Старый город: Первые трамваи

7 февраля 2016, 9:00
Сейчас читают:

Прошло уже полвека c того момента, как в областном центре пустили электрический транспорт. Трамваи стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Сейчас сложно себе представить улицу Орджоникидзе без рельсов и вереницы вагонов...

Владимир Дикарев: «Старые трамваи состояли из двух вагонов. Они были деревянные, обшитые металлом и жутко холодные. Зимой пассажиры предпочитали стоять, потому что лавочки накалялись от мороза. При движении трамваи страшно дребезжали и дергались, особенно на стыках рельсов. В этот момент пассажиры замолкали, потому что из-за грохота просто нельзя было друг друга расслышать. Пацаны в те годы развлекалась как могли. Иногда, надо признаться, и хулиганили: подкладывали на рельсы монетки, их расплющивало в лепешку — получалась идеальная блесна!

Кондукторов в трамваях не было. В каждом вагоне стояла автоматическая касса. Бросаешь монетку — машина выдает билетик. Местные ребята быстро просчитали, что вместо денег можно бросить пуговицу подходящего размера. Автомат принимал ее за монету и выдавал билет. В основном пострелята баловалась, когда никто не видит, но иногда пассажиры ловили маленьких «зайцев».

Вячеслав Усов: «Помню, как в городе прокладывали рельсы. Видимо, работа была в новинку, потому что рабочие устанавливали металлические части, потом снимали и перекладывали заново. И вот 6 ноября 1959 года мы впервые сели в новенький трамвай. Маршрут запустили от Усть-Каменогорского вокзала до СЦК. Это был настоящий подарок для работников комбината: возможность попасть на работу без автобусной давки».

Надежда Коваленко: «Я совсем еще ребенком ездила с родителями на этом трамвайчике в гости к родственникам. Путь предстоял неблизкий — от главпочтамта до Дворца металлургов. Это было целое путешествие на руках у папы. Трамвай изрядно качало, и вечером, уже в сумерках, когда зажигались  фонари, я так и засыпала на руках отца, укачиваемая стуком колес и дребезжанием трамвая. Проезд в трамвае тогда стоил три копейки. Для сравнения: яйцо можно было купить от 70 копеек за десяток, булку хлеба или литр молока — за 24 копейки. Причем цены оставались на одном и том же уровне многие годы».

1964
2015

Зарина Жумагалиева

Также читайте