Что делать, если вы получили травму на скользкой остановке
Наш читатель Игорь Николаевич с опаской и тревогой смотрит на автобусные остановки. На одной из них недавно с его женой и ребенком чуть не случилась трагедия. Дело было так:
- Моя жена возвращалась из больницы домой с двумя дочерьми. Старшей уже 20 лет, а вот младшей - всего пять месяцев. В районе зелёного рынка они решили сесть на автобус. Жена зашла и стала принимать малышку у старшей дочери. А она вдруг поскользнулась и вместе с ребенком упала под автобус! Дай бог здоровья всем, кто видел это и предупредил шофёра, кондуктора, людям на остановке... Автобус чудом не тронулся с места. Люди подбежали и стали помогать. Слава богу, малышка не пострадала. А вот моя старшая дочь получила перелом голени, сильные ушибы.
- Я никогда не любил суды и всякие разборки, - признается Игорь Николаевич. - Но тут, наверное, впервые в жизни хочу во всем разобраться. Хочу найти виновных и наказать. Мы все добросовестно платим налоги. Неужели в ответ не можем рассчитывать на нормальные, почищенные, подсыпанные дороги и остановки?!
Почти операция "Ы"
Игорь Николаевич твердо решил довести дело до суда. Но на кого писать исковое заявление - на акимат, отдел ЖКХ или подрядчика, отвечающего за подсыпку дорог в данном районе? Как доказать, что остановка реально была безобразно скользкой и ты упал, получил травму по вине коммунальных служб? Давайте разбираться.
- В суд должно обращаться непосредственно то лицо, чьи права и интересы были нарушены, - комментирует ситуацию судья усть-каменогорского городского суда Анжелика Володкина. - В интересах несовершеннолетнего ребенка вправе подать иск один из родителей.
Объяснить все тонкости и нюансы судебных разбирательств по данной ситуации мы попросили редактора агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" Алексея Божкова:
- Планируя подачу искового заявления в суд, всегда имейте в виду нормы статей 65 и 66 Гражданского процессуального кодекса РК: "каждая сторона должна доказать обстоятельства" и "доказательства представляются сторонами". То есть результат всецело зависит от вас.
Алексей Божков сравнивает судебный процесс с хирургической операцией. По его словам, сначала необходимо сделать "анализы" – отправляем запросы, получаем и анализируем ответы. Затем готовим "инструменты", то есть формируем доказательную базу. После этого "вводим наркоз" – пишем и подаем исковое заявление. Только после этого начинаем "оперировать" - используем в судебном процессе всё, что приготовили. Естественно, каждая стадия очень важна для результата.
Что и требовалось доказать
Учитывая всё вышесказанное, Алексей Божков предлагает следующий алгоритм действий:
1) необходимо установить службу и ее должностное лицо, ответственное за содержание данной автобусной остановки. Сделать это можно, например, с помощью запроса в отдел ЖКХ. Подсказать координаты подрядчика могут также в КМС;
2) формируем доказательную базу по факту события. Тут ничто не будет лишним: показания свидетелей, фотографии, видеозаписи – всё важно для доказательства произошедшего события. Если рядом есть прохожие, согласные дать показания, то пусть родные запишут их координаты. Свидетелями могут быть и врачи "Скорой помощи";
3) формируем доказательную базу ущерба: собираем справки из станции "Скорой помощи", больницы, поликлиники и обязательно сохраняем чеки (товарные, фискальные) на приобретенные лекарства;
4) идем в суд и пишем исковое заявление.
- При этом не нужно излишних подробностей. Не раскрывайте сразу "все карты", чтобы "оппозиция" в процессе не смогла "поработать" с вашими свидетелями, - советует Алексей Божков. - И не обязательно нанимать дорогостоящего юриста или адвоката. Это дело не настолько сложное, чтобы за него платить тысячи тенге. Цена - не показатель профессионализма. Вполне вероятно, вы справитесь с этим делом сами, так не приучайте юристов к "халявным" деньгам. А если кого-то нанимаете – заключайте с ним договор с подробным описанием прав и обязанностей. Требуйте приложения чека на всю уплаченную сумму к исковому заявлению и всегда посещайте суд сами, чтобы ваш представитель не сработал против вас.
Ирина Краскова