Понаставили

28 сентября 2012, 8:43
Сейчас читают:
За три года в Усть-Каменогорске установили более полусотни новых скульптур
Областной центр ВКО скоро сможет побороться за звание самого "оскульптуренного" города в мире. В последние три года количество скульптур здесь выросло в разы. Такими темпами скоро на каждого местного жителя будет приходиться по статуе.

В 2010 году в Усть-Каменогорске прошел первый симпозиум скульпторов. Тогда этот проект восприняли на ура. Ну где еще в Казахстане такое встретишь, чтобы мастера из разных стран приезжали к нам создавать произведения искусства? На это даже бюджетных денег не жалко. Но прошло время, и оценка несколько поменялась - с "чудесной идеи" на "может, хватит?!".

Скульпторы оказались весьма плодовитыми. За три года результатами их работы успели украсить все центральные улицы. Каменных изваяний с лихвой хватило даже на аллею Влюбленных. Постепенно начало складываться ощущение, что власти города уже не знают, куда расставлять скульптуры.

- Возникла проблема – как полученные в дар произведения заезжих архитекторов разместить в городе? - говорит профессор кафедры "Архитектура и дизайн" ВКГТУ Михаил Козлов. - Пошли по пути наименьшего сопротивления - "механически" разместить все фигуры на общественно значимых пространствах города без их тематической систематизации, масштаба, условий восприятия.

Скульптурам явно тесно рядом друг с другом. Грифона на центральной площади потеснила "Скифская красавица" - произведение последнего симпозиума скульпторов. И стоит она теперь, как в сказке, – к нам передом, к грифону... спиной. Правда, ранее сообщалось, что мифическому зверю подыщут другое место прописки. Но пока грифон остается на площади.

- Логичней учредителям симпозиума изначально в условиях конкурса определить для участников конкретные градостроительные ситуации. Это, в свою очередь, определило бы тематику произведений, их масштаб, условия восприятия, - продолжает Михаил Викторович. - Данные фигуры, несомненно, обогатили бы пространство конкретного места городской среды.

Ежегодный симпозиум – не единственный источник новых скульптур в Усть-Каменогорске. Только за последнее лето у нас прибавилось немало произведений, к международному скульптурному форуму отношения не имеющих. Особенно повезло в этом плане центральной городской площади и улице Казахстан. За скоростью появления здесь новых "обитателей" сложно уследить. Казалось бы, изваяний в этом месте и раньше хватало. Помимо устрашающего вида грифона имелись вечно неработающие гигантские наручные часы, дальше по улице - выполненные в глине национальные музыкальные инструменты и колоритная "Кочевница". Но, видимо, этого властям показалось мало. Весной на площади "высадили" тюльпаны-переростки, после добавили на клумбы жеребят и фазанов.

Дальше – больше. Неподалеку от кочевницы, восседающей на верблюде, появились хмельные от медовухи медведи. И в довершение ко всему целый караван кораблей пустыни остановился отдохнуть рядом с набережной. Всю эту скульптурную какофонию техник, материалов и представителей фауны довершает подобие топиарного искусства – зелено-желтые мишки в пластиковом исполнении.

- Когда скульптур слишком много, они не создают должного эффекта, - продолжает Михаил Козлов. - Три-четыре элемента воспринимаются акцентом, а когда их десять – это уже фон. Произведения созданы из различных материалов, разного масштаба. Возможно, где-нибудь в парке при продуманном размещении они и смотрелись бы хорошо. Но здесь создается впечатление хаоса, не позволяющего выделить более достойные произведения.

Сложно спорить, что за последние годы в городе появилось немало действительно интересных работ, которые украсили областной центр. Правда, не все получили однозначную оценку горожан. Рядовые устькаменогорцы с позиции собственного вкуса сложили свое мнение о различных скульптурах. Какие-то из них сразу полюбились, а некоторые до сих пор вызывают лишь недоумение.

Смазывает впечатление от новых скульптур и еще один момент. Не нужно быть архитектором, чтобы понять, что произведениям искусства, коими несомненно является большинство работ участников того же симпозиума, требуется соответствующее оформление. Бетонные постаменты весьма неэстетичного вида и пьедесталы, отделанные керамической плиткой, для этих целей вряд ли подходят.

Права все-таки народная мудрость, которая гласит, что хорошего должно быть в меру. Может, уже пора пересмотреть статус ежегодности усть-каменогорского симпозиума скульпторов и проводить его, ну, к примеру, раз в три года. Но, с другой стороны, если темпы создания скульптур все же не сбавят, эти произведения искусства могут стать отличными подарками. Их можно дарить по большим праздникам другим городам. А то несправедливо как-то получается - столько красоты нам одним...

Наталья Тишковец

Также читайте