Что делать, если в переписке между родителями разгорелся скандал?

17 января 2021, 3:25
Сейчас читают:

Школьные, детсадовские и вообще групповые чаты — это своя особенная жизнь. Здесь решаются многие вопросы: от домашних заданий, отмены уроков, сбора денег на подарки к Новому году до обсуждений наболевших проблем. В конце прошлого года в России, в Волгограде, один мужчина избил до смерти другого из-за переписки в родительском чате. Как решать конфликты мирным путем и что делать, если сообщения в мессенджерах переходят в обвинения и угрозы? Как сохранить крепкую нервную систему и получать от чатов только пользу — разбирался корреспондент YK-news.kz.

Удобно, если по правилам

Современные чаты — это максимально удобный и быстрый способ получения информации. Как было раньше? Чтобы учителю донести до родителей какие-то сведения, нужно было сделать записи в дневнике. Либо организовать родительское собрание и на нем обсудить насущные вопросы. Однако такие собрания проводились нечасто, и приходили на них, конечно, не все. Сейчас всё изменилось. Благодаря коллективным чатам у родителей появилась возможность всегда "быть на связи". Если есть желание и время, можно ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно что-то спрашивать, уточнять, обсуждать. И теперь информации у каждой мамы (а иногда и папы) стало так много, что этот поток бесконечных сообщений начинает раздражать даже самых спокойных родителей.

— Любые предстоящие праздники — это прямо удар по родительской психике, — рассказывает мама двоих малышей детсадовского возраста Татьяна Смирнова. — Начинается обсуждение подарков, и всё, поехало! Для того чтобы найти оптимальный вариант, уходит несколько вечеров! У кого-то ребенок не любит игрушки, кто-то не ест шоколад, третий уже собрал все конструкторы предлагаемой серии, а у четвертого ребенка мама вообще не желает закупать презенты.

Мы решили поговорить о "правилах поведения" в Сети с опытным модератором родительских чатов — Еленой Вороновой. У женщины трое детей-школьников, она состоит в трех родительских комитетах и уже несколько лет является модератором двух коллективных групп в мессенджерах.

— Я бы выделила несколько общих рекомендаций, как лучше вести переписку в родительских чатах. Это такие простые правила уважительного общения для всех участников, — говорит Елена. — Первое: в общих группах пишите всегда коротко, конкретно, без лишних подробностей. Не стоит писать в чат, что у вашего ребенка расстроился живот, он несколько раз сходил в туалет, а еще кашляет и поэтому не придет на тренировку по карате. Напишите просто: "Артема не будет, приболел". А еще лучше — сообщите об этом лично тренеру. Общий чат — для обсуждения коллективных вопросов. И будет здорово, если каждый родитель сможет формулировать свою мысль в одном сообщении, а не разрозненно. Тогда у всех участников группы телефон "пропиликает" только один раз, а не  десяток раз подряд.

Следующее правило — не нужно отправлять в группы никаких открыток, поздравительных видео, ссылок на новости и уж тем более сомнительную, фейковую информацию.

Совсем не обязательно обмениваться любезностями, то есть если после информативного сообщения учителя о переносе занятий каждый родитель напишет "спасибо" — это будет явно лишним. Среди 30 сообщений благодарности очень сложно бывает найти действительно важное. Хорошо, если срочные и важные обращения будут как-то выделяться — например, восклицательными знаками в начале сообщения.

Если переписка перетекла в жаркий спор, то я, как модератор, советую родителям встретиться и лично обсудить возникшую проблему. Кто из детей кого первым ударил, кто кому что должен — читать это всем очень неприятно. В крайнем случае можно предложить родителям продолжить обсуждение в личной переписке.

И главное: всегда думайте за двоих. Прежде чем что-то написать, представьте, как это впоследствии может сказаться на вашем ребенке.

Часто конфликты в переписке происходят накануне праздников или ремонта. Денежный вопрос обычно стоит очень остро. Почти всегда находится родитель, который не хочет сдавать деньги на краску, протестует против выбранного фотографа и отказывается от уже закупленных подарков. Фразы типа "Не­ужели вам жалко на ребенка денег?" могут обернуться серьезным скандалом.

Еще один проблемный момент — конфликты детей. Они часто перерастают в конфликты родителей. Такие вопросы однозначно нужно решать только с глазу на глаз. При личном общении люди обычно ведут себя более сдержанно, спокойно, нежели в переписке.

Границы дозволенного

— Для того чтобы  минимизировать конфликты в любых чатах, необходимо создавать правила и обговаривать границы, — уверена руководитель психологического центра "MARS", психолог Анастасия Толстенева. — Устанавливать "границы позволенного" может преподаватель, воспитатель или же представитель родительского комитета, который будет администратором или модератором группы.

Для коллективных чатов лучше всего подходят нейтральные границы. То есть в самом начале создания группы оговариваются принципы: мы не оскорбляем, не переходим на личности, не унижаем друг друга, не даём оценочных реакций. Выражать оценочные суждения следует только в том случае, если они касаются только тебя самого (ты оцениваешь свои переживания, свои чувства, а не кого-то другого).

Чтобы избежать скандалов, важно понимать, что родители вообще-то пришли сюда не ругаться. Чаще всего в конфликты вступают люди, у которых есть так называемая потребность в выплеске эмоций.  

Печальный опыт 2020 года

Разговор о том, когда надо делать уроки, в чате волго­градских родителей перешел сначала в спор, а потом в ссору между мамой одной из учениц и Романом Гребенюком, папой-одиночкой 12-летней школьницы. Женщина сочла, что ее оскорбили, и подключила к разговору мужа, который стал угрожать мужчине расправой. 

23 октября прошлого года в отделении банка брат оскорбленной участницы ссоры нанес обидчику несколько ударов по голове кастетом. Не приходя в сознание, Роман Гребенюк скончался в реанимации 1 ноября. 

Эта чудовищная история потрясла многих родителей из разных стран. Скандал может случайно разгореться почти в любом родительском чате. И дело иногда очень быстро перетекает в оскорбления, унижения и клевету.

Когда дело набирает обороты...

В правоохранительные органы Восточного Казахстана не поступало ни одного официального обращения с жалобой на конфликты в родительских чатах. Об этом нам рассказали в пресс-службе ДП ВКО. Хотя вообще оскорбления и угрозы могут стать серьезной причиной написания заявления в полицию.

— Социальная сеть или группа в мессенджерах — это коллектив людей. И за негативную информацию в адрес любого представителя этого коллектива может последовать ответственность, — комментирует ситуацию руководитель Агентства журналистских расследований и правовой информации "Витязь", юрист Алексей Божков. — Если в общем чате звучит откровенная клевета, это может стать поводом для возбуждения административного производства. В этом случае обиженный человек имеет полное право написать заявление в правоохранительные органы.

Если в переписке звучат оскорбления в адрес определенного человека — это подпадает под 131 статью Уголовного кодекса РК. Оскорбленный человек может обратиться напрямую в уголовный суд, подтвердив свои слова скриншотами коллективной переписки, свидетельскими показаниями. То есть словесные оскорбления могут повлечь за собой уголовную ответственность. Производство начинается по жалобе обратившегося гражданина и может быть прекращено при мирном урегулировании вопроса.

Если в коллективном чате звучат угрозы в адрес конкретного человека — это тоже прямая дорога для обращения в правоохранительные органы, при наличии достаточных оснований опасаться приведения этой угрозы в исполнение.

Спокойствие, только спокойствие!

Интересно, что о конфликтах и стычках говорят психологи? Как сохранить крепкую нервную систему и не поддаваться на провокации?

— Не стоит переходить в переписках на оскорбления, даже если в свой адрес вы получили порцию негатива, — считает Анастасия Толстенева. — Попробуйте использовать техники "психологической защиты" в споре: "Спасибо вам за ваше мнение", "И хотя я с вами не согласна, я уважаю ваше мнение", "Давайте сделаем это вместе", "Мы должны быть примером нашим детям, давайте не будем спорить".

Это что-то вроде: "У наших детей сейчас, конечно, детский сад, но мы, родители, уже взрослые люди".

Помните: любой участник чата в любой момент спора имеет право удалиться.

— А вот удалять конфликтующих родителей из чата — не лучший выход. Этот шаг способен возбудить ещё большую агрессию, — говорит Анастасия Толстенева. — Модератор может на определенное время (к примеру, на два – четыре часа) заблокировать переписку в группе, чтобы все участники конфликта успокоились. Это даст возможность всем "выдохнуть" и вернуться в диалог с холодной головой.   

Стоит помнить, что в групповых чатах отсутствует понятие дружбы. Общение должно выстраиваться исключительно в узком, деловом формате. Нужно быть готовым к тому, что мнения родителей могут не совпадать, как и их характеры. Школьные или детсадовские группы должны существовать лишь для одной-единственной цели — получения информации об образовательном процессе.

Ирина Краскова

Также читайте