Почему полицейские лишь устраивают засады возле дорожных неровностей, а не штрафуют коммунальные службы за бездорожье?
С начала года административный суд Усть-Каменогорска вынес более 300 постановлений о лишении горожан водительских прав за выезд на встречную полосу. Но не торопитесь ругать нарушителей. Зачастую шофер вынужден выбирать, чем поступиться — правом водить машину или самим автомобилем? Он ведь бьется из-за колдобин, которые не всегда можно объехать без нарушения ПДД. По закону при любой аварийной ситуации должно учитываться состояние дорожного покрытия. Есть хороший способ его улучшить — штрафовать тех, кто должен следить за трассами. Однако этот рычаг бездействует. Корреспондент YK-avto.kz попытался разобраться в ситуации и выяснить: почему за разбитые дороги вынуждены отвечать только водители?
Начальник местной полицейской службы Усть-Каменогорска Александр Соколовский на недавнем заседании Общественного совета неосторожно похвалился результатами работы патрульных на дороге. И подвергся жесткой критике.
— По профилактике дорожной безопасности мы добились положительных результатов, выявив с начала года более 45 тысяч административных правонарушений, что на 12 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, — озвучил цифры господин Соколовский.
Аплодисментов почему-то не последовало. Напротив, слушатели возмутились, что полицейские только и делают, что "пасутся" на дорогах.
— Но ведь выявленные правонарушения напрямую отражаются и на последствиях, — попытался защититься Александр Александрович. — Сама статистика говорит, что у нас стало меньше ДТП, погибло и пострадало куда меньше людей...
Однако эти выводы не удовлетворили участников обсуждения. По мнению собравшихся, было бы замечательно, если бы полицейские ограничивались предупреждениями в тех случаях, когда нарушения не повлекли никаких последствий на дороге и не создали угрозы для остальных участников движения. Но в нашей стране принято переучивать водителей исключительно карательными методами.
— В городе есть множество точек, где сотрудники полиции регулярно устраивают облавы на автомобилистов, — обратился к полицейскому начальнику кто-то из зала. — И только благодаря этому, как вы выразились, у нас заметен явный прирост выявленных нарушений на дороге. Но никакая это не профилактика! Полицейские не способствуют разрешению серьезных проблем на дороге. К примеру, у городской налоговой разрушена дорога. Автомобилисты полгода объезжают глубокую яму по трамвайным путям. Вместо того, чтобы доложить о выбоине руководству, полицейские из засады снимают маневры автомобилистов на видео. А потом права отбирают!
К беседе тут же подключились сотрудники прокуратуры.
— Это просто вопиющий случай, будем разбираться, — заявил исполняющий обязанности начальника отдела прокуратуры Усть-Каменогорска Рустам Туйебаев. — Если дороги нет, то водитель вынужден совершать подобные маневры, чтобы не повредить свой автомобиль. И если полицейские это видели, но действительно ничего не сделали для обеспечения безопасного проезда, то последуют соответствующие выводы и будут вынесены постановления.
История с ямой, внезапно получившая широкую огласку, заинтересовала и редакцию YK-avto.kz. Мы отыскали горожанина, который поплатился водительскими правами за объезд бездорожья по встречным трамвайным путям.
Вам роют яму!
По рассказу 26-летнего устькаменогорца, неприятный инцидент произошел с ним 29 августа возле здания городского управления государственных доходов (бывшая налоговая). На выезде с парковки установлен знак "Движение направо", предполагающий проезд машин со стоянки по трамвайным путям до ближайшего поворота на проспект Независимости.
— Я подчинился требованию знака и поехал направо, — рассказывает свою версию событий Алексей П. — Сразу после поворота на трамвайные рельсы уперся в огромную выбоину. Чтобы не повредить автомобиль, взял немного левее — и успешно миновал разрушенный участок дороги. Навстречу мне никто не ехал, там расположены лишь трамвайные пути, только уже обратного направления. Буквально через 100 метров меня остановили сотрудники полиции. Я попытался объяснить полицейским причину своего маневра, указав на глубокую выбоину. Но они даже не отметили яму в составленной схеме. Отстаивать свою позицию пришлось уже в суде, прибегнув к помощи специалистов.
Молодой человек нанял независимых экспертов, чтобы определить степень повреждения дорожного полотна. Исследование четко обозначило причину маневра автомобилиста — размеры ямы в несколько раз превышают все допустимые параметры, а объезд препятствия справа технически невыполним из-за высокого бордюра, ограждающего тротуар.
"Согласно проведенным измерениям, длина выбоины составляет 1,9 метра, средняя ширина 1,05 метра, а ее глубина достигает 9 сантиметров. При этом требования к состоянию покрытия проезжей части гласят, что предельные размеры отдельных повреждений не должны превышать 0,15 метра по длине, 0,6 метра по ширине и 5 сантиметров по глубине", — отметил в своем заключении судебный эксперт Сергей Тыль.
"Суд не может согласиться с выводами эксперта, что объехать препятствие без выезда на трамвайные пути встречного направления или проехать через яму невозможно. В приложенных к заключению фотографиях четко видно, что другие транспортные средства проезжали через данное препятствие, о чем свидетельствуют следы протекторов. При таких обстоятельствах суд считает вину водителя доказанной", — говорится в постановлении административного суда за подписью судьи Сайрана Ибраева.
Молодому человеку год запрещено садиться за руль автомобиля. Водитель намерен оспорить судебное решение и уже разослал жалобы в различные инстанции. Пока все попытки отстоять свою правоту тщетны.
— Интересно мнение суда: едут все — езжай и ты. А если на пути будет обрыв, то тоже в него нырять? — недоумевает Алексей. — В ходе всего административного производства было допущено множество неточностей и нарушений. Это уже юридические тонкости, и разобраться с ними мне поможет адвокат. А пока мы подали на апелляцию, разослали жалобы куда возможно, в том числе в прокуратуру. Создается впечатление, что яма возле налоговой лишь привлекает очередные полицейские засады. И самое досадное, что никто даже не пошевелится заделать эту неровность. Неизвестно, сколько еще водителей пострадали так же, как я.
Пропасть или взлёт?
Юристы, специализирующиеся на разборе автопроисшествий, отмечают, что ответственность за дорожные неровности должны нести коммунальные службы, а не водители, которые вынуждены вилять на дороге, дабы не угробить свои машины и себя вместе с ними.
— Если сотрудник полиции знает про выбоину и даже докладывал про нее руководству — почему же они не отреагировали, не направили предписание в отдел ЖКХ? — задается вопросом редактор агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" юрист Алексей Божков. — Далее, почему полицейский стоит и ждет, когда кто-либо объедет эту выбоину слева, вместо того, чтобы предотвращать опасность? Считаю, что он нарушает Закон "О дорожном движении", где основными принципами провозглашены соблюдение интересов участников дорожного движения и системный подход к обеспечению безопасности движения. И где в этой ситуации исполнение этих принципов?
Мы вспомнили несколько резонансных случаев, когда водители и вправду не стали объезжать препятствия на дороге. Вот чем это закончилось.
В марте 2015 года в Усть-Каменогорске на улице Гоголя скопилась огромная лужа. Под толщей воды на дороге образовалась промоина. Жительница областного центра на "Nissan Juke" не стала объезжать устрашающую лужу по встречной полосе и продолжила движение по воде. Машина на скорости провалилась в глубокую яму. От удара у иномарки буквально разорвало на части два колеса, выбило подвеску. Лишь по счастливой случайности водитель и пассажиры не пострадали.
В августе этого же года в Усть-Каменогорске на проезжей части улицы Казахстан "Lexus" угодил колесом в приоткрытый люк колодца. Иномарка получила значительные повреждения, оцененные в миллион тенге. Владелец иномарки полгода судился, чтобы добиться от коммунальных служб возмещения ущерба.
Если коммунальные службы начнут более ответственно подходить к выполнению своих должностных обязанностей, а бдительные полицейские вместо того, чтобы карать водителей, примутся штрафовать чиновников, вероятно, тогда ситуация начнет меняться. К слову, в Административном кодексе РК предусмотрена ответственность за ненадлежащее содержание дорог — она влечет штраф в размере 10 МРП (21 210 тенге) на должностных лиц. А пока автомобилистам придется как-то выкручиваться на дороге и "собирать" все встретившиеся на их пути ямы и неровности, дабы не перейти в разряд пешеходов.
Больше не попадайтесь
Корреспондент YK-avto.kz решил выяснить, где в Усть-Каменогорске водители чаще всего выезжают на встречку, возможно, потому что являются заложниками ситуации. Сведениями охотно поделились в административном суде.
— Выезд на встречную полосу — одно из грубейших нарушений правил дорожного движения. За такой маневр предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на один год. Только с начала года нами было рассмотрено 326 таких дел, — сообщил председатель специализированного административного суда Усть-Каменогорска Сайран Ибраев. — Большинство людей нарушают из-за простой невнимательности. Кто-то просто не знает ПДД, что, разумеется, не освобождает от ответственности. И вот поэтому хотелось бы предупредить и акцентировать внимание автолюбителей сразу на трех участках дорожно-транспортной сети Усть-Каменогорска, где совершается около 75 процентов всех выездов на встречную полосу. Первое такое место — это налоговое управление, где водители, дабы миновать яму, едут на встречные трамвайные пути. Второе — перекресток улиц Мызы и Казахстан. Регулярно здесь в крайних левых рядах образуется затор, и нетерпеливые водители, стараясь скорее повернуть, случайно оказываются на встречной полосе. Перекресток по периметру оборудован камерами видеонаблюдения, и в итоге таких автомобилистов ждет лишение водительских прав. Третье место — это парковка перед магазином "Ивушка" на улице Виноградова. Там также размещены камеры. Нередко в поисках свободного места на стоянке автомобилисты начинают двигаться по встречной полосе. За это их ожидает наказание.
Добавим, что, помимо озвученных судьей участков, в городе остается немало мест, где стражи правопорядка наиболее активно штрафуют водителей. Схемы полицейских засад уже на протяжении нескольких лет копятся на нашем автомобильном сайте YK-avto.kz.
Артур Власов