Фотохудожник из Усть-Каменогорска делает необыкновенные снимки насекомых

19 октября 2022, 10:39
Сейчас читают:

На протяжении двух десятков лет Ренат Мансуров занимается фотографией. За это время он перепробовал множество направлений, но творческой отдушиной для нашего героя стала именно макросъемка — изображение объекта в увеличенном виде. В качестве моделей для своих творений фотохудожник преимущественно выбирает насекомых. Портреты ос, шмелей, жуков, муравьев и мух, снятые крупным планом, поистине завораживают: кажется, что вместо привычных букашек на вас смотрят неземные существа.

Пошёл по стопам

Сейчас Рената Мансурова можно смело назвать профессиональным фотографом. А начиналось все с простого увлечения.

— У меня отец был фотограф, от него по наследству достался старый фотоаппарат «Зенит». В юности снимал на него, — вспоминает фотохудожник. — Потом, когда стал работать дизайнером и в нашем отделе появился первый цифровой фотоаппарат, я окунулся в цифровые технологии, начал плотно заниматься фотографией. Затем купил свою камеру, меня стали приглашать на различные съемки.

В какой-то момент в руки нашего героя попали старые макрокольца — устройства, позволяющие уменьшить дистанцию фокусировки и повысить степень увеличения объекта.

— Я прикрутил их на обычный советский объектив, который через переходник поставил на цифровую камеру: просто проверить, как это будет работать. Увиденное настолько мне понравилось, что я начал экспериментировать с макросъемкой. Поражало, что даже обычные вещи при увеличении смотрелись интересно: это могла быть застежка-молния или спичечная головка, — делится фотограф.

Увлекательные букашки

Творческая натура требовала большего, и наш герой продолжал искать все новых и новых моделей для макрофотосессий. В объектив попадали цветы, листья растений, капли воды, части человеческого лица. В итоге свой выбор фотограф остановил на насекомых.

— По моему мнению, смотреть на их снимки более увлекательно. Может быть, вы не получите эстетического удовольствия, но сильные эмоции вам гарантированы, — уверен Ренат Мансуров. — Фотографировать насекомых тоже занятно: ты погружаешься в мир, который ранее не замечал, и каждый раз удивляешься его многообразию.

Технология макрофотографии позволяет снимать суперкрупные планы. Благодаря многократному увеличению каждую букашку можно разглядеть в мельчайших подробностях.

— Например, у меня есть четыре больших портрета: шмель, муха, земляная оса и обыкновенная оса. Шмель — мохнатый, у него шевелюра, как у льва. У мухи — длинные редкие волоски, похожие на шипы. Обыкновенная оса довольно-таки лохматая, ощетинившаяся. Земляная — без волос, гладкая, вся в хитиновом покрытии. Любой, даже на первый взгляд скучный объект - при макросъемке раскрывается с любопытной стороны, — подчеркивает фотограф.

Поймай, если сможешь

Чтобы сделать свежие фото насекомых, нашему герою не требуются специальные студии. Даже за город выезжать не обязательно. Большинство фотографий он снимает на собственной даче.

— Предпочтение никаким насекомым не отдаю. Что попадается, то и снимаю. Прилетела оса — я за ней, жук — за ним. Работа с насекомыми это всегда импровизация, — констатирует Ренат Раисович.

При этом обнаружить объект для будущей фотосессии — это лишь часть дела. Самое сложное — получить удачный кадр.

— Иногда чтобы сделать один хороший снимок с насекомыми, нужно побегать день-два, а то и три. Можно много чего наснимать, но по итогу, когда начинаешь отсматривать, из нескольких сотен фотографий более-менее приличной — той, которую хотелось бы повесить на стену, окажется всего лишь одна, — делится фотохудожник.

Он отмечает: в природе редко встречается, чтобы насекомые просто сидели без дела. В основном они находятся в движении и практически всегда пытаются убежать, уползти, упорхнуть из кадра. Но бывают и редкие исключения.

— Однажды я снимал бабочку. Она летала рядом, не замечая меня. Казалось, будто она специально позировала, как модель. Обычно за бабочками очень трудно угнаться, а тут пока я всю карту памяти не забил, не ушел, — удивляется собеседник.

С технической стороны запечатлеть ту или иную букашку тоже не так-то просто. Даже если она не двигается.

— Отснять такой маленький объект, пусть и сидящий на месте, проблематично: очень узкая глубина резко изображаемого пространства. Простым языком, в резкости находится маленькая-маленькая плоскость, остальное — все размывается. Когда снимаешь, к примеру, какого-нибудь жучка, его глаза могут быть в резкости, а усы уже нет. Поэтому приходится снимать серией. По итогу получается несколько кадров, где разные части насекомого в резкости. Потом все эти фотографии смешиваются воедино и получается одна резкая картинка, — поясняет технические моменты фотохудожник.

Кроме того, макрофотография требует значительного приближения к объекту. Расстояние от объектива до насекомого может составлять от нескольких сантиметров до нескольких миллиметров.

— Иногда бывает целый день снимаешь — фокус мимо. Например, жук, которого фотографируешь, сидит на цветке, а цветок колышется от того, что ты дышишь. Поэтому приходится ловить кадр, буквально затаив дыхание. Сфотографировал — выдохнул, — улыбается собеседник.

Секреты мастера

Тем не менее за несколько лет работы с насекомыми фотохудожник изучил особенности их поведения и активно пользуется этими знаниями, чтобы делать хорошие фотографии. Несколько секретов он раскрыл и нам.

— Насекомые боятся резких движений, поэтому стараюсь передвигаться очень медленно, чтобы не спугнуть. Подхожу сзади, замираю и жду, пока они сами ко мне развернутся, — делится Ренат Мансуров. — Если нужно заснять, к примеру, как летит божья коровка, жду, пока она доползет до края листа — оттуда они обычно взлетают. Пчелы утром менее активны, их можно спокойно поснимать.

Одежду фотограф выбирает так, чтобы сливаться с окружающей средой. А вот привлекать насекомых каким-либо образом герой нашего материала не берется: это противоречит требованиям фотоклубов, членом которых он является.

— Особь должна быть снята в естественной среде обитания. Приманку использовать запрещено. И уж тем более неприемлемо какое-либо насилие в отношении насекомых ради удачного кадра, — подчеркивает Ренат Раисович.

Чтобы насекомые смотрелись более выигрышно, фотохудожник снимает их на растительности — так более заметен контраст по цветам. Да и сами растения, особенно цветы и зелень, ярко выглядят и придают снимку красок. А в целом, по словам нашего собеседника, в макрофотографии приемы такие же, как и в любой другой: надо следить за фоном, объектом съемки, представлять, как это все будет смотреться вместе — так сказать, видеть кадр целиком.

Дело для души

Наш собеседник признается: фотографии насекомых ему дохода не приносят. Но он и не стремится на них заработать.

— Мы часто проводим коммерческие фотосъемки. Их результат предсказуем: это либо то, что хочет заказчик, либо то, что требует сам жанр. Макросъемка — это поле для творчества, она меня вдохновляют. К тому же в съемке насекомых присутствует азарт: идешь и не знаешь, получится что-то сегодня или нет. И очень сильное удовлетворение испытываешь, когда выходит отличный кадр, — делится фотохудожник.

Сейчас в Восточно-Казахстанском музее искусств проходит выставка фоторабот Рената Мансурова под названием «Удивительный макромир». Там представлены 33 фотографии, выполненные в жанре макросъемки.

Выставка «Удивительный макромир» открыта для посещения с 14 октября до 24 ноября по адресу: улица Тохтарова, 56.

Дарья Хацанович
Фото предоставлены Ренатом Мансуровым и Instagram.com/mansurovrenat

Также читайте