Экс-сотрудники "Алтайских Альп" считают, что на базе отдыха игнорируются правила техники безопасности

27 июня 2015, 5:56
Сейчас читают:
Экс-сотрудники "Алтайских Альп" считают, что на базе отдыха  игнорируются правила техники безопасности Экс-сотрудники "Алтайских Альп" считают, что на базе отдыха  игнорируются правила техники безопасности
Экс-сотрудники "Алтайских Альп" считают, что на базе отдыха игнорируются правила техники безопасности
Геннадий Тян (слева) в "Алтайских Альпах"
Фото из социальной сети

С февраля этого года двадцатитрехлетний Геннадий Тян практически не встает с постели. Единственное развлечение - старый телевизор. Единственное желание - встать на ноги. В прошлом Геннадий профессионально занимался лыжным спортом, но День всех влюбленных разлучил лыжника со спортом. 14 февраля 2015 года Геннадий получил тяжелейшую травму прямо на склоне "Алтайских Альп". Парень считает: отдых в горах может представлять угрозу для горожан, потому что на базе не создали условий для безопасности. Однако руководство базы во всем винит безрассудство туристов. Кто за них в ответе и действительно ли в "Алтайских Альпах" отдых становится экстремальным, выясняла корреспондент YK-news.kz.

Альпийский след

День влюбленных зимой 2015 года Геннадий Тян, оператор канатной дороги на горнолыжной базе "Алтайские Альпы", не забудет никогда.

- Я не должен был работать в тот день, но вышел подменить коллегу, - излагает свою версию событий Геннадий Тян. - Был праздник, и пары катались до самого позднего вечера. Я стоял наверху на склоне и встречал клиентов. Затем сам стал спускаться на сноуборде. Я часто катался по этой трассе без всяких происшествий. Но в этот раз во время движения я немного отклонился в сторону от основного маршрута. На трассе не было ни сетки, ни заграждения, ни предупреждающего знака, который помешал бы свернуть. Внезапно я круто слетел с пути и на полной скорости врезался в пень.

Дальнейшее Геннадий помнит сбивчиво. Осталось в памяти, как другие операторы и туристы снимали его со склона.

- Парни, которые меня тащили, говорили, что у меня трещали кости и хлестала кровь, - рассказывает Геннадий. - А я ничего не помню.

Любитель экстрима тогда еще не знал, что получил тяжелейшую травму.

- Когда парня спустили с гор, он был без сознания и истекал кровью, - вспоминает Ирина Кове, работавшая фельдшером на горнолыжной базе. - У него был открытый перелом бедра, кость разорвала вену. Я предполагаю, что состояние усугубилось из-за того, что его транспортировали необученные люди. В течение двух часов, до приезда скорой помощи, я пальцами(!) останавливала кровотечение. Медикаментов на базе не было практически никаких, даже обезболивающих. Когда приехала неотложка, Тян был в тяжелом состоянии. Опасались, что его не довезут живым до больницы.

Матери Геннадия, Екатерине Тян, позвонили ночью, чтобы сообщить о случившимся.

- Я тотчас собралась и поехала в больницу, - говорит Екатерина Степановна. - Когда увидела, что сын лежит, а его со всех сторон обступили медики, поняла – случилось что-то страшное. К утру закончили операцию. К счастью, Гена выжил.

Техника опасности

Сначала семья Тян не собиралась предъявлять претензий к горнолыжной базе отдыха, но спустя пару недель ситуация в корне изменилась.

- Я привезла в эту компанию больничный Гены, а они заявили, что он у них не работает, - излагает свою версию событий Екатерина Тян. - Потом вообще стали говорить, что мой сын был пьяным, когда разбился. Хотя в больнице анализы показали, что Гена был совершенно трезв. По словам администрации выходило, что он в тот день не работал, а приехал на базу, чтобы покататься.

Когда Геннадий пришел в себя, он рассказал матери, что в "Алтайских Альпах" и раньше происходили несчастные случаи.

- Я проработал на базе отдыха три месяца. У нас постоянно разбивались люди, - излагает свою версию Геннадий. - Один сноубордист врезался в столб, потому что не было ограждения, и повредил позвоночник. Девушке бугелем (подъемником на трассе – прим. ред.) рассекло лицо до кости. Всех их с гор снимали мы, операторы канатной дороги. Несли пострадавших на руках или на плечах. На базе есть санки, чтобы спускать больного, но они очень неудобные. Там нет ремней, чтобы зафиксировать раненого, человек с них просто слетает. Много случаев с травмами было. До смешного доходит: когда я сам в больницу попал, на соседней койке лежал парень с открытым переломом ключицы – инцидент произошел в "Алтайских Альпах". Я хочу, чтобы больше не было таких происшествий на этой базе. Сам пострадал – должен уберечь других.

- На ваш взгляд, такое происходило из-за нарушений техники безопасности?

- На мой взгляд, технику безопасности на базе соблюдали редко. К тому же канатные дороги нередко выходили из строя - максимум неделю без ремонта обходилось.

Мнение парня разделяют и другие бывшие сотрудники зоны отдыха.

- Туристы часто получали травмы. Могу вспомнить за зиму минимум пять случаев тяжелых повреждений, - делится своим мнением Ирина Кове. - Технику безопасности, по моим наблюдениям, в конторе никто не соблюдал. После случая с Геннадием Тяном я уволилась. Эта ситуация показала, что оказывать помощь практически невозможно, в том числе и из-за того, что медицинские комплекты на базе не выдерживают никакой критики. Там нет даже элементарных шин для фиксации переломов. Вдобавок нам еще и зарплату не платили.

Как горные бараны

Руководство "Алтайских Альп" от таких обвинений приходит в недоумение.

- У нас все идеально, - уверяет учредитель горнолыжной базы отдыха "Алтайские Альпы" Александр Чиликин. - Есть аптечки, шины, обезболивающие. Есть специальные сани для доставки пострадавших.

- Говорят, что на базе трассы никак не ограждены, нет знаков, предупреждающих об опасных местах. Это так?

- Это неправда. Все трассы у нас обозначены, опасные места ограждены.

- Тогда как вы можете объяснить случай с Геннадием Тяном?

- Тян посчитал себя великим райдером (лыжник, достигший наивысшего мастерства – прим. авт.). В выходной для него день он договорился с канатчиками и поехал кататься не по трассе, а по пухляку (рыхлому снегу – прим. ред.). Грубо говоря, в лесу катался. Понимаете, по закону мы отвечаем за безопасность тех людей, которые ездят по трассе, а не где им вздумается.

- Геннадий утверждает, что он был на работе и подменял коллегу...

- Если с кем-то договорился, то это было неофициально. Официально он не был на работе.

- Действительно ли в "Альпах" люди часто получают травмы?

- В связи с тем, что в стране куча баранов, такие случаи у нас бывают. Все так и норовят по неподготовленным трассам ездить или по тем, которые не предназначены для этого снаряда. Могу привести пример. Парень с подругой решил съехать на стьюбе с лыжной трассы. На стьюбной им не хватало острых ощущений. Въехали в столб освещения. Он был огорожен сеткой, но она рассчитана на то, что едет лыжник, а не два человека на стьюбе. Сетку пробили. В итоге девушка сломала ногу. Кто виноват? Во всех подобных случаях виноваты люди, которые нарушают технику безопасности и лезут, куда не следует. И это несмотря на то, что везде развешаны правила поведения на склонах и канатных дорогах.

- Говорят, что канатные дороги часто ломаются...

- Все иногда ломается. Главная причина – неадекватные туристы, которые выводят из строя оборудование.

- Собираетесь ли вы помогать Геннадию Тяну?

- Он сам виноват. Ему спасли жизнь, а он, вместо того, чтобы сказать спасибо, хочет вытянуть с нас "бабки". Ничего не получит, никогда. За что я должен давать ему деньги?

Готовь базу летом

Корреспондент YK-news.kz решил выяснить у экспертов, как обязаны готовить базу к зимнему периоду.

- Все камни, кусты и пни должны быть убраны еще до начала горнолыжного сезона, - подчеркивает президент Центрально-Азиатской Ассоциации инструкторов Андрей Юшков. - Опасные места необходимо огородить сеткой, опоры - обернуть матами. Если на трассе все-таки есть пень, то его обязаны огородить и поставить предупредительный знак. За это несет ответственность владелец горнолыжного курорта.

Также в ассоциации добавили, что оказывать помощь пострадавшим должен только тот, кто окончил специальные курсы.

- Травмированных не могут транспортировать туристы или необученные операторы канатных дорог. На горнолыжной базе обязательно должны быть сотрудники, имеющие подготовку по оказанию неотложной помощи.

По мнению инструкторов, если отдых обернулся для человека больничной койкой, то он вполне может обратиться в суд.

- При разбирательстве следственные органы выясняют, соблюдается ли техника безопасности. Если находят нарушения, то за произошедшее отвечает владелец горнолыжной базы.

Лучше не придумаешь

Корреспондент YK-news.kz попытался выяснить, какие органы проверяют готовность баз к началу горнолыжного сезона.

- За 2014 и 2015 годы деятельность базы отдыха "Алтайские Альпы" не проверялась, потому что объявлен мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, - сообщили в прокуратуре ВКО.

- Проверка баз отдыха не входит в компетенцию нашего ведомства, - проинформировали в управлении туризма ВКО.

По заявлениям сотрудников "Алтайских Альп" Комитет индустриального развития и промышленной безопасности по ВКО провел проверку. Если коротко, то на базе отдыха все в лучшем виде.

Спортивный интерес

Екатерина Тян уверена, что она сумеет добиться справедливости в суде.

- Мне 62 года. Сейчас пришлось выйти на работу, - признается женщина. - Конечно, тяжело. С "Алтайскими Альпами" я буду судиться. Дело даже не в деньгах. Меня просто возмутило отношение администрации базы к нашему горю. Гена так серьезно пострадал, а они ни разу не позвонили, чтобы узнать, жив ли он вообще.

У Геннадия сейчас главная задача – заново научиться ходить.

- Врачи сказали, что еще год буду лежать, - говорит парень. - Я сделаю все, чтобы подняться. Уже сейчас начинаю делать легкую гимнастику. Не знаю, встану ли я когда-нибудь еще на лыжи или на сноуборд. Но одно скажу: никогда больше не пойду работать на горнолыжные базы. Хватит, поработал уже...

Елена Балова

Также читайте