Уже летом в общественном транспорте Усть-Каменогорска могут внедрить систему электронного обилечивания
Областной центр продолжает модернизироваться и становиться все более похожим на современные европейские города. Кажется, что мы перенимаем у заграницы только самое лучшее! Поющие и танцующие фонтаны, широкие площади, уютные аллеи с велодорожками — все это уже появилось. Теперь модернизация пробирается и в общественный транспорт Усть-Каменогорска. "Закосить под Европу" городские автобусы и трамваи должны в нынешнем году. Планируется, что уже летом на смену кондукторам придут машины: выдавать электронные "билетики" станут специальные устройства. Что еще может измениться, помимо внедрения карт в общественном транспорте, и как отреагируют горожане на новую систему оплаты проезда, узнавал корреспондент YK-news.kz.
Напомним, мы уже писали о том, что в общественном транспорте областного центра, возможно, установят новую автоматизированную систему билетирования. На днях в Усть-Каменогорск пожаловали гости из Алматы, которые убеждали городскую администрацию и перевозчиков в преимуществах безналичного расчета.
Установкой специальных терминалов оплаты занимается частная компания "SmartCard". Они сотрудничают с компанией "Оңай", занимающейся изготовлением карточек, с помощью которых и планируется осуществлять оплату проезда во всех видах общественного транспорта. Такую систему уже внедрили в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро Алматы. Помимо Усть-Каменогорска, на очереди Павлодар, Шымкент, Атырау и Актобе.
По словам Куаныша Кабиденова, генерального директора фирмы, занимающейся данной разработкой, если контракт с администрацией города будет подписан до марта, то уже летом в автобусах и трамваях областного центра эта инновация будет апробирована.
Чтобы показать, как действует новшество, руководство "SmartCard" пригласило в Алматы рабочую группу, в которую вошли представители отдела ЖКХ и перевозчики Усть-Каменогорска.
Как это будет
Система электронного обилечивания предусматривает ее внедрение во всех видах общественного транспорта. Так, в автобусах и трамваях Усть-Каменогорска за счет ТОО "SmartCard" установят специальные устройства — валидаторы, которые будут снимать сумму за поездку, как только пассажир приложит к аппарату карту. На устройстве будет показан остаток средств на карте, так что пассажир всегда будет знать, сколько еще поездок он может совершить. В трамваях и крупных автобусах установят по три валидатора, в автобусах среднего класса — два устройства, в микроавтобусах — одно.
Также на входе и выходе появятся камеры, которые будут работать как видеорегистраторы. В салоне их разместят возле водителя и над пассажирами. По словам директора "SmartCard", это может помочь полицейским, ведь все факты нарушений правил дорожного движения или краж, что называется, попадут в объектив.
Продавать транспортные карты для пассажиров станут на остановках, вокзалах и в аэропорту. А пополнить их горожане смогут через терминалы — примерно так же, как пополняют баланс мобильного телефона.
По задумке разработчиков, для школьников, студентов, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и пенсионеров карты будут выдавать бесплатно — именные и с фотографией. Все остальные смогут купить карту по 350 тенге, а затем пополнять ее баланс. Стоимость проезда остается прежней для всех категорий граждан. Использование проездных билетов не предусмотрено.
Первые несколько месяцев работы системы в автобусах и трамваях станут принимать и наличные, и карты — пока не привыкнут все пассажиры. Также в автобусах будут продавать стандартные карты "Оңай". Каждая из них будет пронумерована. Поэтому в случае утери карты достаточно назвать номер — и ее заблокируют, баланс переведут на новую, а пассажиру останется лишь доплатить 350 тенге за замену карточки.
Некоторые кондукторы после установки валидаторов переквалифицируются в контролеров. Работать они смогут с помощью наручных терминалов: на экране будут отображаться сведения о времени оплаты проезда, количестве произведенных операций и номере маршрута. То есть контролер будет точно видеть, платили ли вы за проезд на данном маршруте или нет. Если пассажир изъявил желание заплатить помимо себя и за кого-то другого, то со своей карты он может произвести две операции. Это также будет видно контролеру на экране терминала.
Каждый автобус и трамвай будет оснащен GPS-датчиками, что позволит диспетчерам отслеживать положение транспорта и регулировать интервальность движения. В случае поломки автобуса увеличится интервал, но не будет образовываться "дыра" в графике.
Объявлять остановки станет автоматическая система, которая также привязана к GPS-датчикам. За 100 метров до остановки пассажиров оповестят об этом на двух языках.
Система нацелена на увеличение комфорта пассажиров, упрощение работы перевозчиков, экономичность за счет сокращения штата кондукторов, а также на увеличение уровня безопасности за счет установки видеокамер.
Спорные моменты
Перевозчики неоднозначно отнеслись к идее внедрения безналичного проезда. Кого-то тревожит увольнение штата кондукторов, кого-то — возможное сокращение прибыли. Осталось много и других вопросов, которые сейчас обсуждаются с разработчиками системы.
Экономичность расходов
В случае, если часть кондукторов сократят, а часть переведут в контролеры, уменьшится штат каждого из предприятий. Соответственно, количество человек, которым необходимо платить зарплату, снизится. Логично было бы предположить, что это приведет к снижению стоимости платы за проезд. Однако перевозчики утверждают, что существенной экономии благодаря новой системе не получится.
— На самом деле это минус, что придется отказаться от кондукторов, — считает директор ТОО "РОСТ" Евгений Клейн. — Уборка в автобусе на данный момент входит в обязанности кондуктора. Он не менее двух раз в день делает влажную уборку в салоне. При этой же системе придется нанимать людей, чтобы мыть автобус. Никакой экономии не получится. Посмотрим, как алматинцы решат эту проблему.
Невозможность проезда без карты
Так как смысл системы в том, чтобы исключить наличный проезд, горожане будут обязаны покупать специальную карту "Оңай".
— Есть плюсы и минусы, как и у любой системы, — комментирует руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аскар Жаксылыков. — Например, стоит на остановке девушка, у нее есть 160 тенге. В транспорте наличку не принимают — говорят, надо покупать карту. А у нее этой суммы нет. Здесь тоже есть нюансы, ведь законное средство платежей по республике — тенге.
Сокращение прибыли перевозчиков
По словам директора Центра управления пассажирскими перевозками Владимира Панкова, который во время рабочей поездки в Алматы испытал систему в деле, количество "зайцев" в общественном транспорте было довольно высоким, даже несмотря на бдительность контролера.
— Мы специально проверяли нашей рабочей группой, как будет функционировать данная система, — поясняет Владимир Георгиевич. — Зашли в троллейбус в межпиковое время и проехали 10 остановок. Мы видели, как заходили пассажиры и оплачивали проезд. На протяжении всего этого времени ровно 10 человек не заплатили за свою поездку. Причем троллейбус не проделал и половину пути!
Отказ от проездных билетов
Нынешним обладателям проездных билетов скоро придется нелегко. В случае установки системы электронного обилечивания нужно будет заплатить за каждую поездку. Казалось бы, это увеличит прибыль перевозчиков. Отнюдь нет. По словам директора транспортной компании "РОСТ", для них это тоже станет неприятным моментом.
— Когда покупают проездные, конечно, мы теряем какую-то часть прибыли, — комментирует Евгений Клейн. — Но так как они приобретаются заранее, эта сумма поступает как аванс на покупку топлива и запчастей. Если этих средств не будет, то мы будем зависеть только от денег с карточек. Для нас это тоже крайне неудобно.
Вас забыли спросить
Следует отметить, что не все алматинцы приняли карточную инновацию на "ура". Республиканские СМИ сообщают, что в южной столице Казахстана проходят многочисленные забастовки перевозчиков, недовольных этой системой. Скептически относятся к идее и пассажиры. Поэтому YK-news.kz провел опрос в соцсети среди жителей Усть-Каменогорска: нужна ли система электронного обилечивания в общественном транспорте нашего города? В нем приняли участие 1073 человека, из них — 60 процентов проголосовали против этой системы, 27 процентов проголосовали "за" и 13 процентов опрошенных сказали, что им "всё равно".
Пока неизвестно, учтут ли власти мнение горожан. Но, как сообщил руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аскар Жаксылыков, решение о внедрении электронного обилечивания в автобусах будет приниматься администрацией областного центра совместно с частными перевозчиками.
— Как и в любой программе, тут есть кое-какие шероховатости, — прокомментировал Аскар Мекешевич. — На примере Алматы, я думаю, разработчики отработают все нюансы и ответят на все вопросы наших перевозчиков. Но вообще я считаю, что система хорошая.
P. S. На внедрении карточек в транспорте компания "SmartCard" останавливаться не собирается. На очереди — буфеты в школах, колледжах и университетах.
— Часто бывает, что у школьника отнимают деньги или он тратит их не на обед, — объясняет директор ТОО "SmartCard" Куаныш Кабиденов. — Даже если карточку отберут или ребенок ее потеряет, родители могут заблокировать электронный счет и вернуть остаток средств.
Также в компании планируют внедрить оплату проезда и через банковские карты. Для этого нужно будет прийти в свой банк, заменить карту на новую, со специальным чипом — и пользоваться ею в транспорте.
На дальнейшую перспективу в компании не исключают и проведение бесплатного Wi-Fi в автобусы и трамваи.
Анна Сорокина