Усть-Каменогорск превращается в зону приёма районных беженцев

5 мая 2013, 16:56
Сейчас читают:
Сколько их, переселенцев из районов нашей области, проживает сегодня в Усть-Каменогорске, точно подсчитать никто не может. Да и бесполезное это дело. Внутренние мигранты едва ли заботятся о прописке на новом месте, да и негде им официально зарегистрироваться. Областной центр же медленно, но верно превращается в зону концентрации невостребованной рабочей силы. Из-за чего пустеют деревни и какую жизнь находят переселенцы в городе?

Сажали повсеместно

Усть-Каменогорск - один из многих городов, где культ дачного участка исповедовала чуть ли не каждая вторая семья. Начало дачного бума пришлось на 50-60 годы, тогда крупные предприятия региона считали своим долгом наделить каждого работника шестью сотками. По названию дачного кооператива можно было догадаться, люди каких профессий огородничают там, - "Энергетик", "Водоканал", "Металлург" и так далее.

Но особую популярность садово-огородные работы приобрели в 80-90-х годах прошлого века. Просто тогда, в переломное для нашей страны время, дача для многих стала средством выживания. Помните, как все ездили на картошку?

Сегодня дачники разделились на три категории: на бывших, что по определенным причинам оставили свои участки, действующих и зимников. Вот о последних речь и пойдет.

Зимники - так у нас называют людей, которые проживают на дачах круглогодично. Из 184 садоводческих товариществ города зимники облюбовали те, что находятся ближе всего к Усть-Каменогорску.

У нас все есть

Сериккан Адильбаев показывает нам свой дом. Большой, уютный и теплый. Но так комфортно семья уроженца Уланского района жила не всегда.

- Родом я из села Огневка, - рассказывает свою историю мужчина, - работал там на местном предприятии слесарем. Потом контора закрылась и работы не стало.

Оценив ближайшие нерадостные перспективы, Сериккан решил переехать с семьей в областной центр. Проданного в деревне имущества хватило только на покупку маленького убогого домика в дачном кооперативе.

- Мы не жаловались. Главное - все нашли работу, - продолжает Сериккан Адильбаев, - смогли доучить сына.

Адильбаевы смогли взять кредит в банке и построить собственный дом на другом дачном участке.

О переезде в город глава семейства ничуть не жалеет. Говорит, что для жизни у них есть все, что нужно.

Так и живем

Этот дом по улочке Безводной дачного товарищества "Энергетик" уже несколько лет стоит без крыши. Здесь живет семья Мустафиных: двое взрослых и трое детей. В 2007 году они приехали сюда из села Акжар Тарбагатайского района. Причины переезда те же – безработица. Впрочем, в городе Мустафиным повезло меньше, чем их соседям по дачному кооперативу.

Совместного дохода Манарбека и его супруги едва хватает на то, чтобы прокормить семью. По этой причине самого младшего ребенка родители отправили к родственникам в деревню.

- От дождей и сырости стены в их доме промокли, покрылись плесенью, - показывает председатель садоводческого общества "Энергетик" Владимир Герасименко. - Зимой здесь жить вообще невозможно, домик к этому не приспособлен. Но они зимуют, как могут...

По словам хозяина Манарбека Мустафина, он бы и рад покрыть крышу, да только денег на это отложить никак не удаётся.

Смирились

Когда волна переселенцев из районов только начала подступать к дачным товариществам, председатели кооперативов огородников пытались ей противостоять. Но это было бесполезно.

- Людей ничто не пугало, - говорит Владимир Александрович, - они готовы были жить без всяких условий, воды, инфраструктуры, дорог. Лишь бы электричество не отключали.

Когда же в конце 2010 года Министерство юстиции официально разрешило прописку в садоводческих товариществах, желающих поселиться здесь стало еще больше.

Из 150 участков "Энергетика" 70 заняты зимниками. И такая тенденция наблюдается в других дачных кооперативах.

- Самое страшное для переселенцев - это пережить зиму, - говорит бухгалтер садоводческого общества "Родничок" Валентина Ивкина. - Город не чистит здесь дороги, а нанимать грейдер очень дорого.

В эту зиму один из проживающих на даче мужчин едва не умер от сердечного приступа, рассказывают в "Родничке".

- Кардиологическая машина скорой помощи увязла в сугробах, пришлось вызывать другую, перекладывать оборудование и преодолевать оставшуюся дорогу до дома, - рассказывает Валентина Григорьевна.

- Жалко детей, - делится фельдшер станции скорой и неотложной медицинской помощи Татьяна. - Ребятишки до такой степени промерзают в этих домишках, что болеют бесконечно. Очень часто подхватывают пневмонию.

А на лечение, по словам медиков, у переселенцев чаще всего денег нет.

Живите на здоровье

Разрешив прописку на дачах, власти оказали народу медвежью услугу. С одной стороны, позволили получить переселенцам статус горожан, а с другой - обрекли их на полную бесперспективность. Во всяком случае, на ближайшее будущее.

В городском акимате нам явно дали понять, что рассчитывать зимникам на улучшение условий их жизни не придется. В администрации подчеркнули, что в курсе проблем с дорогами, электроэнергией и водоснабжением в дачных кооперативах. Но сделать ничего не могут, поскольку денег на эти дорогостоящие проекты в бюджете нет. При этом регулярно находятся деньги на проведение праздников, симпозиумов и прочих культурно-досуговых мероприятий.

В арсенале у чиновников найдется достаточно грамотных аргументов, чтобы отшить людей, живущих на дачах. Вот один из них: садоводческое товарищество является общественной организацией, где вышестоящим органом является общее собрание, поэтому органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в их деятельность. И формально они правы.

Еще чиновники ссылаются на нормативные требования, применяемые к дачным массивам. Мол, не идут они ни в какое сравнение с условиями жилых районов. Но зачем тогда разрешали прописку?..

Вообще после дачного рейда по зимникам сложилось странное впечатление. Да, люди в большинстве своем живут неважно, порой хуже, чем в родной деревне. Но никто, ни один человек не пожаловался на свою судьбу. То ли уже привыкли молча сносить трудности, то ли потеряли веру в лучшее...

Также читайте