Почему причастных к небезопасной дезинсекции в кафе трудно призвать к ответу

10 апреля 2021, 5:42
Сейчас читают:
Почему причастных к небезопасной дезинсекции в кафе трудно призвать к ответу Почему причастных к небезопасной дезинсекции в кафе трудно призвать к ответу
Почему причастных к небезопасной дезинсекции в кафе трудно призвать к ответу

Почти месяц назад санитарные мероприятия в одном из заведений общественного питания Усть-Каменогорска здорово напугали 20 жителей многоэтажки. Несмотря на жалобы пострадавших, шансы на то, что кто-то понесет ответственность за неприятные последствия санитарной обработки, невелики.

В ночь на 14 марта в результате дезинсекционной обработки помещения кафе, расположенного в многоэтажке № 77 на улице Крылова, жильцы одного из подъ­ездов почувствовали недомогание. Пары токсичного вещества распространились по подъезду через систему вентиляции и проникли в квартиры. Возмущенные и напуганные жители обратились в полицию, скорую помощь и ДЧС. Но несмотря на работу правоохранительных органов, до сих пор люди не могут получить никакой информации относительно того, кто должен отвечать за произошедшее.

— Нас ни о чем не информируют, — недоумевают жители четвертого подъезда дома № 77. — Через несколько дней после происшествия кто-то из соседей пытался позвонить в СЭС, узнать, что будут предпринимать по факту отравления. Но с человеком поговорили довольно резко. Дали понять, что мы сами виноваты, так как в ту ночь никто из жителей не вызвал санэпидслужбу.

На нет и суда нет?

В областном департаменте санитарно-эпидемиологического контроля подтвердили, что отсутствие обращения пострадавших может затруднить работу по привлечению к ответственности причастных лиц.

— Согласно Предпринимательскому кодексу РК, основанием для внеплановой проверки могут послужить извещения по конкретным фактам о причинении вреда жизни и здоровью, — объяснили в департаменте. — Также контроль могут провести после экстренного сообщения о смерти либо экстренной информации от субъектов здравоохранения о возникновении (или угрозе возникновения) отравления. Но поскольку в адрес управления санэпидконтроля обращения от жильцов дома № 77 на улице Крылова не поступали, законных оснований для проведения проверки быть не могло.

И вроде все предельно ясно. Вот только как можно ставить в укор жителям то, что они в панике эвакуации не догадались позвонить в нужную инстанцию?

К слову, не было вызовов санэпидслужбы и со стороны медиков, оказывающих помощь пострадавшим в ночь с 13 на 14 марта.

— Из объяснительной врача приемно-диагностического отделения областного специализированного медицинского центра известно, что после происшествия в доме № 77 за помощью медиков центра обратились трое жителей, — сообщили в департаменте санэпидконтроля. — При поступлении у всех пациентов были жалобы на тошноту, першение в горле и носу. Состояние оценивалось как удовлетворительное. На момент осмотра жалобы в динамике уменьшились. Показаний к госпитализации не было. Пациентов отпустили домой с рекомендациями. В связи с тем, что окончательный диагноз острого отравления не был выставлен, экстренные извещения не подали.

В департаменте также добавили, что отборы проб воздуха в подъезде и в помещениях квартир жилого дома со стороны управления санэпидконтроля не проводились ввиду отсутствия правовых оснований для посещения объекта предпринимательства.

Кроме того, оказалось, что как таковых правил обработки пунктов общепита нет.

— Требования, касающиеся проведения дезинсекции на объектах общественного питания, не регламентированы соответствующими документами Минздрава и Министерства национальной экономики, — уточнили в ДСЭК. — В связи с чем осуществление проверки с привлечением к ответственности виновных лиц не представляется возможным.

В свете всего вышесказанного невозможными оказались и меры административного воздействия со стороны департамента. Увы. В ведомстве лишь упомянули, что определить наличие (либо отсутствие) уголовно наказуемого деяния в действиях администрации кафе и дезинсекционной фирмы могут в полиции.

Кстати, в городском управлении полиции сухо сообщили, что в отделе дознания начато досудебное расследование по статье 304 Уголовного кодекса РК "Нарушение санитарных правил или гигиенических нормативов".

Классное средство

Тем не менее экспертам удалось установить, какое вещество использовала дезинсекционная служба при обработке помещения кафе.

— Для проведения дезинсекционных мероприятий в пункте общественного питания на улице Крылова, 77, было использовано инсектоакарицидное средство "Циперметрин 25", — рассказали в ДСЭК. — По параметрам острой токсичности при попадании в дыхательные пути относится ко второму классу (опасные вещества), при введении в желудок — к третьему классу (средняя опасность), а при нанесении на кожу — к четвертому классу (малоопасные вещества).

Инструкция по применению средства гласит: "При нарушении правил безопасности или при несчастных случаях может развиться острое отравление. Признаками отравления являются неприятный привкус во рту, слабость, рвота, головная боль, тошнота (усиливается при курении, приеме пищи), боли в брюшной полости, раздражение органов дыхания, обильное слюнотечение. При отравлении через дыхательные пути необходимо вывести пострадавшего на свежий воздух, снять загрязненную одежду, прополоскать рот водой или двухпроцентным раствором пищевой соды. Затем дать выпить один - два стакана воды с активированным углем (10 - 15 таблеток). […] После оказания первой помощи пострадавший должен обратиться к врачу".

Стоит отметить, что, по данным департамента, на территории РК действует постановление главного государственного санитарного врача от 20 февраля 2020 года "О проведении санитарно-профилактических мероприятий". В документе отражен запрет реализации населению средств дезинсекции и дератизации первого, второго, третьего класса опасности.

Информация, прямо скажем, настораживает. Некоторые из пострадавших жильцов задумались, должен ли был владелец кафе оповестить жителей о предстоящей дезинсекции, учитывая использование такого средства?

— Данный вопрос не регламентируется действующими нормативно-правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — заявили в департаменте санэпидконтроля.

Всё в порядке?

А вот насколько безопасно посещать кафе после обработки, в департаменте ответить затруднились.

— Дать оценку последствиям проведенной дезинсекции по имеющимся материалам не представляется возможным, — отметили в ведомстве. — Ответственность за подготовку помещений объекта общественного питания к проведению дезинсекционных работ (в том числе безопасное хранение продуктов питания, посуды, проветривание и влажная уборка по окончании обработки) несет хозяйствующий субъект.

Вместе с тем, какими последствиями для здоровья аукнется нештатная ситуация, теряются в догадках и сами жильцы.

— Вроде все сейчас чувствуют себя хорошо. Видимо, обошлось, — делятся жители четвертого подъезда. — Беспокоит только тот факт, что раз кафе продолжает работу, то такая дезинсекция – не единовременная мера. Остается только надеяться, что в следующий раз к обработке отнесутся с большими предосторожностями.

Напоследок скажем, что мы пытались выяснить, кто же возместит ущерб, причиненный людям в результате дезинсекции, и куда могут обратиться с жалобой пострадавшие? Однако в департаменте категорично заявили, что "данный вопрос находится в ведомстве гражданского судопроизводства".

Что ж, добавить нечего. По всему выходит, что веских поводов для беспокойства в данном случае компетентные органы не усмотрели? К тому же, по данным статистики департамента санэпидконтроля, аналогичные эпизоды или происшествия с летальным исходом после использования средств против вредителей в Усть-Каменогорске и ВКО в 2020 году и за истекший период 2021 года зарегистрированы не были. И хотя многим жителям четвертого подъ­езда дома № 77 мартовские выходные запомнятся надолго, может, и впрямь ничего критичного не произошло? Или только на этот раз?

Лилия Дроздова

Также читайте