Что такое поверка счётчиков и как сделать её дешевле?
Владельцы приборов учета горячей и холодной воды подсчитали, что экономное использование позволяет им платить за воду как минимум в два раза меньше. Примерно о такой же или немногим меньшей экономии говорят собственники общедомовых теплосчетчиков. Но — всегда добавляют хозяева — надо через каждые четыре — пять лет проводить поверку водо- и тепломеров. А это стоит денег, и порой немалых. Зачем коммунальщики "придумали" эти хлопоты для потребителей и как пройти поверку с наименьшими затратами, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Речь пойдет о счетчиках, которые измеряют расход воды и тепла в доме. Знатоки делят приборы учета на следующие виды:
- индивидуальные (те, что стоят внутри квартиры);
- общедомовые — те, что измеряют, сколько теплоэнергии потребила многоэтажка. Иногда большие тепломеры устанавливают сразу несколько частных домов — один на всех, чтобы сэкономить. Оплата тепла в этом случае у них идет пропорционально занимаемой площади;
- индивидуальные приборы учета тепла — те стоят в коттеджах;
- индивидуальные тепломеры на каждую квартиру в усть-каменогорских многоэтажках почти не применяются: не позволяет существующая схема разводки.
Какими бы ни были приборы учета, их надо обязательно поверять — то есть проверять на исправность и точность. Вода в нашем трубопроводе далеко не родниковая. А если где-то по дороге она прошла через участки недавно замененных труб, то в ней наверняка окажутся мусор и окалина. Все это может повредить внутренние детали счетчиков. Срок поверки общедомовых приборов учета — четыре года, а для индивидуальных счетчиков межповерочный интервал зависит от марки прибора. В среднем это каждые четыре — пять лет.
Что вовсе не значит, что две поверки вашего водомера непременно должна разделять пятилетка. Бывают случаи, при которых надо проводить внеплановую поверку. Это может быть ситуация, когда у вас по какой-то причине оказался поврежденным оттиск поверительного клейма, самоклеящегося лейбла, пластиковой пломбы. Возможно, вы сняли и хранили у себя счетчик, а потом решили снова пустить его в дело. А бывает, что прибор продали потребителю уже в конце межповерочного интервала (срок считается не со дня установки, а с момента поверки прибора на заводе). Словом, может возникнуть немало причин, по которым придется приглашать мастера задолго до истечения четырёх — пяти лет службы водомера.
Индивидуальные счётчики горячей и холодной воды
Как узнать, когда подойдёт следующая дата поверки?
Дата поверки должна быть указана в паспорте прибора. Если документ затерялся, можно позвонить в АО "Усть-Каменогорские Тепловые сети" по телефону 700-202 (в рабочие дни — с 8.00 до 19.00, в субботу — с 9.00 до 14.00), и вам назовут ближайшую дату поверки счетчика горячей воды. По счетчикам холодной воды надо обращаться в ГКП "Оскемен Водоканал" по номеру 70-08-78 (в рабочие дни — с 8.00 до 19.00, в субботу — с 8.00 до 13.00).
За "часом Х" следят и сами коммунальщики. О приближении срока поверки вам сообщат в очередном расчетном листке.
Что будет, если не провести поверку вовремя?
Пропустили свой срок — не страшно. Как указано на сайте Тепловых сетей, если поверка не произведена вовремя, вам будут начислять оплату по норме. То есть так, как если бы у вас не было прибора: по количеству прописанных в квартире. Но как только ваш мастер передаст данные о пройденной поверке, статус-кво восстановится. Счет пойдет с тех показаний счетчика, которые мастер или контролер укажут в документе на дату поверки.
Как провести поверку?
Есть два способа поверить счетчик:
1. Снять и отнести в специализированную организацию. Для этого потребуются определенные сантехнические навыки. Ведь вместо снятого прибора на время его отсутствия придется установить временную перемычку или не пользоваться водой вовсе. Кроме этого, надо выполнить следующие процедуры:
а) пригласить контролера, чтобы он снял пломбу и зафиксировал конечные показания;
б) после поверки, когда вы вернете прибор на место, контролер должен снова установить пломбу и снять показания заново.
Как видите, вариант довольно хлопотный. Зато это обойдется дешевле. Например, в ТОО "Востокэнергосервис" за поверку двух счетчиков (холодной и горячей воды) возьмут 3000 тенге. Если счетчиков окажется больше (такое бывает в домах, где в квартире устроено по два ввода), то заказчику полагается скидка. Правда, за те дни, пока счетчик ездил на проверку, в Тепловых сетях или Водоканале вам посчитают расход воды по норме потребления. Не каждая организация согласится отправлять мастеров в отдаленные районы, такие как Ахмирово или Прапорщиково. Поэтому для жителей окраин такой способ поверки может оказаться особенно актуальным.
2. Вызвать специалиста на дом. Поставщики коммунальных услуг поверкой не занимаются, но охотно дают целый список предприятий, которые готовы помочь потребителям в этом деле. Мастер приходит, проверяет счетчик здесь же, не демонтируя его, и пломба остается на месте. Вся процедура займет от силы минут двадцать.
Зато платить придется дороже: в уже названном предприятии подобная услуга будет стоить не 3000, а 4 400 тенге.
Можно ли снять пломбу с прибора учёта самостоятельно, без контролёра?
Вообще самостоятельно снимать пломбу с действующего прибора учета — чревато. Даже мастера в частных сервисах, когда обнаруживают неопломбированный счетчик, обязаны потребовать с потребителя объяснительную: при каких условиях это произошло? Если была аварийная ситуация, которая потребовала срочного демонтажа, — это одно дело. Тут вам придется подтвердить свои слова сведениями из аварийки или актом снятия пломбы от сантехника из КСК, в котором обязательно должны быть показания по холодной и горячей воде.
Другое дело, если прибор уже не считается действующим. Например, если потребитель не поверил свой счетчик в положенное время, а протянул с этим месяц и больше, то прибор автоматически считается выведенным из эксплуатации. Человеку начислят потребление за прошедший месяц по норме, и пломбу со счетчика он снимет совершенно законно.
Общедомовые приборы учёта тепла
Те, кто уже пользовался общедомовыми приборами учета тепла (ОПУТ), чаще всего довольны. Правда, сотрудники Тепловых сетей постоянно предупреждают, что сам по себе общедомовой счетчик тепла особой экономии не приносит, он только фиксирует реальный факт потребления. А экономят традиционные меры энергосбережения: уплотнить окна, установить самозакрывающиеся двери в подъезде, изолировать трубопровод в подвале. И если с этим все в порядке, то плата за тепло с общедомовым прибором в пересчете на год может оказаться существенно меньше, чем без ОПУТ.
А с тех пор как введен дифференцированный тариф для тех, на чьих домах установлен ОПУТ, и для тех, кто о нем не побеспокоился, экономия стала особенно отчетливой. Счастливые хозяева квартир "оприборенных" домов платят за одну потребленную гигакалорию ровно в два раза дешевле, чем жители домов без общедомового счетчика. Против установки общедомовых приборов учета тепла выдвигают чаще всего только один довод: через каждые четыре года такой теплосчетчик надо поверять, и стоит это порядка ста тысяч тенге. Сумму на поверку КСК обязан собрать с собственников жилья. Пожалуй, это главная проблема. В остальном схема похожа на ту, которой пользуются и владельцы индивидуальных приборов учета воды. То есть прибор можно отправить на поверку самостоятельно или обратиться к профессионалам.
Как можно поверить общедомовой счётчик тепловой энергии?
Способ 1:
- Монтажная организация (телефоны десятка таких компаний УКТС дают на своем сайте) подает заявку в АО "УКТС" на вывод теплосчетчика из эксплуатации для поверки.
- Слесарь Тепловых сетей выводит прибор из эксплуатации на поверку и составляет акт.
- После поверки монтажная организация заново устанавливает, подключает и настраивает прибор. На место снова прибывает специалист Тепловых сетей. Он в присутствии потребителя (КСК или монтажной организации) оформляет актом сдачу теплосчетчика в эксплуатацию.
Способ 2 немного дешевле и потому больше подходит для владельцев частных домов или коттеджей:
- Потребитель (владелец коттеджа) обращается в АО "Усть-Каменогорские Тепловые сети" за выводом теплосчетчика из эксплуатации (можно позвонить по телефону 700-202 или прийти в центр персонального обслуживания по адресу: улица М. Горького, 61, кабинет 101).
- Специалист Тепловых сетей выводит прибор из эксплуатации на поверку и составляет акт.
- Потребитель нанимает мастеров или самостоятельно демонтирует теплосчетчик и сдает его на поверку в организацию, которая имеет лицензию на такие работы.
- После поверки потребитель снова устанавливает прибор на место, подключает, настраивает и вызывает специалиста из АО "УКТС" по тому же телефону 700-202 и адресу: улица М. Горького, 61, кабинет 101. Представитель Тепловых сетей оформляет акт допуска к эксплуатации.
Ольга Пинэко-Скворцова