Риддерскую школу-интернат имени Гагарина могут закрыть, чтобы «улучшить статистику»
Cиротские учреждения области переживают оптимизацию. Для риддерского интерната это может обернуться расформированием. 105 воспитанников уже пофамильно расписаны по другим интернатам и детским домам Восточного Казахстана. А 86 работников учреждения вынуждены искать другую работу.
О том, что их ждут перемены, педагоги и дети интерната имени Гагарина узнали еще в сентябре прошлого года. Тогда решением сессии областного маслихата был принят "Комплексный план по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2015 годы". Согласно этому документу, на базе интерната должно было появиться новое учреждение - "Инклюзивная школа-интернат имени Гагарина". Образовать его планировалось путём объединения двух интернатов – имени Гагарина и специального учреждения для детей с ограниченными возможностями. Но в начале этого учебного года руководство интерната Гагарина вызвали в областной департамент образования. Обязали привезти личные дела каждого подопечного.
- Первоначально, говоря о слиянии, нам обещали забрать только 12 наших сирот, а детей, оставшихся без попечения родителей, не трогать, - говорит директор школы-интерната имени Гагарина Гульнара Кдыргалиева. - Теперь у меня на столе лежит список, отработанный управлением образования. Когда я его читаю, слезы на глаза наворачиваются: ребят направляют в Науалинский детский дом, это в Урджаре, в другие учреждения. И так пофамильно по каждому воспитаннику...
Вырисовывается картина, малопонятная и малоприятная для сотрудников и детей. То, что называется реорганизацией, сейчас больше всего походит на полное расформирование учебного заведения. Сотрудники интерната уже начали подыскивать себе новые места работы. Те, кто может.
- Я прекрасно понимаю их состояние, - с горечью говорит Гульнара Кдыргалиева. - Практически 80 процентов нашего персонала – одинокие женщины, и их зарплата является единственным источником семейного дохода. Процесс комплектования школ педагогическими кадрами уже завершен, и нашим учителям некуда идти. А ведь у многих кредиты. Из 86 человек коллектива 36 педагогов, 50 – технический персонал. У некоторых больные дети, инвалиды на иждивении. Зарплата техничек - 30 тысяч тенге. Нашему штукатуру-маляру осталось семь месяцев до пенсии, водителю – год и два месяца. Куда пойдут работать эти люди?
Надвигающуюся трагедию коллектив переживает пока в одиночестве – детей стараются утешить, обнадежить и успокоить. Для ребят вынужденный переезд может стать чудовищным потрясением. Для некоторых это означает перемену городских условий на сельские. А ведь для гагаринцев в Риддере сделано немало. Ребята бесплатно обучаются в музыкальной и художественной школах, ходят в тренажерный зал. У многих есть общественные опекуны на предприятиях.
Но главная угроза - возможная разлука с родственниками. И это способно не только покалечить психику, но и сломать жизнь. У многих гагаринцев в Риддере есть мамы, папы, дяди, тети, братья, сестры, бабушки и дедушки. Даже запутавшиеся родители, лишенные прав на воспитание дочерей и сыновей, приходят в интернат повидать детей, забирают их на выходные и каникулы. Узнав от ребят о возможном расставании, родные серьезно забеспокоились. Один из отцов, вставший на путь исправления и начавший перечислять на счет ребенка алименты, пригрозил судом работникам интерната, если его ребенка увезут из Риддера. Оно и понятно. Большинству родственников просто будет не по карману съездить в Кокпекты или Серебрянск, чтобы его увидеть.
Но это в том случае, если дети и правда окажутся в других детских домах. Педагоги не исключают, что многие воспитанники даже не сядут в автобусы, присланные за ними. А если и доедут до нового дома, то пробудут там недолго.
- Дети побегут сюда, - допускает Гульнара Кдыргалиева. - Пусть не сегодня. Но, взрослея, года через три-пять лет они вернутся в Риддер, потому что это их родина.
- А старшие дети сразу назад прибегут и будут здесь бомжевать, - соглашается заместитель директора Раиса Тохтарова. - А потом нам скажут: "Вы плохо их воспитали". А мы хорошо их воспитали, раз они любят детский дом.
У руководства интерната имени Гагарина есть все основания предполагать такой поворот событий. Как рассказали нам педагоги, на днях, узнав о грядущих переменах, один из воспитанников уже пустился в бега. Испугался, что интернату грозит закрытие. Только убедив подростка в обратном, удалось уговорить его вернуться. Особенно тревожат появившиеся среди парней и девушек угрозы покончить с собой, если их заставят уехать из интерната. Медицинским работникам все чаще приходится отпаивать успокоительным заплаканных ребят и тщательнее следить за их душевным состоянием.
- Три года назад был издан приказ: 110 человек "раскидать" по области, - рассказывает Раиса Тохтарова.
Тогда ситуацию удалось уладить. А назначенная на должность директора Гульнара Кдыргалиева начала добиваться перевода учреждения на баланс области.
- Первым делом я поехала к акиму Восточного Казахстана с просьбой перевести школу-интернат на областной бюджет, - говорит Гульнара Коксигеновна. - Он сразу занялся этим вопросом. На приеме я была 19 января, а 20 сюда уже была направлена комиссия из департамента образования. Они все просмотрели, приняли решение и перевели нас на баланс области с 1 апреля 2011 года.
Какова причина нынешнего решения о переводе детей, коллектив школы-интерната имени Гагарина может только догадываться. Разными источниками озвучиваются разные версии.
Одна из них – растущие показатели подростковой преступности в Риддере, другая – необходимость переезда специальной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями из их аварийного здания в добротные корпуса гагаринцев.
Самой бесчеловечной является "статистическая причина". Якобы в Восточном Казахстане слишком много сиротских учреждений по сравнению с другими областями.
Если последняя версия правдива, то зачистка может быть весьма тщательной. По словам Гульнары Кдыргалиевой, в том же комплексном плане, зачеркнувшем судьбу интерната имени Гагарина, на 2013 год значится еще один "лишний" объект – риддерский приют "Светоч".
Удивительно, но, по словам Гульнары Коксигеновны, инициатором всех этих болезненных новшеств называют акима Восточного Казахстана. Педагоги отказываются в это верить. Ведь глава области не раз приходил на помощь сиротскому учреждению. Надеясь, что это неправда, коллектив написал Бердыбеку Сапарбаеву письмо.
Сохранить интернат просят и его бывшие воспитанники. Разъехавшиеся по всему миру гагаринцы поддерживают связь друг с другом. Из разных уголков света полетели тревожные письма.
Воспитанники верят, что смогут защитить родной дом. В надежде на помощь они сочиняют письмо Саре Назарбаевой и... даже президенту России! Они простят детские обиды своим друзьям, своих непутевых родителей. Но простят ли они взрослых дядь и тёть, которые осознанно поломают и без того непростые детские судьбы?
Истинная причина расформирования интерната и его дальнейшая судьба не известны ни его сотрудникам, ни воспитанникам. Просим считать данную публикацию обращением в управление образования ВКО с просьбой разъяснить, что ждет риддерскую школу-интернат имени Ю. Гагарина.
Наталья Потапова