Предприниматель, пенсионер, домохозяйка и 32 сотрудника УМЗ — кто голосовал на общественных слушаниях за строительство банка урана?

4 апреля 2016, 10:32
Сейчас читают:
Предприниматель, пенсионер, домохозяйка и 32 сотрудника УМЗ — кто голосовал на общественных слушаниях за строительство банка урана? Предприниматель, пенсионер, домохозяйка и 32 сотрудника УМЗ — кто голосовал на общественных слушаниях за строительство банка урана?
Предприниматель, пенсионер, домохозяйка и 32 сотрудника УМЗ — кто голосовал на общественных слушаниях за строительство банка урана?
Так "урановый склад" на УМЗ выглядел в прошлом году
Фото Виктор Абакумов

В Усть-Каменогорске построят склад для хранения низкообогащенного урана. Проект по его возведению разработало АО "УМЗ". 24 марта на общественных слушаниях горожане большинством голосов одобрили предложенную идею, передает корреспондент YK-news.kz.

Предприниматель, пенсионер, домохозяйка и 32 работника УМЗ определили судьбу одного из самых важных вопросов развития города.

Экологи спешат успокоить горожан: будущий склад не повредит здоровью жителей. Активисты же опасаются, что хранилище урана угрожает безопасности горожан, и задаются вопросом, не станет ли "урановый" Усть-Каменогорск мишенью для террористов.

Ни клят, ни БЯТ!

Вкратце напомним эпопею со строительством уранового банка.

В 2012 году власти страны объявили, что в Казахстане откроют банк хранения низкообогащенного урана. Это будет международная копилка сырья для атомных станций государств-членов МАГАТЭ.

В 2013 году Агентство РК по атомной энергии объявило, что "урановые кладовые" доверят Усть-Каменогорску. Специалисты Центра экологической безопасности заявили, что наш город для этой роли не годится, потому что находится в сейсмически неустойчивой зоне.

Будущий склад в народе стали называть банком ядерного топлива, сокращенно БЯТ. Экологи и промышленники настаивали: хранилища предназначены только для уранового сырья, само топливо там хранить не будут, поэтому термин "банк ядерного топлива" — неправильный. Дабы не допускать смысловых ошибок, будем называть склад "банком урана".

27 августа 2015 года Казахстан и МАГАТЭ подписали соглашение о создании банка. В этом же году YK-news.kz первым из местных СМИ побывал на УМЗ, чтобы посмотреть, где планируют хранить "чужое добро". Вариантов оказалось два. Первый — здание действующего склада, где предприятие размещает собственные запасы гексафторида урана. Второй — строительство нового здания, предназначенного только для хранения запасов МАГАТЭ.

Тогда же работники завода вскользь сообщили, что во втором случае для принятия окончательного решения нужно будет проводить общественные слушания.

Банковская тайна

Уже этой зимой специалисты АО "УМЗ" пришли к выводу, что беречь запасы МАГАТЭ лучше в отдельном здании. По плану помещение должны возвести на северной площадке предприятия. Расстояние до жилых построек будет составлять семьсот метров. Решать, строить или нет, должна была общественность.

Организаторы слушаний подготовили объявления о том, где и когда гражданам можно высказать свое мнение о проекте. Сообщения опубликовали в газетах "Рудный Алтай" и "Дидар", а также на сайтах акима города и УМЗ. Дополнительного оповещения других СМИ и общественных организаций города и области не было.

В итоге 24 марта на общественных слушаниях в выставочно-информационном центре АО "УМЗ" присутствовало 49 человек. Корреспонденту YK-news.kz удалось выяснить, кто принимал участие в этом собрании. На слушания пришли 32 работника УМЗ, по одному представителю от городского акимата и департамента экологии, пять общественников, семь сотрудников СМИ, один предприниматель, пенсионер и домохозяйка. Часть выступающих одобрила проект строительства здания банка урана, часть заявила, что они предлагают разместить мировые богатства подальше от Усть-Каменогорска.

— В результате 36 человек проголосовали за реализацию проекта по строительству склада, восемь человек — против, остальные воздержались, — сообщил ведущий инженер по подготовке строительства АО "УМЗ" и секретарь прошедших общественных слушаний Сергей Антипов. — В соответствии с законом полный текст протокола слушаний должны разместить на сайте акима города не позднее 1 апреля, по истечении пяти рабочих дней после мероприятия.

Общественные слушания признали состоявшимися. Однако гражданские активисты считают, что такие собрания больше напоминают "тайную вечерю".

— Нас никто не пригласил на эти слушания, — заявила руководитель областной ассоциации за содействие охране здоровья населения и экологии "Экосогласие" Татьяна Чернышева. — Мы хотели выразить свою позицию по этому вопросу. Могу заявить, что мы в принципе возражаем против открытия такого склада в Усть-Каменогорске. Разумеется, если бы население широко информировали о слушаниях, то на них пришло бы больше людей.

— Все требования законодательства по части организации общественных слушаний соблюдены, — сообщила руководитель пресс-службы АО "УМЗ" Вера Епифанова. — Каждый человек мог прийти и высказать свое мнение.

— Почему информацию о столь важном мероприятии нельзя было разместить в самых популярных СМИ региона, чтобы пришло как можно больше людей?

— Мы не обязаны этого делать, информацию на государственном и русском языках заблаговременно опубликовали в газетах и на сайте акима города. Доступ к материалам проекта был открыт.

Действительно, все законодательные требования соблюдены. Однако в Правилах проведения общественных слушаний, принятых в стране, сказано, что "заказчик может использовать дополнительно и другие способы информирования общественности (информационные листки, стенды, индивидуальные уведомления)". Проще говоря, есть возможность даже повесить баннер с объявлением, чтобы больше горожан знало о грядущем "вече", или сообщить о мероприятии конкретным общественным организациям.

Разумеется, если есть желание привлечь не только 32 сотрудника собственного предприятия, пенсионера, предпринимателя и домохозяйку...

А народ-то не понял!

В местном Центре экологической безопасности заверяют, что слушания проходили как положено.

— Представители ЦЭБа присутствовали на слушаниях, — сообщил руководитель центра Геннадий Корешков. — Они прошли в соответствии с законом. У меня складывается впечатление, что наши люди не совсем верно поняли тему этих обсуждений. Вопрос расположения банка урана на территории Усть-Каменогорска давно решен. И решали его ни УМЗ, ни местные власти, ни экологи. Решение приняло руководство республики. О чем тут можно говорить? Вопрос стоял совершенно другой: рассматривали проект строящегося здания для хранения сырья МАГАТЭ.

— Почему в принципе потребовалось строить новое помещение? Ведь первоначально собирались складировать запасы в имеющемся здании.

— Насколько мне известно, к сооружению такого уровня МАГАТЭ высказало дополнительные требования, например, к сейсмоустойчивости здания. Есть нормативы, которым должен соответствовать банк низкообогащенного урана, который имеет международный статус. Чтобы соблюсти все стандарты, и возводят новый склад. Мы ознакомились с проектом, с экологической точки зрения он не вызывает нареканий.

— Несмотря на все стандарты, жители города по-прежнему с тревогой воспринимают идею открытия такого хранилища в Усть-Каменогорске...

— Этот склад просто стал пищей для домыслов жителей, у которых экофобия. Сначала всех напугали банком ядерного топлива, которого в помине нет и не будет. Потом стали бояться уже уранового банка. Люди не понимают простую вещь — на УМЗ с советских времен хранили низкообогащенный уран для АЭС. Хранят его и сейчас. Причем размеры собственных запасов значительно превышают те, которые доставит МАГАТЭ.

— Что изменится с появлением этого банка в Усть-Каменогорске?

— Ничего. Просто для его складирования построят отдельное помещение. Разница только в собственности. В старом складе станут хранить наши, казахстанские, запасы, а в новом — международные. Первыми будет по-прежнему распоряжаться Казахстан, вторыми — только МАГАТЭ. Еще раз подчеркиваю, что низкообогащенный уран и ранее хранился у нас десятилетиями.

Приманка для террористов

Вопреки уверениям, люди продолжают опасаться "урановых" перспектив. На общественных слушаниях были и те, кто против подобных планов.

— Я в принципе против создания этого банка в Усть-Каменогорске. Во-первых, мы рискуем стать объектом внимания мирового терроризма, — поделился мнением юрист Алексей Божков. — Одно дело, когда мировое сообщество никогда не слышало про Усть-Каменогорск, про УМЗ и про то, что он производит гексафторид урана. И совсем другое, когда все знают, что сюда привезут мировой запас этого низкообогащенного урана. Во-вторых, много спорных моментов я обнаружил в документации. Если их не устранили до того, как вынесли на суд общественности, то я не верю в этот проект в целом. Много было недомолвок. Например, нет информации по плану безопасности УМЗ. Говорят, он секретный. Нам тут жить, а от нас держат в секрете то, от чего зависит наша жизнь? Я присутствовал на общественных слушаниях и выразил свою позицию.

— Тем не менее большинством голосов проект одобрили...

— Да, это так. К сожалению, на мероприятии присутствовало мало человек. Как только опубликуют протокол прошедших слушаний, я намерен обжаловать это решение в суде. Прежде всего я хочу привлечь внимание людей к этой проблеме, чтобы у наших граждан наконец появилась активная гражданская позиция по такому важному для всех вопросу.

А как у них?

Решение о создании банка урана приняли на самом высоком уровне. Возможно, поэтому общественные слушания о том, нужен или не нужен нам такой "подарок" в Усть-Каменогорске, не проводили.

Однако в истории страны бывали случаи, когда простым горожанам удавалось повлиять на позицию руководства страны.

В 2015 году власти республики приняли решение о строительстве завода по сжиганию стойких органических загрязнителей (опасных отходов) со всего Казахстана. В качестве одного из предполагаемых мест для размещения предприятия назвали Павлодар. Чиновники провели общественные слушания по этому вопросу. На мероприятие пришли сотни горожан, активисты собрали около 120 тысяч подписей против открытия завода в Павлодаре.

Сейчас столичные чиновники однозначно заявили, что предприятие не будут строить на территории Павлодара. В качестве претендента — города Восточного Казахстана. Захотят ли наши жители выразить свое мнение относительно возведения завода?

Елена Балова

Также читайте