Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию

7 июля 2017, 5:13
Сейчас читают:
Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию
Что делать, если в путешествии вы попали в непредвиденную ситуацию

Присев на дорожку перед отправкой в путешествие, проверьте деньги и документы и продумайте, как действовать в неожиданных ситуациях. Вы опоздали на рейс? Отстали от поезда? Потеряли билет? Чтобы думы не были слишком тревожными, корреспонденты YK-news.kz нашли для вас ответы на эти и другие вопросы, а заодно и выяснили, на что имеет право пассажир поезда, самолета или автобуса в разных дорожных ситуациях.

Что будет, если я опоздаю на рейс?

Если вы опоздали на автобус:

Постарайтесь вернуть билеты в кассу в течение трех суток. Тогда вам возместят 70 процентов от цены за проезд.

Если вы опоздали на поезд:

Верните билет в течение часа после отправления состава и получите обратно часть уплаченных денег: стоимость собственно билета. А стоимость плацкарты (плата за плацкарту входит в сумму, которую мы платим за проезд на поезде) железная дорога оставит себе. Кроме того, правила предоставляют перевозчику возможность установить комиссионный сбор за работу по возврату билетов и не возвращать все ранее уплаченные сборы.

И это еще неплохой вариант! Если опоздаете на пригородный поезд, то и вовсе останетесь с носом. Меньше чем за шесть часов до отправления поезда незадачливый пассажир пригородного направления может забыть про уплаченные за билет деньги.

Другое дело, если человек опоздал по причине болезни или несчастного случая (тут потребуются подтверждающие документы). Тогда перевозчик вернет несостоявшемуся пассажиру деньги за билет (его надо вернуть в течение трех суток) или переоформит поездку на другую дату. Правда, стоимость плацкарты сгорает и в этом случае. То есть если путешественник все же решит отправиться, куда собирался, ему придется доплатить стоимость плацкарты; если потребует вернуть деньги – из цены билета будет удержана сумма за плацкарту.

Какую сумму вернут пассажиру, если купил билет на поезд, но передумал ехать?

Время возврата билета Поезд дальнего следования Пригородный поезд
Не позднее чем за 24 часа до отправления поезда Вернут полную стоимость проезда Вернут полную стоимость проезда
Менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 6 часов до отправления поезда Вернут стоимость билета и половину стоимости плацкарты Вернут половину от стоимости проезда
Менее чем за 6 часов до отправления и не более 1 часа после отправления поезда Вернут стоимость билета, но удержат стоимость плацкарты Деньги не вернут

Если вы опоздали на самолет:

Опозданием считается неявка на регистрацию до ее завершения. А если посадочный талон уже на руках — неявка на посадку до ее окончания. Например, регистрация в авиакомпании «Эйр Астана» заканчивается за 40 минут до вылета, а для пассажиров, зарегистрированных онлайн, выход на посадку закрывается за 15 минут до времени вылета по расписанию.

Опоздавших могут оформить на ближайший рейс, а могут предложить купить новый билет — все зависит от тарифа (условий при покупке).

В принципе, Закон РК «О защите прав потребителей» не предусматривает такого понятия, как «невозвратный билет». По закону поставщик услуги должен вернуть заказчику не менее 30 процентов от уплаченной суммы, если услуга не была оказана. Однако на сайте авиакомпании «Эйр Астана» прямо говорится, что за неиспользованный невозвратный билет возвращаются только аэропортовые сборы. А все потому, как объясняет перевозчик, что такие акционные билеты изначально стоят очень дешево — примерно половину от обычной стоимости.

А за обычные билеты чаще всего возвращают либо полную стоимость, либо удерживают штраф (информация об этих условиях выкладывается на сайте авиакомпании). Если вы летите на отдых, об опоздании на рейс надо оповестить туроператора. Он свяжется с отелем и попросит не снимать бронь с номера, где вы собирались остановиться.

Что будет, если я потеряю багаж?

В междугородном автобусе:

В правилах автоперевозок никак не оговаривается ситуация, когда пассажир сдал багаж в автобусе, а потом нигде не обнаружил своей сумки. Но Гражданский кодекс обязывает хранителя вещи вернуть ее в срок. Перевозчик, в соответствии с Кодексом, не отвечает за сохранность порученного ему имущества только в трех случаях: если он докажет, что вещь была повреждена непреодолимой силой (например, автобус попал в селевой поток, которого нельзя было избежать); если вещь испортилась сама по себе; если пассажир плохо ее упаковал (то есть проявил грубую неосторожность). Если таких ситуаций не возникало, сумма убытков выплачивается поклажедателю в суточный срок. Сколько именно заплатят? Сложно сказать. Если вещь не была оценена заранее, то о стоимости пропажи/повреждения придется договариваться дополнительно.

На железной дороге:

Вы вышли из вагона и обнаружили, что забыли вещи, а поезд уже ушел? Не расстраивайтесь. Надо обратиться к начальнику станции или вокзала с заявлением. Тот передаст телефонограмму начальнику поезда или начальнику ближайшей крупной станции по ходу следования состава. В телефонограмме укажут номер вагона и места рассеянного пассажира и приметы забытых вещей. Найденное имущество перешлют по указанному адресу — конечно же, за счет хозяина имущества. Придется заплатить и за телефонограмму, а также прочие сборы.

Если вы не сразу хватились пропажи, это тоже не беда. Найденные в поезде или даже на вокзале сумки сначала вскрываются в присутствии полицейских с составлением описи, а потом опечатываются и передаются на хранение. Багаж будет храниться 30 дней либо на вокзале, где его нашли, либо в пункте формирования поезда (если вещи забыли в вагоне), или на станции, которая была ближайшей к перегону, на котором обнаружили потерю. Через месяц находка будет передана в орган государственных доходов.

Чтобы доказать, что оставленная сумка принадлежит вам, надо будет описать ее вид и содержимое, а также предъявить документы. После получения с вас потребуют расписку с указанием номера удостоверения личности и домашнего адреса.

В самолете:

Перед тем как отправить очередную сумку в тележку с багажом, работник аэропорта выдает пассажиру отрывной талон багажной номерной бирки (стикер). По нему легко доказать, что сумка на транспортерной ленте принадлежит именно вам. Если потеряли бирку — придется предъявить документы.

Бывает так, что сданный в багаж чемодан по ошибке отправляют другим рейсом. В этом случае авиакомпания обязана выплатить хозяину неустойку: 10 процентов от стоимости авиабилета за каждые сутки просрочки в доставке багажа, но не более половины стоимости этого билета. И, конечно, пассажир не должен платить ни копейки за пересылку заблудившейся сумки.

Правда, авиакомпания«Эйр Астана» со ссылкой на Варшавскую конвенцию и Гаагский протокол предупреждает: 20 долларов за килограмм багажа — максимум, что вам заплатят при любых проблемах с багажом. Поэтому ценные вещи рекомендуют страховать, а хрупкие вазы паковать особенно тщательно. Еще лучше, брать такие вещи с собой в салон. То же касается денег, деловых документов, бриллиантов, ноутбуков и прочих дорогих вещей - их в багаж попросту не примут. Более того, отечественный авиаперевозчик заявляет: он ни при чем, если вы получите с транспортерной ленты чемодан с отломанными колесиками, погнутыми ручками, порванными обвязочными ремнями и тому подобными следами «деликатного» обращения.

Впрочем, при желании вы можете пожаловаться в головной офис компании по телефону +7 (727) 259-66-84 в течение семи дней по поводу порчи имущества, а в случае задержки багажа - в течение 21 дня от даты, когда он был доставлен. К заявлению надо приложить квитанцию оплаты багажа, отрывной корешок от багажной бирки и копию акта о пропаже или повреждениях ваших чемоданов.

Что делать, если я отстану от поезда?

Главное — без паники. Если в кармане есть деньги, можно догнать поезд на такси. Если нет — идем к начальнику станции (вокзала) и просим дать телефонограмму начальнику следующей станции. Тот должен зайти в поезд, составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади и билетов. Акт подписывают начальник поезда, проводник вагона и два соседа отставшего пассажира.

Потом они сдают всю ручную кладь и личные вещи вместе с билетом в камеру хранения на ближайшей станции. Об этом начальник станции или вокзала должен сообщить в тот пункт, откуда звонил пассажир. Все, что остается отставшему — добраться до вокзала, где сгрузили его имущество.

Что делать дальше? Правила перевозок по железной дороге позволяют один раз за поездку сделать остановку в пути следования на срок до десяти дней. Для этого нужно взять билет или посадочный талон к билету и предъявить их в кассу либо работнику вокзала в течение трех часов после отправления поезда, на котором вы ехали. Работник проставит на них нужную отметку с указанием времени, даты, подписи и штемпеля станции или вокзала. Остается только забронировать место в следующем поезде! Если предпочтете другой транспорт, вам вернут деньги за оставшийся путь на тех же условиях, что и при опоздании: отдадут стоимость билета с удержанием стоимости плацкарты и суммы вокзальных сборов.

Ольга Пинэко-Скворцова
(Продолжение следует.)

Также читайте