Что ждёт Усть-Каменогорск в ближайшие семнадцать лет

В минувший четверг на суд общественности был представлен проект корректировки генерального плана областного центра. Именно этот документ является базовым при строительстве и благоустройстве города. Проекту еще предстоит утверждение в городском маслихате, но уже сейчас можно судить об основных направлениях, которые он задаст в развитие города.

Для начала поясним, генплан устанавливает основные направления развития города. Он определяет, какие земли предназначены для промышленности, а какие — для жилой застройки. Обозначает, где и когда потребуется строительство новых дорог. Показывая развитие города в перспективе, план может дать ответ на многие вопросы. К примеру, зачем нужен мост в створе улицы Виноградова? Какой смысл в масштабной одноэтажной застройке левобережья Иртыша?

Действующий генплан Усть-Каменогорска был утвержден в ноябре 2009 года и был изначально рассчитан до 2020 года. Период подходит к концу, и разработчик начальной редакции — алматинская проектная компания "Градо" — подготовила корректировку до 2035 года.

Дополнение охватывает все аспекты жизни Усть-Каменогорска, каждый из которых стоит рассматривать подробно. В этом материале корреспонденты YK-news.kz попытаются осветить взгляд специалистов на развитие "кровеносной" системы города — дорожно-транспортной сети.

План развития транспортной сети Усть-Каменогорска до 2035 года


Кругами на карте обозначены запланированные места строительства многоуровневых развязок

Подведём итог

Для начала посмотрим: как много было сделано из намеченного ранее. Большинство мероприятий по развитию транспортной системы, запланированных до 2018 года, уже выполнены или находятся на стадии выполнения. Завершено строительство проспекта Карла Маркса, обустроен автомобильный мост через Ульбу в створе улицы Крылова. Недавно окончена реконструкция набережной имени Славского, подходят к концу работы на Иртышском мосту, улицах Астана и Протозанова. Полным ходом идет возведение надземного перехода в районе Дворца спорта.

Однако немало и мероприятий, сроки по которым затянулись. Явно запаздывает реконструкция проспекта Сатпаева. Согласно планам, в этом году должен был отремонтирован участок от улицы Жибек жолы до проспекта Карла Маркса, но сейчас еще не завершены работы и на половине этого отрезка. Из-за проблем с проектно-сметной документацией затянулся ремонт улицы Тогас — от моста через Иртыш до села Ахмирово.

Также первоначальный план предусматривал строительство к 2018 году еще трех надземных переходов: одного на проспекте Победы у торгового дома "Император" и двух на проспекте Сатпаева — у мечети и у областного драмтеатра. Должна была появиться и первая в городе двухуровневая развязка — на перекрестке улицы Жибек жолы и проспекта Сатпаева.


Строительство двухуровневой развязки при съезде с Иртышского моста уже подтверждено властями. По проекту разрабатывается сметная документация

Кроме того, не выполнены запланированные расширение улицы Жибек жолы, реконструкция улицы Мызы на участке Протозанова — Казахстан, обустройство правых поворотов на трех перекрестках: Казахстан — Горького, Мызы — Протозанова, Ауэзова — Орджоникидзе.

Незавершенные проекты станут основным направлением работ на ближайшие годы.

Берём в кольцо

После того как будет покончено с "хвостами", проектировщики из "Градо" предлагают приступить к новому этапу развития дорожной сети, рассчитанному до 2025 года. Здесь основное направление — создание так называемого Первого транспортного кольца, которое обогнет основные жилые центры города.

Это означает, что будет продлен проспект Карла Маркса до Алматинской трассы (А-350). Пересечение планируется в середине 23-го микрорайона (район автозаправки "ЛНП").

На правом берегу Иртыша продлят улицу Грейдерную до проспекта Независимости, где обустроят двухуровневую развязку.


Развязка на проспекте Независимости соединит продолжение Грейдерной с расширенной улицей Авроры. Это позволит без труда проезжать от Понтонного моста к мосту на Защиту

Помимо этого, планируется максимально разгрузить основные городские перекрестки. Предлагается снабдить до 2025 года правыми поворотами пересечения Сатпаева — Утепова, Ауэзова — Победы, Кабанбай батыра — Новаторов, Абая — Независимости, Виноградова — Амурская, Карбышева — Гагарина, Независимости — Бажова и Абая — Путевая.

Дальние перспективы

Третий этап дорожного строительства в Усть-Каменогорске намечен на 2025 — 2035 годы.

К этому времени жилищная застройка на левом берегу Иртыша должна охватить все пространство от поселка имени Куленова до села Ахмирово. Параллельно продолжится строительство в районах Прапорщиково и Новой Согры. Не исключено, что частью города станут Новоявленка, Герасимовка, Радужный и Опытное поле. Все это приведет к увеличению транспортного потока и создаст дополнительную нагрузку на уже имеющееся Первое транспортное кольцо.

Решать проблему придется масштабным обустройством двухуровневых транспортных развязок. Они должны появиться на пересечении Карла Маркса и трассы А-350, при выезде из Меновного в сторону Ахмирово, на перекрестках Бажова — Белинского — Рабочая, Тогас — Строителей, при съезде с улицы Казахстан в сторону Бабкиной Мельницы.

Выезд из Меновного в сторону Ахмирово Перекрестки Бажова — Белинского — Рабочая
Перекресток Тогас — Строителей Съезд с улицы Казахстан в сторону Бабкиной Мельницы

Улицу Рабочую планируется расширить на участке Бажова — Абая и в конце участка также построить развязку.

За перекрестком проспекта Абая с Объездным шоссе потребуется строительство путепровода для ликвидации железнодорожного переезда.

В районе Согры развязка намечена на перекрестке Согринской и продленной улицы Егорова.

По прогнозам географический центр города к 2025 году сместится в район Меновного. Именно тогда и возникнет реальная необходимость в мосте через Иртыш в створе улицы Виноградова — напротив перекрестка с Серикбаева и Карбышева, где также потребуется развязка.

Еще одно направление строительства в этот период – создание магистрали "Южная", которая пройдет по южной границе города, связав Самарскую, Алматинскую и Семипалатинскую трассы. Небольшой участок магистрали уже существует и проходит по южной границе 19-го микрорайона. Дорогу планируется продлить и рассмотреть необходимость обустройства железнодорожного путепровода и развязок на пересечениях с трассами.

Еще два проекта в генплане обозначены как перспективные и их необходимость нужно будет пересмотреть в дальнейшем. Первый — продление проспекта Независимости. От Пограничной, где проспект уходит правее в сторону Бажова, планируется проложить прямую дорогу между Прохладной и садовым товариществом "Белый Налив". В результате проспект пересечется с улицей Бажова уже за Прохладной. Второй перспективный проект – Западная объездная автодорога. Она должна пройти по линии Самсоновка — Касым Кайсенов — Герасимовка — Шемонаихинская трасса — Риддерская трасса. Это потребует строительство дополнительного моста через Иртыш в районе Прапорщиково. Дорога позволит пустить весь транзитный транспорт в обход города.

Владимир Землянский
Фото макетов Виктора Абакумов