Чего ждут учителя ВКО от закона "О статусе педагога"?

28 декабря 2018, 7:41
Сейчас читают:
Чего ждут учителя ВКО от закона "О статусе педагога"? Чего ждут учителя ВКО от закона "О статусе педагога"?
Чего ждут учителя ВКО от закона "О статусе педагога"?

Президент РК в своём ежегодном Послании народу Казахстана дал поручение разработать закон, повышающий статус учителя в обществе. Педагоги ловят слухи и обсуждают каждую просочившуюся весточку от законотворцев. Чего хотят они больше всего? Почему, несмотря на все повышения зарплат, учителя вечно просят денег? Какие предложения внёс профсоюз работников образования ВКО и почему не стоит верить рассылкам в мессенджерах, изучал корреспондент YK-news.kz.

Учитель на амбразуре

Педагог — это звучит гордо! Только выглядит жалко. Во всяком случае, так считают сами учителя.

"Современный педагог систематически, ежедневно подвергается стрессам, нападкам, агрессии, оскорблениям со стороны неадекватных родителей, детей, администрации школы, гороо и других контролирующих органов, — пишет в открытом письме учительница начальных классов СШ № 39 Оксана Александрова. — Его некому защищать. Все только контролируют и ругают".

Среди проблем, с которыми сталкивается сегодня казахстанский педагог, бесстрашная усть-каменогорская учительница называет чудовищную перегрузку:

"Свободного времени у педагогов нет. Мы тратим его на проверку тетрадей, разработку и проверку формативных и суммативных работ, экскурсии с детьми в музеи и театры, субботники, организацию и проведение выборов, подготовку конспектов и презентаций к урокам. Очень много времени проводим за никому ненужными отчётами, сбором сведений для вышестоящих органов. Учителю не оплачивается время подготовки к урокам, внеклассная работа с коллективом учеников. А для него это по-прежнему рабочее время, только за пределами школы. Я не могу, выходя из школы, забыть про неё, как это делает всё работающее население".

В своём отчаянном письме, которое, напомним, мы публиковали ранее, Оксана Александрова перечисляет и прочие беды педагогов: нищенскую зарплату, необходимость сдавать тонны отчётов всем, кто их потребует, мытарства, связанные с профессиональной аттестацией.

Это письмо вызвало резонанс по всей стране. Учителя передают друг другу ссылки на него, радуясь, что кто-то решился озвучить наболевшие проблемы. Носится даже слух, что усть-каменогорская учительница была наказана за свою смелость.

Что сулит закон?

Между тем в 2018 году для казахстанских учителей, кажется, забрезжил свет в конце тоннеля. 26 января текущего года вышел приказ министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева, определяющий, какие функции должен выполнять работник школы, а какие на него возлагать не следует. А в октябре сам Президент РК обратил внимание на чрезмерную загруженность учителей, вследствие чего им и к урокам-то готовиться некогда. По поручению главы государства началась разработка нового закона "О статусе педагога". Специальная комиссия уже подготовила его концепцию. С 1 сентября 2019 года закон должен вступить в силу.

Что же собираются предложить разработчики, чтобы реально повысить роль учителя в обществе? В нём должны прописать статус педагога, определить лиц, которые имеют право его носить, условия труда, педагогическую этику, возможности защиты учителя. Найдут отражение также вопросы подготовки педкадров и повышения их квалификации. Обещают даже ввести ответственность за нарушение этого закона.

При анализе Концепции становится очевидно, что крики души учителей разработчики услышали. "Удовлетворению профессией и удержанию в ней препятствуют сохраняющийся значительный объем несвойственных функций и непредвиденных проверок, недостаточная педагогическая автономия, отсутствие специального режима правовой защиты педагога, вынужденная высокая педагогическая нагрузка для достижения адекватного уровня оплаты ежемесячного труда и связанная с этим чрезмерная психоэмоциональная нагрузка, декларативный характер многих гарантий и льгот", — говорится в Концепции.

Для сбора предложений в новый закон на сайте МОН РК с 22 октября действует горячая линия для учителей, родителей и представителей госорганов.

Выгоревшие дотла

Анализ учительских откликов, оставленных на горячей линии, показывает, что больше всего педагоги жаждут восстановления возможности уйти на пенсию по выслуге после 25 лет работы в школе и снижения пенсионного возраста.

"Мы хотели бы, чтобы на пенсию учителя выходили в 55 лет, — пишет в отклике на концепцию закона Светлана Разиева из Алматы. — Профессия учителя одна из нелегких, идет выгорание организма".

Мы внесли такое предложение на рабочую группу, — говорит главный специалист по правовым вопросам охраны труда и техники безопасности областного профсоюза работников образования Иван Соколов. — Работникам образования, имеющим стаж педагогической работы 25 лет, предоставлять право выхода на отдых по выслуге лет, или предоставлять педагогам возможность выхода на пенсию в 58 - 60 лет. Международные исследования показали, что профессиональные и личностные деформации у учителей начинаются уже после 17 лет непрерывной работы. Ну как сможет уследить за первоклассниками бабушка в 63 года? Что станет делать физрук на седьмом десятке, когда ученики попросят его показать им, как выполняется упражнение?

Правда, в нынешней Концепции предусматривается несколько иной вариант: "Достойное пенсионное обеспечение с предоставлением права выхода на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста, на основании непрерывного 30-летнего стажа преподавательской работы (выслуга лет)".

Да, вопрос рассматривается, он нелегкий, — прокомментировала вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева. — Мы должны обсудить с Министерством труда. У нас пожарные, шахтеры, врачи, которые тоже несут такую психоэмоциональную нагрузку, поэтому здесь мы обсуждаем.

Ставка больше, чем жизнь

Второй вопрос, который давно уже мучит педагогов, — это размер учебной нагрузки.

"Ведь учителям, преподавателям устанавливаются не должностные оклады, а ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической работы в неделю, являющиеся расчетными единицами при определении их месячной заработной платы", — говорится в Концепции проекта закона.

Сегодня ставка для учителей начальной и основной школы составляет 18 часов в неделю. Но не все добирают это количество, особенно в малокомплектных сельских школах. Вечная нехватка часов касается и учителей первых - четвертых классов, ведь физкультуру, музыку, информатику, казахский и иностранный языки учитель отдаёт специалистам. У него же самого часов до ставки в итоге недостаёт.

Профсоюз работников образования ВКО предлагает снизить ставку всем категориям педработников, — перечисляет Иван Соколов. — Для учителей первой ступени мы хотели бы сделать ставку в 14 часов, а для остальных — 16. Это наше видение. Поддержит ли его Минфин — бог весть! К педагогам общеобразовательной школы мы просим приравнять педагогов дополнительного образования, воспитателей предшколы и библиотекарей.

В самой Концепции на сегодняшний день речь вообще не идёт ни о каких конкретных пределах учебной нагрузки. Там озвучена проблема и предлагается возможный путь её решения:

"Казахстану необходимо перейти к системе, основанной на рабочей нагрузке, которая более свойственна странам ОЭСР, где учителя работают в течение определенного количества часов в неделю (например, 40 часов), часть которых посвящается преподаванию. Данная концепция работы учителей предполагает, что им необходимо время для выполнения ряда других задач и, прежде всего, для надлежащей подготовки к урокам".

Деньги деньгам рознь

Ещё одна больная проблема состоит в том, что для получения зарплаты, на которую худо-бедно можно жить, учителя набирают часов значительно выше ставки. Либо они вынуждены это делать из-за того, что не хватает специалистов по предмету. Напомним, что в ВКО, по данным областного управления образования, сейчас недостаёт 92 учителей.

Казалось бы, при такой учебной нагрузке прибавка к заработной плате на 30 - 50 процентов, которую с 2019 года должны получать учителя, успешно сдавшие национальный квалификационный тест, составит существенную сумму. Скажем, молодой специалист с высшим образованием зарабатывал 60 тысяч тенге, а станет 90. Ведь здорово?

Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. Дело в том, что надбавка педагогам осуществляется не от минимальной заработной платы, которая индексируется с учётом инфляции, а от базового должностного оклада (БДО), который составляет фиксированную сумму в 17 697 тенге и не менялся с 2011 года. Человек ожидает получить 30 тысяч, а получает восемь. Почувствуйте разницу.

Мы вносили предложение, чтобы доплаты исчисляли не от БДО, а от минимальной заработной платы, — с грустью констатирует Иван Соколов. — А в ответ — тишина.

Мы уже писали, что доплату за обновлёнку педагоги тоже получают "за фактически отработанные часы, но не выше ставки". Люди работают по 36 часов, а получают за 18. И не только.

"Раньше за проверку тетрадей доплачивали математикам, руссоведам и казаховедам, сейчас же мы все оказались в равных условиях — все проверяем СОРы и СОЧи, но доплата осталась только у них, — пишет учитель информатики Гульжан. — А материальное обеспечение для проведения всех этих работ осталось на плечах педагога. Ведь никто не снабжает преподавателя бумагой для распечатывания заданий, не заправляет картридж в принтере. Все это делается учителем из его собственной зарплаты".

Мы пытались найти в Концепции хоть слово о том, как будет решаться эта проблема. Увы, пока об этом там нет ничего.

Убрать "семерых с ложкой"!

Впрочем, есть в проекте и приятные неожиданности. Они касаются многочисленных проверок и аттестации образовательных учреждений.

"Проверка соблюдения требований государственных общеобязательных стандартов осуществляется путем изучения документации, анализа показателей учебного процесса, посещения учебных занятий, оценки знаний обучающихся путем проведения комплексного тестирования, — написано в Концепции. — Все эти меры налагают дополнительные нагрузки в середине учебного процесса как на учителей (подготовка материалов самооценки), так и на учащихся (подготовка к тестированию)".

Предложение авторов проекта на этот счёт, несомненно, порадует педагогические коллективы, которые хотя бы раз проходили через этот ад:

"Существенное сокращение количества плановых контрольных мер позволит повысить роль общественного контроля и снизить нагрузку на учителей и учащихся. Предлагается внести в Закон Республики Казахстан "Об образовании" в части исключения государственной аттестации соответствующие дополнения и изменения".

Не верьте слухам!

До вступления в силу нового закона остаётся ещё девять месяцев. Но учительская общественность взбудоражена ожиданиями. В профессиональных группах и соцсетях передают друг другу сообщения о том, что вот буквально сегодня законотворцы обсуждали то-то и то-то. Каждое такое сообщение порождает шквал эмоций.

Надо понимать, что закон пока находится на стадии разработки, пока есть только его концепция, — поясняет юрист Иван Соколов. — Сотрудники областного профсоюза работников образования во главе с председателем Касеновой Назгуль Базарбаевной объездили все районы области, собрали предложения, отправили. И всё время держим руку на пульсе, постоянно общаемся с рабочей группой. А все эти сообщения в соцсетях чаще всего ни на чём не основаны. Некоторые безответственные блогеры за счёт больной для людей темы просто набирают просмотры и "лайки". Концепция находится в открытом доступе на сайте Министерства образования и науки. Каждый, кто интересуется, может сам её прочесть и оставить отзыв.

Ирина Плотникова

Также читайте