Парень с ДЦП из Усть-Каменогорска: Моим родителям советовали оставить меня в Доме ребенка

9 февраля 2019, 6:10
Сейчас читают:
Парень с ДЦП из Усть-Каменогорска: Моим родителям советовали оставить меня в Доме ребенка Парень с ДЦП из Усть-Каменогорска: Моим родителям советовали оставить меня в Доме ребенка
Парень с ДЦП из Усть-Каменогорска: Моим родителям советовали оставить меня в Доме ребенка
Андрей Жистовский: "Мне часто приходится преодолевать себя. Буквально каждый день. Но я лидер. Потом, кто-то же должен быть первым. И я беру себя за волосы и тащу. И да, я горжусь собой!"
Фото Виктор Абакумов

Андрею Жистовскому тридцать. И у него ДЦП. Таких, как Андрей, называют людьми с ограниченными возможностями. Но так ли уж ограниченно живут люди с тяжелыми диагнозами, узнавал коррепондент YK-news.kz.

С первых минут встречи с этим молодым человеком рассеиваются все стереотипные представления о людях с серьезными заболеваниями. Он смотрит открыто и прямо, а когда улыбается — взгляд становится озорным. Начинает отвечать на вопросы — и невольно забываешь о том, что по медицинским показаниям у Андрея Жистовского вторая группа инвалидности. И уж тем более в момент знакомства с ним вряд ли возникнет желание его жалеть.

На странице в социальной сети Андрея в разделе "О себе" написано следующее: "Человек, который получил травму при родах и всю жизнь живет с этим и пытается доказать, что это не проблема, а всего лишь данность, и не проклятие, а некий дар".

Андрей Жистовский не понаслышке знает о трудностях, связанных с тяжелым недугом. Вследствие родовой травмы ему с младенчества поставили диагноз "детский церебральный паралич". Вопреки ожиданиям, на просьбу рассказать о себе молодой человек начинает говорить вовсе не о больницах, обследованиях и лечении. К своему возрасту Андрей пришел с немалым багажом жизненного опыта. Но его жизнь вертится вокруг совсем других вещей. Интересных, полезных и приносящих доход.

Покорять вершины

Андрей Жистовский родился в Риддере в семье простого рабочего и балерины. Покорять вершины его приучали с детства.

— Моим родителям говорили, что я никогда не буду ходить, советовали оставить меня в Доме ребенка. Отказаться. Но они никогда бы этого не сделали. Я благодарен своим родителям за то, что они меня не жалели, не опекали, не старались оградить от мира. Отец активно занимался моим развитием и воспитанием. Он хоть и обычный человек, но прошел в жизни непростой путь. Сильный духом сам, он учил меня быть таким же. Очень много времени мне уделял. Заставлял меня делать упражнения дома, отжиматься. Приобщал к спорту. Каждое лето мы с отцом ходили в горы. Если я не мог подняться сам, он помогал — и мы шли. Я смело могу сказать, что благодаря отцу я стал тем, кто я есть сейчас. Он единственный для меня пример, на который я хочу равняться, — делится Андрей.

Когда Андрей должен был пойти в школу, его не захотели принимать в учебное заведение. Из-за того что у мальчика были проблемы с передвижением и навыками письма: руки не слушались. Однако родители настояли, и сына взяли.

— Я никогда не был замкнут, не комплексовал. Не чувствовал себя каким-то особенным. Да, были проблемы, но я привык жить с ними. Труднее тем, кто свои заболевания приобрел гораздо позже. В прошлом здоровому, а в настоящем больному человеку — намного сложнее смириться, принять себя и продолжать жить. Я не могу сказать, что у меня не было периодов депрессий, но они редко были связаны с болезнью. Я с самого детства учился жить так же, как все. Был обычным пацаном. Ходил в школу, гулял с друзьями во дворе. В 12 лет увлекся музыкой, поступил в музыкальную школу на обучение по классу гитары. Увлечение это, наверное, было связано с тем, что я в силу возраста начал обращать внимание на девочек, — с улыбкой вспоминает Андрей. — А так как я не мог с ними побегать, то решил расположить их к себе с помощью песен. Музыкальный вкус сформировался под влиянием отца. Он любит качественную серьезную музыку. К такой у нас в семье относят творчество Цоя, Талькова, Кинчева, Шевчука и так далее. Поэтому само собой получилось, что я отдал свои предпочтения в пользу рока.

Собрал с друзьями музыкальную группу. Мы часто выступали на мероприятиях города. Это была настоящая артистическая жизнь. Дворец культуры для нас был дом родной. Постоянно там тусовались. В седьмом классе начал заниматься рукопашным боем. Свою роль в этом сыграли кумиры мальчишек 1990-х: Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Джеки Чан. Вообще, у меня был плотный график в то время.

Режим дня Андрея на тот момент выглядел так: с 8 до 11 утра он находился в музыкальной школе, потом шел в тренажерный зал, затем уроки в школе со второй смены. После школы репетиция группы в центре досуга "Беловодье". В полдесятого вечера делал уроки и ложился спать.

— Вот в таком режиме жил. И все успевал, — пожимает плечами мужчина.

В 16 лет Андрей Жистовский начал писать стихи, сочинять музыку. Его работы попали в сборник молодых авторов Риддера. Творчество плотно вошло в жизнь юноши.

Дорога лидера

После окончания школы Андрей решил поступить в ВКГУ на факультет журналистики. Переехал с друзьями в Усть-Каменогорск. Выбор факультета был случайным, но впоследствии Андрей не раз радовался тому, что выбрал именно эту специальность.

— Пока мои друзья изучали сопромат и чертили огромные схемы, моими домашними заданиями являлись прочтение книг, просмотр фильмов и журналов. Это был самый насыщенный период в моей жизни в плане творчества. В Усть-Каменогорске у меня появилась возможность продолжить заниматься своим любимым делом — музыкой. И совмещать свои увлечения с учебой. Ну как совмещать… Много времени на репетиции у меня высвобождалось потому, что я много прогуливал, — смеется Андрей. — Но при этом учился хорошо. Один мой преподаватель посоветовал мне купить диктофон, чтобы записывать лекции, поскольку держать ручку мне было сложно. И я просто отдавал диктофон одногруппникам, чтобы они записывали учебный материал с занятий, а сам вовсю погружался в мир местной субкультуры.

Так у молодого человека начался новый жизненный этап рок-молодость. В Усть-Каменогорске творческая деятельность студента Жистовского получила очередной виток. Андрей принимал активное участие в культурной студенческой жизни, параллельно выступая на концертах усть-каменогорского рок-движения.

— В универе я приобрел опыт написания сценариев. С ребятами писали программы для студенческих весен, посвящений в студенты, КВН, разных других мероприятий, — перечисляет приобретенные умения Андрей. — Тогда же я вступил в театральный кружок вуза. На сцене не играл, оставался за кадром и изучал техническую сторону, которая была для меня полезна. Учился работать с аппаратурой, звуком. Приобретал режиссерские навыки, читал книги об этом. В 19 лет собрал новую музыкальную группу "АНД", которая существовала пять лет. Это неплохой срок для такой самодеятельности. Даже довелось выступить в Новосибирске. В 22 года накопил денег и приобрел собственную аппаратуру: пульт, колонки, микрофоны, гитары. Копил не со стипендии, как большинство студентов, потому что учился платно. Деньги удалось заработать с помощью пункта приема стеклотары, который мы с друзьями организовали в Риддере еще в школьные годы. После окончания университета встал вопрос о трудоустройстве. Я понимал, что работать по специальности я не смогу. С написанием проблем бы не было. Но журналиста ноги кормят. Надо часто ходить на мероприятия. А для меня это было бы сложно. Тогда пришла в голову идея, как применить все то, чем я к этому времени овладел. Решил организовать коллектив для проведения банкетов. Этот бизнес хоть и сезонный, но прибыльный. Затраты на аппаратуру отбил быстро. На данный момент организация праздников — это моя основная работа. Свадьбы, дни рождения, другие торжества — вот поле для моей деятельности. Уже восемь лет работаю в этой сфере.

Четыре года назад Андрей вступил в Общественный совет областного центра в качестве эксперта рабочей комиссии по вопросам инвалидов.

— Я, как человек неравнодушный, хотел узнать всю эту деятельность изнутри, — роясняет Андрей. — Меня достаточно сильно волнуют проблемы социальной адаптации людей, у которых есть серьезные заболевания или находящихся в сложных жизненных ситуациях. Сейчас я веду активную работу в этом направлении.

Быстрее, выше, сильнее

Активист по натуре, Андрей привык всегда ставить перед собой цели и добиваться их. Поэтому когда представился случай попробовать себя в профессиональном спорте, он, не раздумывая, взялся за это непростое дело.

— Членство в Общественном совете позволило быть в курсе проведения определенных мероприятий. Так я узнал о паралимпийском движении. Мне предложили принять участие в IV Паралимпийских играх. В 2015 году они проходили в Павлодаре. Дисциплину для себя выбрал — жим лежа, потому что, учитывая активное спортивное детство, я мог справиться с нагрузками. Два месяца готовился, тренировался в Спортивном клубе для людей с ограниченными возможностями под руководством Ольги Кузовлевой. Потом была Паралимпиада. После я продолжал заниматься спортом, но в какой-то момент разочаровался, что ли. На подготовку к соревнованиям уходит много времени, сил и денег в том числе. Например, в период подготовки спортсмен должен придерживаться диеты, потреблять определенные продукты. Рацион должен отвечать потребностям организма в период тренировок. Опять же, отдельная тема — витамины, добавки. Правильное пищевое поведение — немаловажная составляющая успешного спортсмена. И придерживаться особенного вида пищи достаточно затратно. Но, прекратив участие в спортивных мероприятиях, я не перестал заниматься собой. ДЦП — может оказывать отрицательное влияние на любой орган. У кого-то это отражается на зрении, у кого-то поражается мозг. У меня заболевание дало негативный эффект на развитие мышц. Каждый день я должен выполнять какие-то элементарные упражнения, давать физическую нагрузку себе, чтобы держать тело в тонусе. Иначе нельзя. Поэтому каждый день у меня начинается с зарядки, — объясняет Андрей.

Не исключение

Мечты и планы на будущее есть у каждого. Андрей не исключение. Он вообще не считает себя исключительным. Но всегда стремится быть в первых рядах.

— Хотелось бы реализовать проект создания бизнес-центра для людей с ограниченными возможностями. Чтобы можно было уже непосредственно работать с людьми, помогать. Мечтаю организовать вокальную студию для инвалидов, запись аудиокниг для слабовидящих. Такого рода деятельность ведется в государственных структурах, но, на мой взгляд, недостаточно продуктивно. Нет должной информированности для населения о проблемах некоторых людей. Хотя инвалидов в Усть-Каменогорске очень много. И среди них, к сожалению, очень много молодежи. Почему-то принято отгораживаться от таких, как я, например. Кто-то даже относится с брезгливостью. Но скорее оттого, что такой недуг, как у меня, заметен. По не вполне внятной речи, по походке. Но ведь не сторонятся же больных сахарным диабетом или онкобольных. Просто люди не хотят или даже иногда боятся узнавать о чужих трудностях. Хотя, по большому счету, чем я отличаюсь от других? Да ничем, такой же человек. И имею полное право жить полноценной жизнью. (Андрей женат. И жена — его повод для гордости — прим. ред.) Я достоин этого. Мне часто приходится преодолевать себя. Буквально каждый день. Но я лидер. Потом, кто-то же должен быть первым. И я беру себя за волосы и тащу. И да, я горжусь собой!

Кто-то придумал делить людей на тех, у кого возможности ограничены, и тех, у кого они безграничны. Но стоит помнить, что каждый определяет свои границы сам.

Лилия Дроздова

Также читайте