Наносят ли компьютерные игры непоправимый вред психике?

8 февраля 2025, 4:33
Сейчас читают:
Наносят ли компьютерные игры непоправимый вред психике? Наносят ли компьютерные игры непоправимый вред психике?
Наносят ли компьютерные игры непоправимый вред психике?
Фото Елена Бредихина

Недавняя история с молодым человеком, напавшим на свою семью за попытку оторвать его от игры в сотовом телефоне, всколыхнула всю страну, а парламентариев заставила задуматься о законодательном ограничении компьютерных игр. Что именно несут людям виртуальные игры и есть ли необходимость, а главное, возможность их контролировать, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Ни за грош

Трагедия разразилась 19 января. Вечером того злополучного дня молодой человек, только перешагнувший рубеж совершеннолетия, играл дома на сотовом телефоне в онлайн-шутер (а попросту в игру-стрелялку) Standoff 2. Юноша недавно приехал в столицу и поселился на съемной квартире вместе с двумя своими тетками и их детьми.

В тот день игра затянулась дольше, чем обычно. Тетушки уже укладывались в кровати и попеняли юноше на то, что светящийся экран мобильника мешает заснуть. А когда племянник не отреагировал на уговоры, попросту забрали у него гаджет.

То, что случилось потом, не поддается никакой логике. Дождавшись, пока родные спокойно уснут, парень взял на кухне нож и начал кромсать всех без разбора.

В результате 28-летний кузен молодого человека с перерезанным горлом скончался на месте, а две пожилые дамы и юная девушка были доставлены в отделение реанимации с множественными порезами и переломами ребер. Хорошо, что бдительные соседи, услышавшие шум, вовремя вызвали скорую помощь и полицейский патруль. Если бы этого не произошло, возможно, число погибших оказалось бы большим.

Поведение юноши трудно назвать адекватным, но все же он смог внятно объяснить стражам порядка, что произошедшее стало местью родственникам за необоснованный, по его мнению, запрет на ночные игрища. Что касается цены, которой он пытался вернуть себе утраченное развлечение, то о ней он не задумывался, как не задумывался, стреляя в виртуального противника.

Молодого человека задержали и завели уголовное дело. В данный момент он находится в изоляторе временного содержания.

Запретить нельзя разрешить

Случившееся породило мощную волну публичного резонанса. Члены Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан выступили с официальным обращением. В нем они призвали родителей осуществлять строгий контроль за тем, чем занимаются их чада, часами «зависая» в своих мобильниках.

«Мы настоятельно рекомендуем родителям использовать доступные инструменты «родительского контроля» для того, чтобы знать о потребляемом контенте и времени, проводимом детьми в сети Интернет, — гласит документ, выложенный на сайте правительства. — Это поможет оградить детей от чрезмерного увлечения гаджетами, деструктивными играми и минимизировать риски, связанные с киберугрозами. Забота о кибербезопасности становится важной частью благополучия в семье».

Случай в Астане комментировали ведущие психологи и психотерапевты, по этому поводу делились своим мнением именитые гештальт-терапевты и социологи, педагоги и общественники.

Не остались в стороне и народные избранники. Депутат Мажилиса Парламента Ирина Смирнова сообщила о том, что предполагает поддержать запрет на некоторые компьютерные и мобильные игры в Казахстане, если эту инициативу будут обсуждать в верхах. При этом депутат признала, что законодательный запрет целиком проблему не решит и нужно одновременно усилить работу психологических служб.

— Заметка в социальных сетях об инциденте в Астане заставила меня задуматься о том, сколько времени мой четырнадцатилетний сын проводит за компьютером, — призналась жительница Усть-Каменогорска Маржан. — Но ума не приложу, что с этим делать. Если даже я стану его ограничивать, то у него все равно найдется масса причин, чтобы использовать гаджет. От общения с друзьями до банального дистанционного обучения. Не сидеть же рядом круглые сутки, чтобы контролировать, учится он или играет! Это под силу только домохозяйкам, а я работаю. Может быть, запрет и поможет делу.

Гештальт-консультант Карина считает, что полное отлучение казахстанцев от компьютерных и телефонных игр — это абсурд.

— Начнем с того, что любой запрет можно обойти, что и делается буквально везде, где эти запреты действуют, — комментирует специалист. — Во-вторых, согласно  мнению ученых, которые исследовали этот аспект, многие игры, особенно ролевые, развивают когнитивные и социальные навыки — внимание, скорость реакции и умение работать в команде. Они зачастую и создаются с таким прицелом. Есть такие, которые созданы для пожилых людей, чтобы тренировать память и внимание, угасающие с возрастом, есть развивающие мелкую моторику у малышей и так далее.

Кроме того, Карина уверена, что причиной агрессии в приведенном случае стала не компьютерная игра как таковая. Она послужила лишь спусковым механизмом для взрыва затаенных эмоций.

— Возможно, там отношения между родственниками были напряженными, — предположила собеседница. — Или сказалось длительное существование в тесноте, когда человек не может позволить себе уединение. Или еще какая-нибудь сложная ситуация, вызвавшая накопление негатива, который потом выплеснулся по ничтожному поводу.

Виртуальная реальность и неокрепшая психика

В любом случае основными потребителями игрового контента, согласно наблюдениям специалистов, являются дети и молодые люди старшего школьного и студенческого возраста. Лаборатория Касперского опубликовала результаты исследований, согласно которым в прошедшем году 28 процентов несовершеннолетних в республике провели за компьютером все свободное время. Согласно исследованию «Kazakhstan Kids Online», более 15 процентов из них ежедневно сталкивались с негативным контентом в интернете. При этом 62 процента родителей никогда не устанавливали  «родительский контроль» на смартфоны своих детей.

Что же происходит с формирующейся детской психикой при бесконтрольном взаимодействии с искусственной реальностью?

— Любые компьютерные игры на неокрепшую психику оказывают отрицательное воздействие, если они не регламентированы временем, — считает директор Регионального центра психологической поддержки и помощи Лилия Куземко. — Во-первых, могут формироваться установки поведения, которые доводятся до автоматизма. В игре ребенок постоянно повторяет одни и те же действия. И при не сформированных навыках саморегуляции привычные стратегии реагирования могут переноситься в реальность. И провоцируют аффективное поведение.

По мнению психолога, для полноценного реагирования нужны паузы для осознания происходящего. А в компьютерных играх, особенно в «стрелялках», все основано на быстроте реакции.

— Последствиями могут быть стереотипизация поведения (быстрого неосознанного), — комментирует Лилия Петровна. — Кроме того, если ребенок чрезмерно долго играет, он перестает отслеживать, в какой реальности находится. У него отсутствует критичность. Все это приводит к неврозам, поэтому при зависимости от игр мы видим агрессивные реакции. Приведенные признаки говорят нам о том, что негативное воздействие уже произошло.

При этом психолог сразу оговорила, что сами цифровые технологии опасности не представляют. Проблемы несет превышение лимита времени, проведенного за компьютером, и контент, содержание которого используют подростки. Но в целом работа за компьютером, если она становится основной, накладывает определенные отпечатки на наш внутренний мир.

— Цифровые технологии нам помогают, формируя навыки ориентирования в большом количестве информации и отбора из нее необходимой лично для человека, преобразования данных и их структурирования, — отметила Лилия Куземко. — Но если вы понаблюдаете за теми, кто занимается ими (разработчиками, программистами), то увидите, что это люди замкнутые, у них низкий уровень коммуникации, отсутствует гибкость. При этом они очень хорошие логики и математики. Поэтому нужно искать баланс между цифровыми технологиями и тем содержанием, которым пользуются дети. Если мы говорим о взрослых, которые используют этот контент, то для них он может быть безопасным, поскольку их психика уже устоялась. Они могут контролировать и время, и содержание, и собственную усталость. У них сформированы волевые навыки, и они могут вовремя прекратить. А дети не могут делать это самостоятельно, поэтому попадают в зависимость. А далее возникают проблемы от физических до психоэмоциональных. Например, реакции агрессии на отлучение от гаджетов или низкая переключаемость, заторможенность и перепутывание реального мира с виртуальным.

При этом специалист также считает требование запрета компьютерных игр в Казахстане чрезмерным:

— Возникают вопросы. Первый из них: по каким критериям будут отбирать, что запретить, а что — нет? Что считать нежелательным контентом? Второе: люди, у которых нет зависимости, могут использовать этот способ для сбрасывания агрессии. Почему бы и нет? Но тогда мы ограничим им возможности. Поэтому нужен баланс.

Выход директор Центра видит в разумном ограничении контента, как это происходит с фильмами и сериалами, которым присваивается определенный рейтинг. А также в дифференцировании доступа к играм в зависимости от этого рейтинга.

— Если это взрослый делает и понимает, для чего он сейчас играет, это обоснованно, — признает психолог. — А если мы говорим о детской психике, то это, наоборот, может усилить психоэмоциональную нестабильность. Тем более что подростковая психика очень подвержена влиянию извне. Они еще не могут самостоятельно сформировать собственное Я, стратегию поведения и жизненную концепцию, изменить и определить цель. И тогда, конечно, говорить исключительно про слив эмоций не очень правильно. Это имеет и обратный эффект. В этом случае они могут формировать деструктивные способы поведения.

Кто должен контролировать процесс?

Когда дети находятся дома, то функции надзора и фильтрования контента лежат, конечно же, исключительно на родителях. Но в современной реальности у подростка достаточно возможностей проникнуть в желанную виртуальную среду. Одну из них предоставляют многочисленные компьютерные клубы, которых сейчас очень много в городах и весях Казахстана.

— В ходе осуществления мер по охране общественного порядка полиция проверяет компьютерные клубы на предмет нахождения в них несовершеннолетних в ночное время без сопровождения взрослых, — рассказал начальник ДП ВКО Ерлан Омарбеков. — Кроме того, в прошлом году отделом по борьбе с киберпреступностью с помощью системы «Кибернадзор» выявлено 245 фактов содержания в интернет-пространстве и видеоиграх элементов агрессии, жестокости рекламы и пропаганды наркомании и буллинга. В уполномоченные органы были направлены представления о блокировании этого контента.

В прошлом году за правонарушения, связанные с игровой деятельностью несовершеннолетних пользователей в виртуальном пространстве, были привлечены к ответственности 76 человек.

За клубами следят также и педагоги в ходе ежемесячных акций «Дети в ночном городе», проводимых совместно с ювенальной полицией и родительской общественностью. К слову, засилье компьютерных игр тревожит их так же, как и родителей.

— Официально выявленных фактов зависимости от компьютерных игр у нас не фиксировалось, — сообщила руководитель областного управления образования Иннеса Чернышёва. — Однако в последнее время наблюдается общая тенденция увеличения времени, проводимого за компьютерами и гаджетами. В 2024 году поступило четыре обращения от родителей по поводу чрезмерного увлечения их детей компьютерными играми. Им были выданы рекомендации по построению взаимоотношений с детьми.

Мира Круль

Также читайте