Произошедшее увеличение штрафов не изменит ситуацию на дорогах Казахстана — эксперт

8 мая 2014, 7:41
Сейчас читают:
С 30 апреля нарушение правил дорожного движения резко ударило по карману казахстанцев. Размер соответствующих штрафов в Административном кодексе увеличились в среднем в два-три раза. По мнению законотворцев, новшества должны снизить аварийность на дорогах страны. Автолюбители же считают, что плата за прегрешение на трассах, превышающая даже среднестатистическую зарплату в 70 тысяч тенге, вряд ли решит проблему, зато в одночасье может поднять уровень взяток на дорогах, передает корреспондент YK-news.kz.

Отныне за обгон в неположенном месте, вождение в нетрезвом виде, неправильную парковку, оставление места ДТП и другие нарушения Правил дорожного движения водителям придется заплатить по двойному, а то и тройному тарифу.

– Это что же получается: неправильно припарковался – заплати 37 тысяч тенге! Снова припарковался не так – оштрафуют почти на 56 тысяч тенге? – рассуждает водитель-экспедитор молочного предприятия Ербол Д.

Выходит так, что неправильная парковка отныне стоит дороже бытовых побоев, за которые положен штраф 5 МРП (9260 тенге), сетуют и другие автомобилисты.

– Такие санкции оставят водителей без штанов! – продолжает Ербол Д. – Это ведь почти всю зарплату придется отдать. Я добросовестный водитель, стаж 16 лет, и всего два нарушения за остановку в неположенном месте. Так в том не только моя вина, новые дорожные знаки в городе появляются внезапно, за дорожной разметкой вообще не уследить. Если к автовладельцам настолько повышают требования, то пусть государство гарантирует качественные дороги, на которых не придется выруливать на встречную полосу, чтобы объехать ямы!

Не нарушай, да не оштрафуют

В административной полиции ВКО считают, что автолюбители излишне драматизируют, а ужесточение наказания за нарушение ПДД вызвано беспрецедентным количеством аварий.

– Водителям, которые соблюдают правила, опасаться нечего, – объясняет начальник отдела дорожной и технической инспекции УАП ДВД ВКО Сергей Коваленко. – Меры направлены на борьбу с нарушителями, которые осознанно рискуют на дорогах. По данным за 10 месяцев прошлого года, число аварий в нашей области по сравнению с аналогичным периодом 2012 года возросло на 50 процентов. Произошло 1126 ДТП, в которых погибли 134 человека. Чаще всего причиной гибели людей было превышение скорости, выезд на встречную полосу, езда в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил маневрирования. Штрафы как раз за эти нарушения и повысили. Потому что дисциплинарное взыскание – самая действенная мера борьбы с нарушителями.

– У автомобилистов есть предположение, что размер взысканий увеличили, чтобы пополнить бюджет для проведения ЭКСПО в 2017 году.

– Это не так. Причина новшества одна – борьба с преступлениями на дорогах. Иначе было бы логичнее повысить штрафы не только по самым опасным статьям нарушений, а по всем имеющимся. Но ведь этого не произошло.

– Многие водители попросту не потянут заоблачные, по меркам местных зарплат, штрафы. Не увеличится ли в связи с этим число взяток на дорогах?

– Да, действительно, есть такие опасения. Поэтому МВД разрабатывает специальный план по контролю за сотрудниками полиции. Будем пресекать все попытки мздоимства.

Штрафы еще надо оплатить

В административном суде, где оказываются нарушители ПДД, считают новшество полезным лишь отчасти.

– По моему мнению, целесообразно увеличение срока лишения водительских прав при вождении в нетрезвом виде, – говорит председатель специализированного административного суда Усть-Каменогорска Толенди Касимов. – Человек должен понимать, что если он садится за руль пьяным, то становится потенциальным убийцей. Однако я не полностью согласен с увеличением размеров штрафов. Прежде чем прибегать к этой мере, на мой взгляд, следовало бы довести взыскиваемость уже существующих штрафов до ста процентов. Ведь не секрет, что многие нарушители попросту их не платят. А из-за увеличения размера взысканий количество неоплаченных штрафов, напротив, может возрасти. Поскольку для некоторых категорий граждан выплатить их будет затруднительно.

Имитация бурной деятельности

Насколько действенными окажутся принятые меры, мы также поинтересовались у председателя Независимого автомобильного союза РК Эдуарда Эдокова.

– Вспомните, несколько лет назад уже было значительное увеличение штрафов за нарушение ПДД. Как это отразилось на аварийности? К сожалению, никак, – констатирует он. – Так откуда уверенность, что нынешнее раздувание величины штрафов спасет ситуацию? Я считаю, что таким образом законотворцы и другие заинтересованные органы просто демонстрируют имитацию бурной деятельности, а не решают проблему.

По мнению общественного деятеля, поправки, которые вступили в силу 30 апреля, эффективны только отчасти.

– Я за увеличение срока лишения водительских прав за пьяную езду. Чем дольше таких безответственных людей не будет на наших дорогах, тем лучше, – отмечает Эдуард Эдоков. – Но я против штрафов "для олигархов". Посмотрите, кто их платит? Рядовые граждане, которые живут на среднюю зарплату. А теперь посмотрите, кто наглеет на трассах: обгоняет по встречке, подрезает, паркуется в неположенных местах? В основном дорогие джипы с "блатными" номерами. Платят ли они штрафы? Мне кажется, ответ на этот вопрос известен всем. Так вот я считаю, что прежде, чем увеличивать суммы взысканий, нужно добиться, чтобы их оплачивали все водители без исключения. Неважно, сидишь ли ты за рулем старенького "Запорожца" или в кресле автомобиля акима. На деле мы видим, как полицейские на дорогах вместо того, чтобы штрафовать "вип-нарушителей", отдают им честь.

В Независимом автомобильном союзе РК считают, что запрещать и наказывать – это тупиковый метод.

– Ну запретят ездить свыше 100 километров в час по трассам, где нет бетонных разделителей между полосами, и какого результата добьются? – рассуждает Эдуард Эдоков, цитируя поправки в новый Закон "О дорожном движении", который вступит в силу через полгода. – У нас таких трасс – раз-два и обчелся. Для начала нужно создать их, а потом уже вводить подобные наказания.

– Существует ли действенный механизм для улучшения качества трасс, которые нередко приводят к авариям, или для борьбы со взятками на дорогах?

– Посмотрите прессу: если кому-то удалось отсудить у коммунальных служб на ремонт авто, влетевшего в яму, это воспринимается как беспрецедентный случай, как что-то невероятное. Поэтому о каких механизмах можно говорить? А что касается взяток, я советую всем водителям заранее готовиться к возможным "разводам". Устанавливайте видеорегистраторы. Я сам выиграл несколько судов, доказав с помощью видеозаписей, что нарушений, которые мне вменяли полицейские, не было. Возите с собой брошюру с правилами дорожного движения и таблицу штрафов, чтобы проверять полицейских. Случается, что стражи правопорядка, простите за выражение, "берут на понт". Говорят, что за такое-то нарушение светит штраф в 25 тысяч тенге. Смотришь Административный кодекс – всего пять тысяч. Полицейские – отличные психологи. Не показывайте им свою неуверенность, иначе они найдут, к чему придраться.

Сидите смирно!

Тем более что поводов придраться стало предостаточно.

С 30 апреля водители и пассажиры автомобилей не имеют права покидать салон без разрешения полицейских. И, напротив, не должны отказываться выходить из машины по их требованию. За эти нарушения отныне грозит штраф в 5 МРП – 9260 тенге.

"Главное – не забыть полицейского спросить об этом. А то по привычке побежим здороваться с "начальником" и ненароком нарвемся", – комментируют новшество на сайте kolesa.kz.

– Нововведение служит для того, чтобы предоставить хотя бы минимальные гарантии безопасности нашим сотрудникам, – пояснил начальник управления координации в сфере безопасности дорожного движения Комитета административной полиции МВД РК Канат Садвакасов. – В прошлом году было зарегистрировано более тысячи нападений на наших сотрудников. Поэтому водитель машины и его пассажиры должны сидеть в машине до тех пор, пока к ней не подойдет полицейский. После того как он убедится, что никакой угрозы нет, при желании водителя или при необходимости позволит выйти. В новшестве нет ничего экстраординарного, это – мировая практика.

И подобные ноу-хау – только начало. В ноябре 2014 года вступит в силу новый Закон "О дорожном движении". С этого момента появятся новые водительские права, в которых будет семь категорий и шесть подкатегорий, будет запрещено разгоняться свыше 100 километров в час на трассах, где нет бетонных разделителей, и наносить на автомобили аэрографику.

Приятное нововведение, позволяющее оплачивать штрафы в первые сутки после нарушения с 50-процентной скидкой и в первую неделю с 30-процентной, начнет действовать лишь с 1 января 2015 года. Предполагается, что новый Кодекс об административных правонарушениях примут к этому времени.

Анастасия Строкова

Также читайте