Откуда смердит
- У нас что в городе – массовый прорыв канализационных труб?! - возмущена Валентина Морева. - Вонь невыносимая... По моим наблюдениям, сильнее всего амбре либо рано утром, либо поздно вечером. И главное, что никто не может ответить на вопрос: откуда воняет?! В департамент экологии звонила, там откровенно посылают. Позвонила по одному номеру, они мне дали другой, и так раз семь. Звонила в понедельник в ЧС, там говорят: "Не знаем, откуда запах. Все предприятия работают в обычном режиме".
Жалобы на неприятный запах в редакцию поступали практически из всех районов Усть-Каменогорска: Защиты, Стрелки, 45-й аптеки, Речного вокзала, "Колоса", улиц Виноградова, Карбышева, Амурской, бульвара Гагарина. Массово обращались люди и в природоохранную прокуратуру ВКО.
В пресс-службе городского акимата сообщили, что пахло сероводородом.
Первым делом в число подозреваемых в выбросах сероводорода у населения попали промышленные предприятия – в частности, ТОО "Казцинк" и ГКП "Оскемен Водоканал". Последнее – потому, что именно канализационным стокам присущ запах сероводорода. Первое – скорее, по инерции.
Это не мы!
Напомним, что впервые запах сероводорода появился в Усть-Каменогорске ровно два года назад – в июле 2010-го. И с тех пор периодически дает о себе знать. Преимущественно летом.
Как оказалось, экологические структуры были не готовы к появлению нового токсина в воздухе. В Усть-Каменогорске не нашлось организации, которая смогла бы определить концентрацию сероводорода в атмосфере. И, соответственно, его источник.
Найти виновного местные экологи и власти надеялись с помощью министерской комиссии по экологии... Не нашли.
В ТОО "Казцинк" заверили: сероводород - несвойственный для металлургии газ. Это вещество связано с нефтехимией, с процессом гниения органики. Кстати, о непричастности промышленного гиганта к выбросам сероводорода заявляли и специалисты Иртышского департамента экологии.
"В несознанке"
Директор второго предприятия, подозреваемого в газовой атаке, - ГКП "Оскемен Водоканал" - Ержан Аубакиров заявил: "Никаких аварий на канализационных сетях города нет. Предприятие работает в штатном режиме". Не удовлетворившись ответом Ержана Майдановича, мы провели небольшое расследование.
Жалобы на амбре канализации в городе начались после того, как Водоканал стал активно разгружать иловые карты Левобережных очистных сооружений. Дело в том, что карты давно переполнены. Из-за этого стоки, поступающие в сооружения, - промышленные и бытовые - не проходят должной очистки. Возникла угроза загрязнения Иртыша.
Карты разгружают, иловый осадок складируют, потом вывозят в район Кирзавода. Разравнивают, утилизируют по особой технологии.
Таким образом происходит рекультивация нарушенных земель. Завершающий этап – озеленение.
- В этом году утилизация иловых отходов продолжится, - сообщил начальник цеха очистных сооружений Водоканала Сергей Серебряников. - Сейчас ведется разгрузка иловых карт. Транспортировать в район Кирзавода планируем в августе.
Пушки на вас нет!
Природоохранный прокурор ВКО младший советник юстиции Ерсин Шыныбаев сообщил нашему корреспонденту, что неприятный запах как раз-таки связан с проведением работ на очистных сооружениях.
- Частично запах идет с очистных сооружений, - признался и Сергей Серебряников. - Но сооружениям, канализации всегда присущи не очень приятные "ароматы".
Специалист пояснил, что при существующей технологии размещения иловых осадков без зловония никак не обойтись. Дело в том, что осадки помещаются в 23 иловые карты на открытой поверхности. Общая территория размещения – около семи (!) гектаров.
- Почему запах особенно чувствуется этим летом? Из-за жары. При высокой температуре воздуха начинается активный процесс брожения осадков на очистных, - проинформировал Сергей Серебряников. - Куда ветер дует – туда запах и несет...
В основном от "благоухания" очистных сооружений страдают ближайшие районы. В остальной части города причина запаха может быть другой, отметил специалист.
К слову сказать, горожане утверждают, что в разных районах Усть-Каменогорска запах различен. К примеру, те, кто живет около парка "Металлург", вонь связывают с работами по прокладке новых канализационных труб в поселке Октябрьский. Однако там хоть аромопушка работает. Напомним, весной ГКП "Оскемен Водоканал" приобрело аэрозольную пушку голландского производства – устройство, распыляющее в воздухе специальный дезинфицирующий раствор с запахом лимона. Хотя жителям поселка и районов, расположенных по соседству, вряд ли по душе смесь лимонного аромата со смрадом канализации, но всё-таки...
Может, и правда источников несколько. Чтобы разобраться в истории с "душком", по поручению акима города Серика Таукебаева создана комиссия из числа экологов, химиков, депутатов, партийцев.
- Вы сказали, что существующая технология размещения иловых отходов сопровождается зловонием. Можно ли применять иную технологию? - задаю вопрос специалисту Водоканала.
- Есть проект реконструкции очистных сооружений города. Согласно ему, площадь иловых карт уменьшится. Однако это не решит проблему распространения неприятного запаха, - говорит Сергей Серебряников.
Планируется, что средства на реализацию проекта выделят в следующем году. Однако городские власти добиваются открытия финансирования уже в текущем году.
- Когда участились жалобы от населения на неприятный запах, мы сделали замеры концентрации сероводорода и аммиака на границе санитарно-защитной зоны нашего предприятия и непосредственно у источника, то есть возле очистных сооружений, - добавил Сергей Серебряников. - Превышения ПДК этих веществ не обнаружено. Понимаете, запах и концентрация вредных веществ – две разные вещи. Нет нормативов по классификации запаха – приятный, неприятный... Получается, запах чувствуется, а вредных веществ в воздухе нет.
В областной природоохранной прокуратуре сообщили, что также не располагают данными о превышении ПДК сероводорода. Зато 17,18, 19, 20, 23 и 24 июля в воздухе "зашкаливал" углеводород.
- Определен ли источник выбросов углеводорода?
- Мы инициируем проверки. Дадим соответствующее поручение госсанэпиднадзору. Департамент экологии сейчас не работает из-за реорганизации, поэтому пока их подключить не получится, - сообщил природоохранный прокурор ВКО Ерсин Шыныбаев.
Выходит, что устькаменогорцам остается только терпеть зловоние? Кстати, по научным данным, при небольших концентрациях довольно быстро возникает адаптация к запаху сероводорода, и он перестаёт ощущаться. Только во рту возникает сладковатый металлический привкус...
P.S. К слову сказать, в Усть-Каменогорске не определяют наличие сероводорода в воздухе ни ВК центр гидрометеорологии, ни ТОО "Центр экологической безопасности". Только некоторые частные организации, с которыми ГКП "Оскемен Водоканал" заключает договор.
А пора бы уже и госструктурам взяться за мониторинг этого токсина. И дать объективные данные по концентрации сероводорода в атмосфере.