Улучшит ли модернизация школьных столовых качество питания?

Школьная еда: либо дорого, либо невкусно?

Не секрет, что одной из самых острых проблем школьного быта является организация питания. Претензии главных потребителей — учащихся и родителей — сводятся к трем основным вопросам: качеству продукции, ее количеству и стоимости. С 2018 года реализуется проект по модернизации школьных столовых. Каким образом планируется менять условия приготовления пищи для детей и как это может отразиться на качестве питания, выяснял корреспондент YK-news.kz.

Всё ли полезно, что в рот полезло?

— Глебу не нравится горячее питание, — жалуется мама пятиклассника одной из городских школ. — Перешли на буфетное, но тоже не вариант, если честно.

Ей вторят и другие участники родительского чата в популярном мессенджере.

— Готовят отвратительно, еще и холодным подают.

— Саша попробовала и горячее, и буфетное. В итоге носит с собой бутерброды. Сказала, стали готовить плохо и порции очень маленькие.

— Карина была на горячем питании, оно было очень жирное. Перешли на буфет, но там, говорит, либо наполовину сгорело, либо сырое. Сейчас носит еду с собой.

— Вениамин на горячем питании, сказал, что иногда бывает невкусно, но совсем отказываться не хочет, потому что с голоду и такое устраивает.

Подобные претензии очень часто приходится слышать от родителей школьников. Понятно, что такое мнение складывается у них в основном со слов детей. Ученик девятого класса Богдан повстречался нам в одном из магазинчиков, расположенных недалеко от школы. На закономерный вопрос, что парень делает в учебное время вне школьных стен, тот ответил, что выскочил на перемене, чтобы купить себе хот-дог, потому что в школьной столовой огромная очередь и перекусить за двадцать минут перемены он просто не успеет. Продавец в магазине подтвердила, что третья перемена в школе — самое горячее время, когда голодные ученики наводняют небольшой торговый зал и сметают с прилавков весь наличествующий фастфуд.

Восточно-Казахстанский филиал партии "Нур Отан" осуществляет в области регулярный мониторинг качества питания в городских организациях образования.

— Мы смотрим работу школьной бракеражной комиссии (комиссия, осуществляющая периодические проверки качества питания, в которую входят представители администрации, школьный врач, учителя и родители — прим. автора), а по ее документации — соответствие тех блюд, что указаны в меню, и тех, которые подают детям на стол, — разъяснил заместитель председателя ВКОФ партии "Нур Отан" Олег Чугунков. — Также визуально оцениваем соблюдение санитарно-гигиенических норм. Обязательно спрашиваем ребят, нравится им еда или нет. На сегодняшний день замечаний от школьников не поступало, если не брать во внимание то, что некоторые просят добавить в меню сосиску в тесте и шаурму.

Кто же прав — проверяющие или учащиеся и их родители?

Дёшево и сердито

Единые стандарты по рациону питания школьников разработаны как основной документ, регламентирующий современную систему организации питания в общеобразовательных учреждениях Казахстана. Мы заглянули в него, чтобы воочию убедиться, какие требования предъявляются к меню школьников. Как выяснилось, каждый ученик должен получить в школе 38 - 40 процентов килокалорий от суточной нормы, потому что это необходимо для нормального роста, развития и обеспечения эффективного обучения. Что касается рациона, то он должен включать "максимальное разнообразие блюд, с учетом сезонности и включением в него всех основных групп продуктов".

В виде эксперимента мы распечатали примерное меню на один день, дающееся в виде приложения к стандартам, и попросили учащихся и учителей одной из городских школ вычеркнуть те блюда или продукты, которые они не ели в школьной столовой. В печальный список попали: судак, говяжий бульон, яблоки, бананы, сузбеше, зелень и сладкий перец.

— Какие фрукты и зеленый лук? — со смехом прокомментировала учительница Елена. — В нашей столовой признают только два вида салата — свекольный с растительным маслом и капуста с морковкой. А где вы видели в школьной столовой суп на говяжьем бульоне? Даже борщ, который по технологии положено варить из говядины, у нас на к/б (обозначение куриного бульона в меню).

Объяснить вопиющее несовпадение списка блюд, составленного академией питания, и реального положения вещей мы попросили Гульмиру — индивидуального предпринимателя, обслуживающего на условиях аренды одну из школ Усть-Каменогорска.

— Проблема в том, что при утверждении меню все хотят, чтобы мы готовили полезные и вкусные блюда, но стоили они при этом дешево, — пояснила она. — Вот и приходится дорогие продукты заменять на качественные и равные по количеству калорий, но дешевые ингредиенты. Так и получается, что вместо салата из огурцов и помидоров мы готовим "Свекольный" или "Витаминный".

Директор средней школы № 7 Гульнар Имамбаева считает, что вопросы питания без родителей решать нельзя. Именно они, оплачивающие услуги общепита, обязаны определять, чем будут кормить их детей.

— На всех собраниях я говорю родителям, что столовая — это сфера услуг, и они, как основные потребители, должны ее контролировать. Меню вывешивается каждый день перед открытием столовой, когда мамы и папы приводят детей в школу. Я их призываю заходить и пробовать. Это в советское время было пищевое насилие, а сейчас мы готовы исходить из потребностей ребят в рамках той суммы, которая положена на школьные обеды.

Получается, что если работники столовой, дети и родители сумеют найти компромисс, то и претензий к качеству питания не будет?

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — панацея?

Проект модернизации школьных столовых в Казахстане был инициирован на съезде партии "Нур Отан". В январе 2019 года городские власти озадачили этой информацией предпринимателей, работающих в сфере школьного питания.

— Слово "модернизация" многих сбивает с толку, — считает председатель общественного совета Усть-Каменогорска Елена Березинская-Абилова. — Потому что в этом понятии все привыкли видеть ремонты, замену оборудования, капитальные изменения. И каждая область поняла это по-своему. И претворяет в жизнь соответственно своему пониманию. У нас запущен проект "Школьные столовые", который реализуется под эгидой филиала партии и областного управления образования.

До сих пор аренда школьных столовых осуществлялась по конкурсу каждые несколько месяцев. В ходе реализации проекта конкурсные заявки будут распределяться пропорционально вложенным средствам: чем больше предприниматель вкладывает в проект, тем дольше обслуживает пункт питания.

— Министерство образования и науки также выдвинуло обязательное условие, — прокомментировал пресс-секретарь министра Арман Жунусов. — Оно заключается в том, чтобы организовывать питание посредством ГЧП в первую очередь в школах, где имеется необходимость закупа или замены изношенного оборудования.

Предполагается, что техническая модернизация столовых, проведенная частниками на вложенные средства, повысит качество приготовляемой пищи.

— Для организации качественного школьного питания нужны современные столовые, оснащенные новым оборудованием и передовыми технологиями, — убеждена заместитель руководителя областного управления образования Асель Каербекова, являющаяся руководителем рабочей экспертной группы проекта. — Проведенный анализ действующих цен показывает, что для оснащения школьной столовой по предварительным расчетам потребность составляет от шести до восьми миллионов тенге.

Таким образом, представителям бизнеса выгодно заключать договор на длительные сроки, чтобы успеть окупить вложенные средства. Здесь также имеет значение количество школ, которые обслуживает один поставщик: чем оно больше, тем выше будет прибыль.

— Когда обсуждался этот вопрос, местные власти исходили из максимального количества — десять школ на одного поставщика, — пояснил Олег Чугунков. — Но это снизило бы возможность участия для малого бизнеса, поэтому остановились на пропорции "один лот — одна школа". При этом не возбраняется одному предпринимателю участвовать в конкурсе на несколько лотов, если он предложит лучшие условия.

На данный момент конкурсная документация по переводу школьных пунктов питания на государственно-частное партнерство находится в стадии разработки.

— В экономическом блоке мы должны четко понимать основные вопросы, — подчеркивает Елена Березинская-Абилова. — В региональном центре государственно-частного партнерства ВКО разрабатывается механизм модернизации. Я, как эксперт проекта, могу сказать, что необходим единый бизнес-кейс, которым смогут пользоваться все предприниматели, которые войдут в эту сферу. В основе — три главных аспекта: производственный менеджмент (загрузка оборудования), технологический (развитие производства), управленческий (количество персонала). Очень большое значение имеет также стоимость обеда и общее количество детей, охваченных питанием.

Подводные камешки

Процесс внедрения государственно-частного партнерства призван открыть сферу школьного питания для широкого спектра частных фирм. Но если крупные сети питания победят на конкурсе, то не вызовет ли это закономерного скачка цен на блюда в школьной столовой? Этот момент волнует и родителей учащихся, и учителей, и школьную администрацию.

— При осуществлении деятельности по организации школьного питания будет сохранена ценовая политика, а также все меры государственных социальных гарантий, — пообещала Асель Каербекова.

Олег Чугунков считает, что установление цены на обеды — в руках потребителя:

— Сумма платы за питание оговаривается, поскольку она устанавливается на основании данных всеобуча. Сейчас эта сумма составляет около 300 тенге. Бесплатно питаются только дети из малообеспеченных семей, остальные — на родительские деньги. Если родителей устроит другая сумма, они могут договориться с поставщиком через попечительский совет школы.

Вопрос очередей на переменах в школьном буфете тоже остается открытым.

— Эта проблема решаема, — ручается тем не менее Елена Березинская-Абилова. — И если младшеклассникам, как правило, столы накрывают, то старшеклассники готовы идти через раздачу, ведь они же едят в городских предприятиях общепита. И они готовы проявить здесь самостоятельность. Мы были в Семее, в школе "Жас Улан". Дети там сами накрывают столы. Это своего рода адаптация подростков. Таким образом формируются социальные и даже профессиональные навыки.

Что же касается контроля качества, то в проекте имеется пункт, обеспечивающий его гарантию, благодаря которому поставщику крайне невыгодно получать замечания за плохо выполненную работу.

— В проекте заложен механизм, позволяющий контролировать качество продукции, — рассказал Олег Чугунков. — Дело в том, что если у бракеражной комиссии будут претензии к качеству, то договор может быть расторгнут без возмещения недобросовестному предпринимателю вложенных средств.

Перевод школьных столовых на ГЧП намечен на следующий учебный год. Как он будет реализовываться и сможет ли решить существующие проблемы, покажет время.

Мира Круль