Устькаменогорцы не хотят платить за общедомовые счётчики тепла
Государственная программа по массовой установке теплосчетчиков в многоэтажках практически провалилась. Как сообщили корреспонденту YK-news.kz в АО "Усть-Каменогорские Тепловые сети", желающих приобрести тепломер в рамках госпрограммы в нынешнем году не нашлось. Между тем жители более чем семисот многоэтажек Усть-Каменогорска заплатят за тепло в 2017 году на 20 процентов больше, чем в нынешнем. Причина — отсутствие все тех же приборов учета.
Как мы уже сообщали, в 2014 году из республиканского бюджета выделили восемь миллиардов тенге на установку общедомовых приборов учета тепла в многоквартирных жилых домах. Куратором программы стало астанинское АО "Фонд развития ЖКХ".
Идея состояла в следующем: выделить теплоснабжающим организациям льготные кредиты на закуп общедомовых приборов учета тепла. На четыре года под четыре процента годовых. Возвращать займ, по замыслу авторов программы, должны те, кому эти приборы установят, то есть собственники квартир. Для этого коммунальщики (в Усть-Каменогорске это АО "Усть-Каменогорские Тепловые сети") должны подписать договор с каждым из собственников, которые будут выплачивать стоимость тепломера (ориентировочно от 400 до 600 тысяч тенге на дом) ежемесячными взносами одновременно с оплатой услуг теплоснабжения. Сумма такого взноса на каждую квартиру может составлять порядка 200 - 500 тенге в зависимости от типа и размера дома.
С первыми трудностями сотрудники Тепловых сетей столкнулись в 2015 году.
— Установка приборов учета не относится к сфере естественных монополий, поэтому мы не вправе устанавливать их по публичному договору, как нам рекомендовали в Фонде развития ЖКХ, — поясняет директор по сбыту АО "УК Тепловые сети" Алла Фатеева. — Чтобы установить прибор, мы должны получить согласие всех ста процентов собственников жилья. Но это практически невозможно: всегда найдется хотя бы один, кто против.
Это противоречие в Усть-Каменогорске обычно разрешалось двумя способами. Первый: часть жителей устанавливали тепломеры за собственный счет решением общего собрания жильцов. Согласно жилищному законодательству, если 75 процентов собственников квартир выскажутся "за", то остальные будут вынуждены присоединиться к большинству и оплатить в дальнейшем свою долю расходов.
На второй способ могут рассчитывать разве что везунчики — это получение приборов учета за счет инвестиционной программы АО "Усть-Каменогорские Тепловые сети". Поскольку за установку платили Тепловые сети, требовалось лишь общее согласие жильцов пользоваться агрегатом.
— Из-за курсовой разницы рубля и доллара в 2015 году мы смогли сэкономить на модернизации собственного оборудования и за счет этих средств установили приборы учета в тех домах, где не требовалась реконструкция теплосистемы, — рассказывает Алла Фатеева. — И где жители согласились на установку оборудования.
Всего за счет Тепловых сетей дорогостоящие счетчики получили 157 домов.
Однако сэкономленные за прошлые годы средства у коммунальщиков закончились, и в нынешнем году они не планируют монтировать теплосчетчики ни на одном доме. К тому же опрос собственников квартир сотрудниками АО "УК ТС" по поводу установки общедомовых приборов учета тепла показал: желающих присоединиться к государственной программе в Усть-Каменогорске нет.
— Мы готовы сами профинансировать эту программу за собственный счет на тех же условиях, что и Фонд развития ЖКХ, — говорит Алла Фатеева. — Но люди не хотят платить дополнительные деньги за приборы. А ведь со следующего года будет введен раздельный тариф для тех домов, которые пользуются тепломерами, и для тех, где приборы учета не установлены. И для вторых тариф будет на 20 процентов выше.
Всего в Усть-Каменогорске насчитывается 1280 домов без теплосчетчиков. Но 572 из них не смогут установить тепломеры по техническим причинам: требуется либо реконструкция теплосистемы, либо несколько агрегатов. Поэтому жители этих домов будут оплачивать услуги отопления по-прежнему. А вот потребителям оставшихся 708 многоэтажек областного центра придется выбирать — платить больше за тепло или за прибор его учета.
Ольга Пинэко-Скворцова