной этого года.
Хронология событий
17 мая в Актобе в здании департамента КНБ взорвался террорист-смертник. Известно, что когда он ворвался внутрь, на нем был пояс шахида. От взрыва пострадали трое гражданских и охранник, который пытался преградить дорогу террористу. В ходе следствия оперативники выяснили, что погибший - некий Рахимжан Макатов. Полицейские утверждают, что он был преступником и покончил с собой, чтобы избежать тюремного наказания.
Cпустя всего неделю, 24 мая, в Астане прогремел взрыв возле здания следственного изолятора КНБ. На воздух взлетел автомобиль «Ауди». Погибли двое - гражданин Казахстана и гражданин Киргизии. На месте силовики нашли взрывное устройство без поражающей начинки. Возбуждено уголовное дело по статье 188 - уничтожение или повреждение чужого имущества в результате неосторожного обращения с огнем. Силовики заявили, что взрывы в Актобе и в Астане между собой не связаны.
Через несколько недель, в ночь на 1 июля, в поселке Шубарши Актюбинской области неизвестные расстреляли двух полицейских. Сотрудники постовой службы погибли на месте, а преступники скрылись. Операция по задержанию длилась несколько дней. В ходе перестрелки погиб спецназовец. Троих полицейских ранили. Позже группа спецназа уничтожила девять предполагаемых убийц и задержала двух подозреваемых. В сентябре начался закрытый суд над обвиняемыми по этому делу. На скамье подсудимых - четыре человека. Как сообщают республиканские информагенства со ссылкой на официальные источники, преступникам предъявлены обвинения в терроризме, убийстве двух и более лиц и незаконном приобретении, сбыте, хранении оружия и боеприпасов.
И ближе к недавним событиям. 29 августа в одном из микрорайонов Атырау задержали членов экстремистской группировки, которые планировали террористические акты в Атырауской и других областях республики. В состав бандформирования входили около двадцати человек. Во время задержания один из экстремистов оказал вооруженное сопротивление и был уничтожен ответным огнем. Остальных поместили в следственный изолятор. Сейчас выясняются связи членов группировки с зарубежными террористами.
31 октября взрывное устройство сработало в мусорном баке возле областного акимата в Атырау. В тот же день прогремел взрыв в жилом квартале «Сарыарка».
Больше недели никакой официальной информации об организаторах и подробностях этого дела не было. КНБ и генеральная прокуратура молчали. В интересах следствия. Зато о группировке, взявшей на себя ответственность за взрывы, в полный голос говорили в интернете. О своей причастности к теракту заявила никому доселе не известная исламистская группировка, называющая себя «Джунд аль-Халифат» или «Солдаты халифата». В видеоролике, который появился во «всемирной паутине», террористы пригрозили Казахстану актами насилия, если правительство не отменит новый закон о религии (закон вступил в силу 13 октября — ред.). Речь идет о запрете на намаз в государственных учреждениях и контроле над въездом на территорию страны иностранных миссионеров. Солдаты Халифата утверждают, что взрывы «были просто предупреждением правительству».
Предупреждение сыграло свою роль. Кто такие «Солдаты Халифата», стали выяснять сотрудники КНБ и Генеральной прокуратуры.
Тем временем независимые эксперты строили свои предположения. Отдельные политологи утверждали, что «Джунд аль-Халифат» дислоцируется на территории афганской провинции Хост, в районе афгано-пакистанской границы. По их мнению, угрозы идут непосредственно от членов «батальона аль Захир Бейбарс», который состоит преимущественно из казахских моджахедов, воюющих на стороне афганских партизан против сил НАТО.
Официальное заявление на сайте Генеральной прокуратуры появилось только 9 ноября. Представителя ведомства Нурдаулет Суиндиков раскрыл подробности инцидента в Атырау.
Пока в диверсиях фигурируют только центр и запад Казахстана. Можно предположить, что основные силы экстремистски настроенных групп сконцентрированы именно в этой зоне. Но зачем и когда террористы вообще появились в Казахстане? Республиканские СМИ приводят такие данные. Лет 5-6 назад из Казахстана, том числе из Атырау, за религиозным образованием в Пакистан уехало немало студентов, многие из которых впитали там идеи мирового джихада и установления халифата. Небольшими группами из Казахстана в сторону Пакистана уходили их единомышленники и друзья. В 2009 году КНБ задержал шесть женщин с детьми из Атырау, которые пытались незаконно перебраться в Пакистан. На суде они признались, что ехали туда, чтобы воссоединиться со своими мужьями-моджахедами.
Значит, отчасти было известно, кто может стоять за взрывами в Казахстане. Депутаты мажилиса, например, после очередного пленарного заседания высказались журналистам, что правоохранительные органы могли предотвратить угрозу. Ирак Елекеев - один из мажилисменов признался, что слухи о возможных взрывах на западе страны появились еще месяц назад. Об этом же говорили и другие депутаты. Но никто, по их словам, данную информацию не проверил.
Между тем Парламент страны в кратчайшие сроки принял поправки, ужесточающие закон о борьбе с организованной преступностью и терроризмом. 2 ноября документ направили на подпись главе государства.
- Все концептуально новые поправки предусматривают усиление уголовной ответственности за совершение террористических преступлений и преступлений, содержащих признаки экстремизма, - заявил мажилисмен Николай Турецкий.
По мнению законотворцев, принятие документа позволит адекватнее противостоять угрозе терроризма и экстремизма.
Официальное признание «Терроризм в Казахстане есть» означает как минимум то, что угрозы подобного рода будут тщательно отслеживаться. Хотя и здесь есть свои подводные камни: за последние несколько дней сразу в нескольких регионах страны полицейским пришлось выезжать на сигналы о минировании различных зданий. Все вызовы оказались ложными. В Кокшетау телефонный террорист сообщил о бомбе, якобы заложенной на элеваторе. Его «коллега» из Атырау распространял слухи о жертвоприношениях к празднику Курбан-Байрам. Оба уже задержаны. Продолжается поиск преступников в Алматы - за минувшие сутки спецслужбам пришлось дважды реагировать на ложные вызовы.