Пожилые устькаменогорцы всё чаще подвергаются насилию в собственной семье

23 декабря 2017, 12:41
Сейчас читают:
Пожилые устькаменогорцы всё чаще подвергаются насилию в собственной семье Пожилые устькаменогорцы всё чаще подвергаются насилию в собственной семье
Пожилые устькаменогорцы всё чаще подвергаются насилию в собственной семье

С начала года в Усть-Каменогорске сотрудниками полиции было вынесено более трех тысяч защитных предписаний жертвам бытового насилия. Нередко это пожилые люди, а в роли агрессоров выступают их великовозрастные дети и внуки. Полиции известны случаи, когда избиения носят систематический характер. Плохо и другое. Все чаще старики подвергаются психологическому и экономическому давлению: их не бьют, но постоянно унижают, называют обузой, ограничивают в общении или отбирают пенсию. Они лишь молча терпят, поскольку не видят выхода и боятся усугубить ситуацию. Можно ли им помочь и почему люди жестоки с престарелыми родителями, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Родная кровь

В полиции подчеркивают: не стоит молча сносить угрозы или издевательства. Обращения по номеру 102 и по телефону доверия 23-27-56 принимаются как от самих потерпевших, так и от свидетелей насилия — соседей или родных.

Для обеспечения безопасности пострадавшего человека первым делом выносится так называемое защитное предписание.

— Это первичная мера профилактики, — поясняет старший инспектор группы по защите женщин от насилия местной полицейской службы ДВД ВКО Гульвира Калижанова. — Защитное предписание вручается человеку, совершившему бытовое насилие или угрожавшему это сделать, под расписку. Его уведомляют, что ставят на профилактический учет и запрещают предпринимать какие-либо агрессивные действия в отношении потерпевшего, причинять ему страдания. Участковый минимум раз в неделю на протяжении месяца должен посещать семью, интересоваться обстановкой, беседовать с участниками конфликта. За невыполнение защитного предписания предусмотрена административная ответственность: штраф или арест.

Необходимо подчеркнуть, что защитное предписание — это профилактическая мера, а не карательная. Его цель — предотвратить насилие, а не наказать виновного. К сожалению, как поясняют полицейские, большинство пенсионеров обращаются в полицию, когда уже не могут терпеть побои. Либо информация поступает от врачей, зафиксировавших ушибы или переломы. На этой стадии эффективность защитного предписания минимальна. Ведь если человек уже не раз бил престарелого родителя или отбирал пенсию, усовестить его весьма затруднительно.

Куда легче остановить агрессию в начальной стадии. Поводом для обращения за помощью должны становиться эпизоды с унижением и угрозами. Ведь помимо физического, законодательство выделяет экономическое и психологическое насилие.

Но над пожилыми людьми довлеет страх, что стоит пожаловаться — и близкие от них отвернутся. Он сильнее побоев и оскорблений. А без бумаги от потерпевшего полиция не вправе вынести защитное предписание.

— У пожилой жительницы областного центра постоянно проживает взрослый внук, который злоупотребляет алкоголем и поколачивает старушку. Один раз даже ломал руку, — рассказывает старший инспектор группы по защите женщин от насилия УВД Усть-Каменогорска Айгуль Абдикаримова. — Мы много раз убеждали женщину дать делу ход. Но она упорно отказывается и все прощает родимой кровинушке.

По этой же причине часть агрессоров не получается привлечь к суду за игнорирование защитного предписания.

Дайте укрыться

Но и в такой ситуации выход есть. В день обращения полицейские направляют потерпевших в кризисный центр. В нашем городе он действует на базе центра социального обслуживания населения "Ульба" по адресу: улица Добролюбова, 44. Здесь готовы принять и тех, кто сам приходит в поисках укрытия.

Тут у пожилого человека есть возможность залечить побои и попытаться разобраться в своей жизни. Помогут в этом психологи и юристы центра. Сюда придет и участковый для составления защитного предписания. Если это возможно, психолог поработает и непосредственно с агрессором.

Находиться в центре люди могут до полугода.

— За это время кто-то находит с обидчиком общий язык, — говорит директор кризисного центра Сания Аубакирова. — Другим мы помогаем разделить квартиру и начать жить отдельно, некоторые решают отправиться в дом престарелых. В любом случае окончательный выбор делает сам человек, мы лишь посильно помогаем его осуществить.

Никто не хотел плохого...

Мы попросили собеседницу составить своеобразный рейтинг причин насилия над стариками в семье.

Самая распространенная — это озлобленность и неустроенность более молодого поколения.

— Несомненно, большинство случаев бытового насилия приходится на неблагополучные семьи, особенно такие, где есть наркоман или алкоголик, — констатирует госпожа Аубакирова. — Вот один из последних случаев. Пьющий мужчина постоянно бил мать, отбирал деньги, тратил их на выпивку. Женщина долго никуда не обращалась — боялась новых побоев. Когда об этом стало известно, участковый направил ее к нам. В кризисном центре она хотя бы немного пришла в себя, нормально выспалась. А затем отказалась возвращаться к сыну — добровольно отправилась в дом престарелых.

Нередко бывает, что "конфликт поколений" — это попытка свести старые счеты.

— Нам стало известно, что благополучный обеспеченный человек, сам немолодой, периодически избивает мать — женщину совсем уже преклонного возраста, — продолжает Сания Магауовна. — Наши психологи долго выясняли причины. Оказалось, сын мстил матери за детские обиды. Он всю жизнь помнил ее крики и порку, не забыл, как мать закрыла дверь перед ним и молодой невесткой. И в конце концов эта застарелая боль вернулась бумерангом к теперь уже беззащитной старушке.

Излишние назойливость и бестактность старого человека тоже могут довести до трагедии.

— Горожанка долго жила с матерью: не получалось создать свою семью, найти мужчину. Старшая женщина решила, что должна наставить дочь, и изо дня в день давала ей советы в плане личной жизни. Стресс копился, как пар в котле, и в конце концов женщина в ярости сломала матери нос. А ведь никто ничего плохого не хотел.

Мама с папой — мои враги?

Но почему для многих из нас собственные родители — неприятная обуза и предмет ненависти? И почему сами старики не пытаются пресечь такое отношение, а лишь смиренно терпят?

— Понять это не так уж и сложно. Мы все привыкли находиться в своей социальной среде, — говорит психолог центра "Ульба" Александра Ковановская. — У пожилого человека она частично разрушена: нет прежней работы, стало меньше друзей. У него остались лишь семья, дети, и он вынужден все чаще и чаще вторгаться в их социум.

Взаимное непонимание, как поясняет психолог, естественно — разные поколения имеют отличающиеся взгляды и интересы. Добавьте к этому увеличивающиеся с годами мнительность, придирчивость и капризность. И вот перед нами не мама или папа, а совершенно другой человек.

— Это вполне терпимо при раздельном проживании, — продолжает собеседница. — Но когда вы проводите под одной крышей семь дней в неделю — разногласия накапливаются, и пожилой родитель становится причиной стресса. В свою очередь, престарелый родитель отождествляет реакцию детей с реакцией всего общества. У него создается впечатление, что на него ополчился весь мир и бороться не имеет смысла. Единственный выход для большинства стариков — терпеть и ждать кончины.

На самом деле выход есть. Помочь выстроить общение в семье, найти и нивелировать причины неурядиц поможет работа с психологом. К сожалению, в нашем обществе нет культуры обращения к таким специалистам. К тому же доступными их услуги не назовешь. Большинство психологов Усть-Каменогорска ведут частную практику, плата за прием начинается от 4000 тенге за сеанс.

Сегодня просто необходимо обратить на это внимание государства. Психологическая помощь должна быть доступной и, самое главное, востребованной. Нам всем пора понять, что стремление обсуждать свои обиды и конфликты — не постыдное, а, напротив, правильное.

В центре "Ульба" можно получить консультацию психолога на казахском и русском языках, предварительно записавшись по телефону 77-19-22.

Мои друзья со мной

Для нас пенсионер, который в собственной семье не живет, а доживает жизнь — явление в порядке вещей. Но именно такое отношение в корне ошибочно. Во многих странах хорошо себя зарекомендовали группы дневного пребывания пожилых людей, когда пенсионер проводит большую часть времени среди своих сверстников, а вечером возвращается домой. Ему это приносит интерес и пользу, а семье — разрядку.

Подобную практику пытаются перенимать и в Казахстане. В центре "Ульба" уже несколько лет действует своеобразный "салон" для пожилых людей.

— Через нашу группу дневного пребывания в год проходит 900 человек, — рассказывает директор центра. — Здесь они находятся среди своих, их объединяют общие темы для разговоров, общие занятия. Мы организуем концертные программы, выезды в музеи и театр. Многие действительно преображаются. Люди избавляются от ощущения собственной ненужности, вновь хотят жить полноценной жизнью.

Записаться на очередь в группу дневного пребывания можно в кабинете 102 отдела занятости и социальных программ Усть-Каменогорска (улица Тургенева, 30). К сожалению, количество мест ограничено. Каждый случай рассматривается индивидуально сотрудниками центра, и услуга предоставляется наиболее нуждающимся. Да и срок пребывания в группе небольшой — всего 13 дней.

Тем не менее практика показывает, что это эффективно. В европейских странах подобные центры открывают частные предприниматели. Казахстанский бизнес пока только присматривается к этой нише.

Даёшь деДсад!

Первый частный центр дневного пребывания пенсионеров не так давно заработал в Алматы.

— На открытие центра нас сподвигли личные семейные обстоятельства, — говорит автор идеи Сая Асанова. — Наша некогда активная и полная жизненных сил апашка достигла преклонных лет и уже не могла жить самостоятельно. Терять работу никому из семьи было нельзя, а подходящих вариантов ухода за пожилыми людьми по приемлемым цене и условиям мы не нашли. Тогда и родилась идея создать своеобразный "деДсад", чтобы помочь своей семье и другим людям со схожими обстоятельствами. И в феврале 2016 года открылся центр дневного пребывания для пожилых людей "ASAR", где наша бабушка стала первым посетителем.

Сая заостряет внимание на том, что центр полезен не только пожилому человеку, но и семье в целом. Забота о стариках — тяжелая и неблагодарная работа. 50 — 75 процентов людей, ухаживающих за престарелыми родными, со временем приобретают разнообразные психические расстройства, наиболее часто депрессию. В конечном итоге все это влияет на психологический климат в семье, провоцирует агрессию и насилие по отношению к старикам. Престарелый родитель одного из супругов может даже стать причиной развода.

***

По прогнозам количество пенсионеров в мире будет только увеличиваться. Как и запрос на их защиту и социальную адаптацию. Уже сейчас это должны осознать государство и общество.

В конце концов, всех нас ждет старость, и все мы хотим, чтобы она была счастливой.

Владимир Землянский

Также читайте