Почему Восточный Казахстан оказался в эпицентре тревожной волны юношеской преступности

14 июня 2025, 11:31
Сейчас читают:
Почему Восточный Казахстан оказался в эпицентре тревожной волны юношеской преступности Почему Восточный Казахстан оказался в эпицентре тревожной волны юношеской преступности
Почему Восточный Казахстан оказался в эпицентре тревожной волны юношеской преступности
Иллюстративное фото
Фото Pexels

Пока взрослые спорят о реформах, подростки всё чаще выбирают путь, ведущий к уголовной ответственности. Статистика пугает: несмотря на усилия полиции и школ, улицы, подъезды и социальные сети превращаются в поля битвы за умы несовершеннолетних. Что толкает детей на преступления? Почему разговоры о профилактике не срабатывают? И главное — как разрешить эту ситуацию к общему благу?

В 2025 году проблема подростковой преступности в Казахстане перестала быть фоном — она вырвалась на передний план. Только в Восточно-Казахстанской области число таких правонарушений выросло на 23 процента за год. В Усть-Каменогорске зафиксировано 26 преступлений против 16 годом ранее. За цифрами — судьбы, упущенные шансы и тревожные сигналы о провалах в семье, школе и обществе.

От бродяжки до педагога

Алиса Попова (имя изменено) родилась в одном из райцентров ВКО в 2004 году. Росла в неполной, но благополучной семье, была хорошо одета, вдоволь накормлена и имела все то, что полагается иметь нормальным детям.

Проблемы начались, когда наступил переходный возраст. Вечно "заработанная" мать, которая делала все возможное, чтобы дочь ни в чем не нуждалась, перестала быть для Алисы авторитетом. Что стало причиной этого, сейчас уже и не вспомнить: может, отсутствие у женщины времени на задушевные разговоры с взрослеющей дочкой, а может, воспитание без твердой отцовской руки. Девочка сдружилась с группой ребят, которые вместо уроков предпочитали бродить по улицам города, задерживаясь допоздна и иногда задирая прохожих. Среди них было немало ее сверст­ников, но верховодили мальчишки постарше. Как-то сразу значимым и престижным стало их внимание и одобрение. А мама, с ее бесконечными нотациями по поводу оценок, отодвинулась на задний план.

В седьмом классе Алиса впервые прогуляла уроки, сделав выбор в пользу дворовой компании. Дальше — больше. Одноклассники предпочитали обходить ее стороной, поскольку Алиса обрела репутацию сорвиголовы и якшалась с опасными ребятами, за которыми, по слухам, тянулся криминальный флер. Когда о систематических пропусках уроков узнала мама, то устроила девочке выволочку. Это окончательно оттолкнуло дочь, для которой постоянно кричащая женщина уже виделась врагом.

К восьмому классу Алиса появлялась в школе только после того, как ее приводили домой сотрудники полиции, разыскивающие по сигналу из школы маленькую бродяжку по чужим дворам и подворотням. В конце концов мать девочки вызвали на заседание комиссии по защите прав несовершеннолетних. Там было решено поставить Алису сначала на внутри­школьный, а затем и на учет в местном отделе полиции. Все эти меры, как и регулярные профилактические беседы, не возымели на девочку никакого действия. Разве что пропадать она стала чаще и на более продолжительные сроки, проводя все время с компанией.

В 2018 году за бродяжничество по решению суда Алису забрали из семьи и поместили в Серебрянскую специализированную школу-интернат для детей с девиантным поведением. 

В судьбе школьницы наступил переломный момент. В закрытом учебном заведении она оказалась будто бы в своей среде — среди таких же, как она, неуберег. Но здесь никто не отлынивал от уроков. А еще было с кем поговорить, было с чем сравнить свою в целом безбедную жизнь. Ведь многие из воспитанников попали в спецшколу от пьющих родителей, из-за голода, холода и тотального равнодушия. Алисе было о чем подумать, и она сделала правильные выводы.

Девочка налегла на учебу и уже через год вернулась домой. Прекратила прогуливать и в 2021 году успешно окончила школу. Затем сдала ЕНТ с высоким результатом и поступила на грант в Алматинский КазНПУ имени Абая. Сейчас Алиса работает в школе. Преподает литературу и русский язык.

Психология подростка как поле битвы

За вызывающей тревогу статистикой всегда стоят живые дети — со своими историями, травмами и мотивацией. Детский психолог Карина подчёркивает: девиантное поведение у подростков не возникает из ниоткуда. Обычно это результат искажённой семейной системы. 

— Почти все несовершеннолетние правонарушители — выходцы из неблагополучных семей, — объясняет эксперт. — У них отсутствуют базовые навыки общения и нарушено чувство безопасности. Такие дети воспринимают школу как враждебную среду, а коллектив — как источник давления, а не поддержки.

Заниженная самооценка, отсутствие родительского внимания, дефицит эмоционального общения — всё это подталкивает ребёнка к поиску признания вне семьи. В пубертатном возрасте особенно остро работает зависимость от мнения сверст­ников: именно поэтому подавляющее большинство преступлений эта категория правонарушителей совершает в группах.

Добавим к этому правовую безграмотность и недоразвитость моральных норм — и получим уязвимую к манипуляциям личность, легко во­влекаемую в противоправную деятельность. Престиж, одобрение, чувство принадлежности к группе — мощнейшие мотиваторы в подростковом сознании.

— Неблагополучное окружение способствует тому, что у несовершеннолетнего искажаются моральные ценности, формируется нестабильная самооценка, — подтверждает Карина. — В последние годы в мировой статистике отмечается увеличение среди малолетних преступников детей с психическими аномалиями. Примерно пятьдесят процентов тинейджеров-правонарушителей хотя и являются вменяемыми, но имеют те или иные отклонения психики. При этом характерно, что в своем подавляющем большинстве они приобретены не в результате наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Профилактика против реалий

МВД РК активно проводит профилактические кампании. В мае прошла масштабная акция "Внимание: дети!": усилился патруль возле школ, проверялись дороги, выявлялись недочёты уличной инфраструктуры. Одновременно проводилась кампания "Подросток", по итогам которой в центры адаптации было направлено 900 детей.

Каждая школа страны работает в связке с сотрудниками полиции, которые проводят обучающие мероприятия. Министр внутренних дел Ержан Саденов подчёркивает важность ранней профилактики. Однако и он признаёт: около двух тысяч ребят из числа трудных остаются вне досуговых и коррекционных программ — а это значит, что треть группы риска не охвачена системой воспитания.

Цифры подтверждают тревогу: в ходе весенних акций по стране выявлено свыше 26 тысяч административных правонарушений, почти тысяча родителей и 954 несовершеннолетних поставлены на учёт. МВД намерено усилить внимание не только к улицам, но и к цифровому пространству: уже заблокировано более четырех тысяч опасных интернет-ресурсов.

Интернет — это просто суррогат уличной среды, вне физической формы, но не менее опасный. Подросток, уже оторванный от семьи и коллектива, может попасть под влияние деструктивного контента: сайтов, призывающих к нарушению закона, распространяющих наркотики, порнографию и религиозно-экстремистские установки или пропагандирующих суицидальное поведение.

Начальник ДП ВКО Ерлан Омарбеков отмечает: полиция ВКО проводит регулярный мониторинг интернет-контента, выявляет кибербуллинг, попытки вовлечения детей в запрещённые сообщества, оказания на них психологического давления. На базе школ проходят лекции с участием IT-специалистов и киберполиции.

К хорошим результатам приводит и работа ювенальной полиции региона, которая контактирует непосредственно с неблагополучными семьями. Это тоже напряженный фронт, поскольку, согласно статистике, по стране 12 тысяч детей живут именно в таких  реалиях.

— На территории района Алтай в настоящее время проживает 37-летняя женщина, у которой на иждивении находятся шестеро детей, — поделилась старший инспектор по особым поручениям ювенальной полиции УМПС ДП ВКО Айгерим Бейсембаева. — Она в 2021 – 2022 годах состояла на учете в отделе полиции района. Тогда у нее еще было пятеро ребят. Женщина не заботилась о детях, злоупотреб­ляла алкоголем. Работала по найму, семья ютилась на съемных квартирах. Эта ситуация неоднократно рассматривалась на заседаниях комиссии по защите прав несовершеннолетних. Женщина несколько раз получала словесные предупреждения, но их эффект длился не более недели. Она вновь уходила в запой, бросив детей на свою престарелую мать. В 2022 году ее временно лишили родительских прав по суду. Дети были определены в Дом юношества. 

Эта, пусть и крайняя, мера привела к тому, что мать осознала последствия своих действий. Она стала активно менять свою жизнь: отказалась от спиртного, нашла постоянную работу. А еще через некоторое время обзавелась собственным жильем, создав там все условия для комфортного проживания ребят. Через год суд восстановил ее в правах. После того как дети вернулись домой, мама вышла замуж вторично и родила им еще одного братика. Сейчас у семьи все в порядке.

— Мы испытываем искреннюю радость за такие семьи, — подчеркивает майор Бейсембаева. — Ведь наша задача — не столько выявлять проблемные ситуации в семьях, сколько защищать интересы детей, обеспечивать их благополучие и оказывать поддержку.

Единая система воспитания

Образовательные учреждения Казахстана стараются не отставать. В ВКО на внутришкольном учёте — 271 ученик, а если прибавить тех, кто на учете в ИДН, — 423 подростка. По каждому из таких учащихся составляется индивидуальный коррекционный план, включающий анализ семейного окружения, диагностику и работу с родителями.

— Сегодня каждый случай разбирается индивидуально, — пояснила заместитель руководителя Управления образования ВКО Алима Акылбек. — Задействованы школьные психологи, социальные педагоги, педсоветы. Это уже не формальная постановка на учёт, а системная работа. В этом процессе большую роль играют социально-психологические службы школ под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Служба обеспечивает диагностику и профилактику правонарушений как с детьми, состоящими на учете, так и с учащимися так называемой группы риска. А также проводит заседания советов по профилактике правонарушений с участием детей и родителей.

Вся профилактическая деятельность в школе подчинена концепции "Біртұтас тәрбие" — единой системе воспитания, основанной на национальных ценностях, патриотизме и нравственности. В рамках этого подхода работают центры поддержки родителей, развивается межведомственное сотрудничество и усиливаются каналы реагирования на нестандартные ситуации в школах и колледжах.

В 2025 году в сотрудничестве с НПО реализуются проекты, направленные на профилактику аутодеструктивного поведения, наркомании и буллинга. Кроме того, регулярно проводятся рейды среди неблагополучных семей, где разъясняется ответственность родителей и даются рекомендации по профилактике правонарушений. В школах и колледжах разработаны планы действий в случае возникновения нештатных ситуаций, а также размещена контактная информация участковых инспекторов, экстренных служб.

Очевидно, что рост подростковой преступности — это не столько провал контроля, сколько индикатор системных сбоев: в семье, среде, культуре и коммуникации. Цифры кричат о том, что взрослые упустили что-то важное. Работа полиции, педагогов и социальных служб приносит результаты, но без массового охвата, без качественной психолого-педагогической помощи и без вовлечения родителей в воспитательный процесс  решить проблему будет невозможно. Для этого нужно всем вместе активно двигаться в сторону системного анализа, учета всех неблагоприятных факторов и их грамотного и своевременного обезвреживания.

Мира Круль

Также читайте