Президент ОАО «АвтоВАЗ»: «В Казахстане существует неопределенность государственной политики в отношении автопрома»
Господин Андерссон высоко оценил качество реализации проекта. В то же время сфокусировал внимание казахстанских партнеров на значительных рисках, связанных с неопределенностью государственной политики в отношении автопрома.
- Мы заинтересованы производить автомобили здесь. Но для того, чтобы вернуть инвестиции и достичь точки безубыточности, нам необходима надежная поддержка правительства на ближайшие 5-10 лет, - отметил он. - Я был приятно удивлен, посетив действующий конвейер «Азия Авто». На постсоветском пространстве всего несколько производств такого уровня.
В структуре АвтоВАЗа сейчас действуют два завода в Тольятти и мощности в Ижевске. Они, с одной стороны, обеспечивают здоровую конкуренцию. А с другой, оказывают друг другу поддержку. Рассчитываю, что в скором будущем к ним присоединится новое производство, которое создается в Усть-Каменогорске. Я впечатлен уже тем, как организована работа на строительной площадке.
Председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО» Анатолий Балушкин также высказал уверенность в перспективах проекта, отметив при этом внешние факторы, препятствующие его реализации.
- Наше партнерство с АвтоВАЗом более чем успешно. Только за два прошедших года продажи Lada в Казахстане выросли в 4 раза. На марку приходится треть казахстанского рынка. К тому же, говоря «АвтоВАЗ», мы подразумеваем «Renault-Nissan». В сумме линейка наших партнеров охватывает 45% рынка Казахстана и 30% рынка России. Это точка отсчета проектной мощности производства, которое мы строим. В двухтысячных от продаж и обслуживания мы сделали шаг к сборке. Сегодня от сборки мы переходим к сварке, окраске, локализации компонентов, - сказал Анатолий Балушкин.
Он подчеркнул, что в проект уже инвестировано 30 миллионов долларов. Благодаря поддержке акима области, удалось решить вопрос с выделением земли. Строительные работы на площадке ведутся сейчас в две смены. В то же время требуется инженерная инфраструктура. Без участия государства проложить электросети, водоснабжение, дороги невозможно – речь о территории в 523 гектара.
- Сегодня для нас это наиболее острый вопрос. Но есть и общеотраслевые проблемы. Они еще более существенны, - подчеркнул Анатолий Балушкин. - Когда мы запускали проект, рынок России для казахстанского автопрома был открыт. Мы договорились с партнерами о ежегодных поставках 70 тысяч единиц нашей продукции в Сибирь и на Дальний Восток. 1 января этого года на пути отечественного экспорта на российский рынок возник барьер в виде утилизационного сбора. И выход здесь пока не найден. Казахстан может уже в нынешнем году вступить в ВТО. Будет ли тарифная политика страны после присоединения совместима с развитием автопроизводства? Ответа пока нет.
Нет ясности, по словам господина Балушкина, и в том, что касается системы утилизации автомобилей. Причем решить эти вопросы возможно только на уровне министерства. Представители компании «БИПЭК АВТО» выразили надежду, что это произойдет уже в ближайшем будущем.
Напомним, официальный запуск строительства завода полного цикла в Усть-Каменогорске состоялся 10 ноября прошлого года.