Учителя считают бессмысленным выработанный проект закона о статусе педагога

16 марта 2019, 3:33
Сейчас читают:
Учителя считают бессмысленным выработанный проект закона о статусе педагога Учителя считают бессмысленным выработанный проект закона о статусе педагога
Учителя считают бессмысленным выработанный проект закона о статусе педагога

Работников сферы образования, похоже, снова обманули. Последняя редакция законопроекта о статусе педагога лишила учительство Казахстана тех надежд, которые оно питало, участвуя в его разработке. Ни снижения ставки, ни льготной ипотеки, ни пенсии по выслуге лет не увидели труженики просвещения в том варианте закона, который отправится к депутатам. Теперь учителя обращаются к народным избранникам в последней отчаянной попытке повлиять на законопроект, который должен был повысить уважение к ним в обществе, передает корреспондент YK-news.kz.

Современная учительница

У доски Тамара Павловна (имя изменено) простояла более 20 лет. Скромный (чтобы не сказать убогий) гардероб — зимой и летом одним цветом. Одни лёгкие ботинки на слякоть и на мороз. Пары на разные сезоны для неё — недостижимая роскошь. Иные избалованные барчуки хмыкают за спиной: "Секонд хэнд — форева!" Но большинство прощает эту бедность. Своего учителя они судят не по одёжке.

В учебный кабинет денег она вложила больше, чем в гардероб. Практически каждый ремонт — это средства и время Тамары Павловны. Великое счастье, когда краску на полы сумеет выделить школа. А с родителей деньги брать нельзя. Она не выкручивается, а просто открывает свой собственный кошелёк. Наглядные пособия, бланковые контрольные на каждого ученика – всё за свои. На стенах класса — картины, которые учительница нарисовала вместе со своими учениками. А каждый её урок — увлекательное погружение в иные страны и времена. Выпускники пишут ей из Астаны и Алматы, Новосибирска и Москвы, Монреаля и Ахена. Они до сих пор благодарят её за науку.

Она всю жизнь занималась опытно-экспериментальной работой и с введением в школе обновлёнки не оставила этой привычки. Обнаружив, что рекомендованные республикой контрольные (СОРы) содержат массу ошибок, перерабатывает каждую из них и набирает заново. Подробные послания родителям каждого ученика с анализом того, что и почему не удалось ему в работе, также отнимают массу времени. К тому же после них случаются визиты разгневанных мамаш, считающих, что детей унизили указанием на пробелы в их знаниях. К этому она уже привыкла и даже не обижается.

После каждого СОРа спать у неё получается не более трёх часов в сутки — остальное время отнимают проверки и анализ работ. Ещё и Кунделик приходится заполнять по ночам.

Чрезмерные нагрузки сказались на здоровье Тамары Павловны. Долгожданное лечпособие к отпуску — возможность раздать долги, о курортах она даже не мечтает. А в последний год невропатолог с трудом дал ей разрешение на работу в школе — обнаружилась неоперабельная опухоль в мозгу.

Мечта учительницы — пенсия по выслуге лет. Это шанс на дальнейшую жизнь. С её диагнозом каждый последующий учебный год может стать роковым. Закона о статусе педагога она ждала как манны небесной.

"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

Этот проект разрабатывали всем миром. Учителя страны проявили небывалую активность в обсуждениях. Готовящийся закон о статусе педагога они расценили как реальную возможность изменить своё положение "бюджетных крепостных". Их мечты: уравнивание в правах учителей и прочих категорий работников, занятых в образовании, снижение ставки с 18 до 16 часов, пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов, выплачиваемое за реально отработанное время. А главное — возможность выхода на пенсию по выслуге лет после 25 лет непрерывной работы в школе.

Все эти предложения были учтены разработчиками. Представленный на общественных слушаниях в Астане 10 января законопроект вызвал овации учителей. Правда, выслугу в нём определили в 30 лет, но они и на это были согласны.

Обещан был педагогам творческий отпуск для занятия научной деятельностью с сохранением педагогического стажа и зарплаты продолжительностью не менее шести месяцев один раз в пять лет. Ежегодное пособие на оздоровление и трудовой отпуск в течение 56 календарных дней. Для учителей, которые не в состоянии взять ипотеку по программе 7-20-25, было предусмотрено приоритетное право на приобретение жилья по льготному кредитованию без первоначального взноса, а также на получение служебного жилья или общежития. Отдельный социальный пакет был разработан для сельских учителей.

В ходе обсуждения были отвергнуты предложенные ранее статьи о требованиях к внешнему виду педагогов, контроль и надзор за педагогической деятельностью, обязательное требование владеть государственным языком на уровне бакалавриата, запрет на исследования и эксперименты без согласования с уполномоченным органом. Расширились академические права и свободы, ограничивалось вмешательство в профессиональную деятельность.

Казахстанское учительство почувствовало, что его положение и впрямь может чудесным образом измениться. Но увы...

4 февраля 2019 года появилась очередная редакция законопроекта, в которой он должен поступить на стол к парламентариям. И в ней не обнаружилось ни одного положения, которое улучшило бы материальное положение педработников.

Исчезло упоминание о ранней пенсии по выслуге лет. Последнее мотивировали заботой о педагогах. Оказывается, за 30 лет непрерывной работы они просто не успевают сделать достаточных пенсионных накоплений, чтобы иметь возможность дожить на них до конца своих дней. При этом, правда, осталось тайной, сумеют ли они жить на те средства, что появятся у них к 63 годам. Ведь законопроект не содержит положений, способных повлиять на уровень зарплаты учителя. Например, статьи о снижении ставки до 16 часов и о сохранении заработной платы и начислении командировочных в период прохождения профессиональных курсов. Пропал из проекта и творческий отпуск для обучающихся или занимающихся наукой педагогов. Больше можно не мечтать о льготном кредитовании для приобретении жилья. Закон решили сделать максимально беззатратным для государства.

Пилюлю подсластили

Впрочем, он всё же содержит некоторые статьи, о которых давно мечтали педагоги. По данному проекту, возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет собственных средств не допускается. Запрещено привлекать учителя к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями, а также требовать от него формы отчётности или проводить проверки его профессиональной деятельности, не предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Законодательно закрепить теперь намереваются положение, о котором просили учителя, измученные некомпетентными требованиями капризных мамаш.

"Вмешательство в профессиональную деятельность педагога со стороны должностных лиц, родителей и иных законных представителей воспитанника и обучающегося не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан" (цитата из законопроекта).

Сохранился социальный пакет для сельских учителей, включающий 25-процентную надбавку, соцподдержку по оплате коммунальных услуг, приобретение дров и угля, получение участков под индивидуальное жилищное строительство и некоторые другие.

И на этом радости закончились. Освобождения от крепостного права так и не произошло.

Под литавры и фанфары радужных обещаний изменить статус учителя в казахстанском обществе чиновники в очередной раз полностью выхолостили содержание президентской инициативы.

Экономия на... стабильности?

Последним шансом учительства в сложившейся ситуации осталась возможность достучаться до депутатов, которые будут принимать закон этим летом.

— 25 февраля был круглый стол профсоюза работников образования и науки с депутатами и представителями МОН РК, где наши участники полностью озвучили то, чего мы добивались и что получили в итоге, — рассказывает главный специалист по правовым вопросам охраны труда и техники безопасности областного профсоюза работников образования Иван Соколов. — Ждали уменьшения педагогической нагрузки, уравнивания в правах всех педработников. Ведь до сих пор непонятен статус воспитателей предшколы, библиотекарей, которые тоже ведут уроки, работников музыкальных школ. В том виде, в каком законопроект существует сейчас, это практически глава, выдернутая из Закона об образовании РК. И он совершенно не содержит радикальных изменений, не улучшает материальное положение учителей. Какой смысл принимать новый закон, если он ничего не меняет? Был старый, и он уже не соблюдался. Если закон будет принят в этой редакции, то скоро дефицит педагогических работников по всей республике будет страшнейший!

Учительство Восточно-Казахстанской области перед лицом депутатов защищала делегация во главе с председателем областной организации профсоюза работников образования и науки Назгуль Касеновой. Профсоюз собрал по области в общей сложности более 25 тысяч подписей работников образования, указывающих, какие их потребности не были учтены в последней редакции законопроекта.

Мы просили, чтобы учителей не разделяли, а называли просто педагогами, — отметил на встрече с депутатами в ходе обсуждения в Астане председатель Уланской районной организации профсоюза учителей Нурхат Садыков. — Мы просили, чтобы все имели одинаковую продолжительность трудового отпуска. До сих пор не определён вопрос по пятидневной рабочей неделе. Ученики учатся пять дней, а учителя должны работать шесть.

Педагоги ВКО напомнили парламентариям, что огромная масса политически грамотных, патриотично настроенных работников образования — надёжная опора государства.

Учитель является основным проводником государственной политики на местах, — выразил мнение Нурхат Тохтарханович. — Учитель работает с родителями. В сельских округах именно он проводит всю культурно-массовую, спортивную, агитационную работу. Всё это он делает качественно и бесплатно. Во всём мире идёт борьба за развитие качества человеческого капитала — людей, которые составляют будущее любого государства. Этот закон именно народный, он имеет очень большой социальный аспект. Потому что в каждой семье есть внук, сын, племянник. Теперь вся надежда на вас, дорогие народные избранники! Если вы нас не поддержите, то учителя просто могут отказаться от той гражданской позиции, которую они сейчас занимают. Если они просто сядут и ни в чём не будут участвовать, в стране ничего двигаться не будет. Настоящие патриоты понимают, что без развития системы образования Казахстан не сможет достичь такого уровня, на котором находятся сейчас Япония, Южная Корея, Германия и другие развитые страны. Инвестиции в образование многократно к нам вернутся!

...А Тамара Павловна всё ещё на что-то надеется. Она слишком привыкла исполнять свою работу не жалуясь. Потому что любит дело, которому посвятила жизнь. Но останется ли она в школе, если перед ней встанет только один выбор: уйти или умереть?

Ирина Плотникова

Также читайте