Про звонарей, поющие кампаны и службу по зову сердца

16 января 2021, 11:13
Сейчас читают:

Многие привыкли думать, что мастерство зазвонщика исключительно мужское дело. Но звонари Ольга и Людмила так не считают. На протяжении вот уже десяти лет каждый день они поднимаются на колокольню Свято-Покровского храма, чтобы извлечь из массивной бронзы церковных колоколов волшебные звуки, пробуждающие радость и веру в сердцах людей.

На окраине Усть-Каменогорска в поселке Мирном расположился один из самых старых храмов города церковь Покрова Пре­святой Богородицы. Проселочная дорога, петляя между дачными домиками, выводит, наконец, к нужной тропе. На фоне серого январского неба сквозь дымку чадящих печей постепенно вырисовываются золотые купола.

Здесь стоит звенящая тишина. Но стоит подняться на церковную колокольню и вы увидите бронзовые колокола кампаны, которые дважды в день созывают людей на службу... и двух женщин, извлекающих из тяжелых колоколов неповторимые звуки, проникающие в самое сердце.

Всё неслучайно

Случилось так, что в далеком 2010 году из храма ушли звонари. Тогда певчие церковного хора Людмила и Ольга решили попросить разрешения у настоятеля, чтобы заменить ушедших служителей. Женщины к тому времени уже давно состояли в приходе и не представляли своей жизни без службы.

— Мы здесь очень давно, — говорит Ольга. — До того как стать звонарями, были певчими храма. Мы считаемся церковнослужителями. И функцию свою выполняем во время Богослужения – это такое особое время, когда люди могут прийти в храм и помолиться. А мы сопровождаем это действо.

— Мы попросили у батюшки благословения, чтобы заняться колокольным звоном, — кивает Людмила. — Поначалу нас обучал дьякон храма. А потом настоятель узнал, что в Новосибирске есть специальная школа для звонарей.

В том же 2010 году женщин отправили в Новосибирск, где они прошли ускоренный недельный курс обучения мастерству колокольного звона. По возвращении в Усть-Каменогорск Ольга и Людмила пришли в храм уже с теми знаниями, которые нужны, чтобы их допустили на колокольню.

— Позже мы прошли специальное посвящение в звонари. И с тех пор носим чин звонарей, — говорит Людмила.

Новое ремесло

Колокольня Свято-Покровского храма небольшая и уютная. Всего здесь восемь колоколов.

— Три маленьких зазвонных колокольчика, четыре средних переборных (баритоновый, полиелейный, славословный, шестеричный) и один Благовест, самый большой колокол, — перечисляет Людмила.

Принято считать, что самый первый колокол появился в IV веке благодаря итальянскому епископу Павлину Милостивому, жившему в городе Нола.

— Святой Павлин однажды размышлял, как призвать людей приходить в церковь, — рассказывает Людмила. — И во сне увидел себя среди полевых цветов – колокольчиков, которые издавали волшебные звуки. После этого сна епископ решил, что нашел способ созывать народ в храмы, и велел отлить колокола по форме, похожей на полевой колокольчик. Святого Павлина считают покровителем звонарей.

Обычно колокольный звон раздается перед началом службы, созывая людей в храм, и по завершении. Службы проходят утром и вечером.

— Для колокольного звона мы не используем ноты — позволяем себе импровизировать, — поясняет Ольга.

— Как правило, звон должен соответствовать ритму молитв, которые читают, поют на службе. Согласно этому мы выбираем интервалы и интонации звуков, — соглашается Людмила.

Звон колоколов также различен в зависимости от события, которое он сопровождает.

— В разные времена звон колоколов выполнял разные функции, — уточняет Людмила. — Колокола были не только церковным атрибутом. Например, раньше их могли использовать для того, чтобы в метель путники не заблудились в дороге и шли на звон. Бубенцы оповещали о прибытии почтовой кареты. Колокол давал знать пассажирам о приближающемся к станции поезде. На судах и в портах имелись специальные корабельные колокола. Сейчас колокольный звон чаще всего ассоциируется именно с храмами. Благовест сопровождает значимые церковные мероприятия, Набат могут применять, если, допустим, случился пожар или другое горестное событие (война или эпидемия). Бывает погребальный звон, если умершего провожают в церкви. Колокольный звон раздается и во время венчания.

Несмотря на то что не все храмы могут позволить себе обустроить колокольню, почти каждая церковь старается создать колокольное сопровождение.

— Из-за недостатка средств в некоторых храмах устанавливают колокола, сделанные из газовых баллонов, — отмечает Людмила. — Например, у нас в области, в Зайсане, есть такие колокола. То есть срезают дно баллона, приваривают петлю и подвешивают эту конструкцию в качестве колокола. Но звон даже таких колоколов пробуждает в людях желание прийти в церковь.

Во время звучания колоколов звонари надевают специальные наушники.

— Это необходимая мера безопасности, иначе со временем можно потерять слух, — объясняет Ольга.

 

— Да и оттенки звучания в наушниках слышишь лучше, — добавляет Людмила. — Звук не сливается в сплошной гул.

Чтобы служить в новом качестве, женщинам пришлось овладеть не только техникой исполнения.

— Поскольку мы трудимся в паре, поначалу приходилось репетировать, чтобы подстроиться друг под друга, — продолжает Ольга. — По-одному звоним тоже, но когда звонят двое, звук получается гораздо насыщеннее.

Иногда звонарям приходится непросто: погода может по-разному влиять на колокольную установку.

По словам моих собеседниц, когда стоит туман, веревки напитываются водой и провисают. Приходится применять усилия, чтобы заставить колокола звучать. А в жару язычки буквально прилипают к внутренней поверхности колокола, что тоже затрудняет процесс.

Между прочим, колокольный звон привлекает не только людей.

— Храм расположен в частном секторе, многие жители держат собак. Есть у нас одна "певица" здесь, — смеется Ольга. — Собачка Белка. Когда мы звоним, она всегда прибегает – и аж заливается. Подвывает, хвостиком виляет. Видимо, ей тоже нравится.

Многие полагают, что звонарями чаще всего бывают мужчины. Но оказалось, что женщины, владеющие мастерством колокольного звона, вовсе не редкость.

— Нет ничего удивительного в том, чтобы женщины звонили в колокола в храме, — говорит Ольга. — Например, в женских монастырях любую работу выполняют женщины. Поэтому владеть мастерством колокольного звона для нас с Людмилой – естественное дело. А поскольку служителей в нашем храме не так много, мы до сих пор принимаем участие в службах не только как звонари, но и как певчие и чтецы молитв.

Служить по зову сердца

Труд звонарей оплачивается. Однако считать это работой не принято.

— Вообще все, что касается церкви, не называют работой, — поясняет Ольга. — Это служба. Служба Богу. Да, она оплачиваема. Но мы здесь не из-за стремления заработать деньги. Никто из служителей церкви не является случайным человеком. И мы стали звонарями не вдруг. Я убеждена, что все начинается с крещения. А дальше человек сам принимает для себя решение, как будет развиваться его жизнь. В Законе Божьем говорится: шесть дней работай, седьмой посвяти Богу своему. Мы так и поступили.

К слову, до того, как посвятить свою жизнь служению в храме, Ольга работала судебным исполнителем в Ульбинском районном суде. Любила походы и туризм. А по выходным с сыном приходила в церковь.

— Потом в моей жизни наступил такой момент, когда мне пришлось выбирать между церковью и работой, — задумчиво произносит Ольга. — Я выбрала церковь. И ни разу не пожалела об этом.

Примечательно, что сын Ольги стал священником и служит в Андреевском кафедральном соборе.

Людмила по образованию педагог. После окончания училища и университета долгое время работала учителем в музыкальной школе и преподавала музыку в средней общеобразовательной школе. А в свободное время приходила петь в церковный хор.

— Помню тот день, когда здесь, в храме, я услышала колокола, — вспоминает женщина. — Мне вообще всегда нравилось, как звучит фортепиано. Такой глубокий, прекрасный звук. Но когда я услышала колокол, мне показалось, что такой полнотой звучания, наверное, не обладает ни один музыкальный инструмент. И я тогда попросила разрешения подняться на колокольню, послушать еще. Я стояла, слушала, как звонят колокола… Мне так понравилось. Казалось, будто звук буквально возносится над землей. Когда мои родные узнали, что я буду звонарем, то очень обрадовались за меня. Это занятие действительно мне по душе.

Сквозь время

Несмотря на то что женщины вот уже десять лет выполняют обязанности звонарей, для них колокольный звон не потерял своего очарования.

— Когда мы звоним в колокола, то всегда испытываем радость, — делится Ольга.

Людмила склонна верить в живительную силу колокольного звона.

— Мне кажется, что колокольный звон способен пробуждать в человеке желание жить, — считает женщина. — Я думаю, что наше дело не может превратиться в рутину даже спустя много лет. Каждый раз мы учимся чему-то новому, совершенствуемся. И это стремление скорее духовное, нежели просто желание овладеть какими-то новыми техниками. Очень бы хотелось, чтобы в нашем городе на большие церковные праздники разрешили совершать крестный ход со звоном. Сейчас это проходит только в церквях, но мне кажется, что, увидев такое шествие, люди обязательно почувствуют, как смягчаются их души и вокруг становится светлее...

Лилия Дроздова
Фото Виктора Абакумова

Также читайте