В Усть-Каменогорске запуск системы электронного билетирования в общественном транспорте намечен на декабрь
По информации ТОО "Транспортная компания Усть-Каменогорска", в настоящее время активно проводится установка оборудования и настройка автоматизированной системы оплаты проезда в городских трамваях и автобусах. Жители областного центра смогут опробовать новый способ обилечивания в декабре. В чем преимущества нововведения, узнавал корреспондент YK-news.kz.
Без контакта
Два месяца назад жители Усть-Каменогорска заметили, что в нескольких городских трамваях установили загадочное оборудование. Как оказалось, с июля в областном центре началась активная работа по внедрению системы электронного билетирования.
— На сегодняшний день в девяти трамваях установлено оборудование автоматизированной системы оплаты проезда, — рассказывает директор ТОО "Транспортная компания Усть-Каменогорска" Михаил Чайка. — Всего в трамвайном парке 22 вагона. В ближайшее время оставшиеся трамваи оснастят аналогичными устройствами. В автобусах эта система тоже будет внедряться. Сейчас проходит так называемая экспериментальная эксплуатация, настройка системы, обучение персонала. Полностью все будет готово к использованию ориентировочно 2 декабря текущего года. Сроки запуска системы перенесли в связи с пандемией.
Напомним, бесконтактное обилечивание пассажиров общественного транспорта предполагает использование специальных многоразовых смарт-карт в качестве платежного средства. Карты для оплаты проезда станут продавать в специализированных точках реализации. Кроме того, такие карты можно будет приобрести у водителя трамвая или автобуса.
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО объяснили, как будет проходить процедура оплаты проезда при помощи валидаторов.
— Пассажир, заходя в салон, обязан приложить карту к валидатору. Если оплата прошла успешно, на валидаторе отобразится подтверждающая надпись и загорится зеленый индикатор, — уточняют в ведомстве. — Если оплата не прошла, это также будет отражено на экране. При повторном прикладывании карты валидатор покажет баланс тарифа, с которого была произведена оплата. Такой способ оплаты будет действовать на всем городском общественном транспорте.
В будущем планируется, что карты оплаты можно будет пополнять через различные системы платежей.
Карты в руки
Предусматривается три вида карт: обычные, льготные и служебные, которые выдаются сотрудникам транспортной системы. Все виды карт различны по цвету.
— Карта обычного пассажира не будет содержать персональных данных, поэтому ее можно будет передавать другим людям. На льготные карты будет наноситься персональная информация, поэтому такими картами не смогут воспользоваться люди, которым льготы не положены, — обращают внимание в управлении транспорта.
Но в таком случае возникают вопросы: каким образом валидатор поймет, что льготной или служебной картой пытается расплатиться человек, не имеющий льгот или права пользоваться служебной картой? Это будет осуществляться при помощи системы распознавания лиц или люди должны дополнительно вводить информацию со своих документов, подтверждающих льготу? Об этом уполномоченные органы пока умалчивают.
В управлении транспорта рассказали, что на карту можно будет записать несколько тарифов проездных. При оплате система автоматически станет выбирать наиболее выгодный для пассажира тариф.
Как сообщили в транспортной компании, для школьников и пенсионеров будет действовать льготный проезд с 50-процентной скидкой.
Альтернативные решения
Директор ТОО "Транспортная компания Усть-Каменогорска" Михаил Чайка отметил, что первое время кондуктора еще будут работать, помогать пассажирам пользоваться картами оплаты проезда. А также принимать оплату за наличные деньги в случае, если пассажир еще не успел приобрести карту. Впоследствии функции кондуктора будет частично выполнять водитель трамвая. Но насколько удобен и безопасен такой механизм?
В управлении транспорта пояснили, что водитель должен будет принимать оплату только во время остановок. Вместо билета пассажир получит чек, который необходимо сохранять до конца поездки.
При возникновении ситуации, когда человек по каким-то причинам не может воспользоваться картой (забыл дома, потерял, что-то еще), можно будет купить билет за наличные. Но стоит отметить, что стоимость проезда в этом случае может быть выше.
— При дифференцированном тарифе стоимость проезда по карте составит 90 тенге. При наличном расчете цена билета будет больше, — дополнили информацию в акимате области.
Насколько повысится оплата проезда после внедрения электронного билетирования, пока остается неизвестным. Кроме этого, непонятна судьба кондукторов, которых заменят электронные валидаторы.
— Проблем не должно возникнуть, поскольку большинство работающих в данный момент кондукторов — пенсионеры. Им будут предложены вакансии контролеров, — пояснил Михаил Чайка.
Контролеры, по словам директора транспортной компании, будут устроены в Центр управления пассажирскими перевозками. А тем кондукторам трамваев, которые еще не достигли пенсионного возраста, предоставят на выбор альтернативные места работы.
— Таких работников у нас на сегодня четыре, все они бывшие водители трамваев. Мы хотим предложить им вернуться в свою профессию. Таким образом, мы собираемся провести перепрофилирование кондукторов и предпримем все меры, чтобы люди не остались без работы, — заверил Михаил Михайлович.
По информации управления транспорта, контролеры будут регулярно осуществлять проверки в общественном транспорте.
— С помощью служебной смарт-карты контролер сможет блокировать систему оплаты проезда в момент проверки. После того как контролер заблокировал систему на время проверки, оплатить проезд уже не получится, — объясняют в управлении. — Кроме этого, работникам службы контроля выдадут устройства для проверки карт пассажиров. То есть при проверке пассажир обязан приложить свою транспортную карту к устройству контролера. В этот момент на устройстве появится информация, была ли совершена оплата проезда или нет. Пассажиры, оплатившие проезд наличными, обязаны предъявить чек.
С удобством для всех
Руководство транспортной компании рассчитывает на успешное внедрение новой, непривычной для устькаменогорцев системы.
— Конечно, возмущение населения на начальном этапе — ожидаемая реакция. Но со временем, я думаю, люди привыкнут и оценят такую систему, — считает Михаил Чайка. — Когда люди переходили с кассового обслуживания на пластиковые карты для получения зарплат и пенсий, тоже было много негатива. Сейчас пластиковые карты есть у всех, и каждый понимает, как это удобно. Также и у электронного обилечивания масса преимуществ.
В первую очередь, пассажиров обещают избавить от необходимости разыскивать мелочь.
—- Не нужно будет искать мелочь по карманам. Ни пассажирам для платы за проезд, ни кондукторам для сдачи с крупных купюр, — обращает внимание Михаил Чайка. — К тому же электронное билетирование поможет сделать процедуру оплаты проезда прозрачной. Исключается влияние человеческого фактора. В свою очередь, это обеспечит прозрачность доходов транспортной компании. Например, если требуется субсидирование, с помощью системы будет видно, насколько требование субсидий оправдано. Допустим, я провожу 100 человек день, а говорю — 50. Теперь власть будет видеть реальную картину.
Кроме освобождения от бренчащих в кармане монет, предполагается запустить мобильное приложение, по которому люди смогут в реальном времени отслеживать, где именно едет нужный им трамвай или автобус.
— Предположим, живет человек в районе Машзавода, ему нужно уехать на трамвае. Он открывает приложение и видит, что нужный ему трамвай уже на Нефтебазе. Значит, стоит поторопиться, чтобы успеть прийти на остановку вовремя, — приводит пример Михаил Михайлович.
Наряду с этим в будущем новая система может способствовать оптимизации маршрутов на основе данных о пассажиропотоке.
— Внедряемая система позволит отследить количество людей, которые пользуются теми или иными маршрутами, — уточняет директор транспортной компании. — Легко можно будет определить, какой маршрут является наиболее востребованным, какой не пользуется спросом, где имеется потребность в увеличении единиц транспорта, где можно сократить количество трамваев или автобусов на линии. Таким образом, это поможет обслуживать население согласно реальным потребностям.
Аким ВКО Даниал Ахметов тоже подчеркнул значимость нововведения и поручил в течение трех осенних месяцев проконтролировать работу по установке оборудования для безналичной оплаты.
— Для нас крайне важно, чтобы система электронного проездного документа работала успешно, — отметил аким области. — Необходимо также резко увеличить количество трамваев с новой системой билетирования. С 1 октября нужно провести тестирование 65 автобусов, на которых уже установлено оборудование. Мне нужен сравнительный анализ, как идет сбор денежных средств с установленной системой и с автобусов, на которых еще не поставлено это снабжение.
Отметим, что разработчиком системы является компания «IBA».
Лилия Дроздова