В Усть-Каменогорске из-за разборок в дачном кооперативе без энергоснабжения остались более 60 семей

4 августа 2019, 12:10
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске из-за разборок в дачном кооперативе без энергоснабжения остались более 60 семей В Усть-Каменогорске из-за разборок в дачном кооперативе без энергоснабжения остались более 60 семей
В Усть-Каменогорске из-за разборок в дачном кооперативе без энергоснабжения остались более 60 семей
Спорный трансформатор огородили колючей проволокой и установили над ним видеокамеры
Фото Ирина Плотникова

Дачные массивы вокруг Усть-Каменогорска давно уже превратились из подсобных личных хозяйств в места постоянного проживания немалого количества людей. Однако правовой статус этих граждан, как выясняется, вовсе не равен тому, каким пользуются устькаменогорцы, живущие в благоустроенной части города. Почему члены дачного кооператива должны платить за электроэнергию председателю? Можно ли продать постороннему трансформатор, находящийся на балансе садоводческого общества? Имеют ли право жители дачного посёлка переизбрать руководство своего кооператива? Во всех этих вопросах сейчас разбирается суд.

Когда погасла "Заря"

Конец света наступил в садоводческом обществе "Заря" 20 июня 2019 года. В этот день работники ТОО "Шыгысэнерготрейд" отключили кооператив за долги перед предприятием в размере более полумиллиона тенге. Без электричества остались 63 участка. Дачными в строгом смысле слова являются только 20 из них, на 43-х люди проживают зимой и летом.

— Свет для нас — всё равно что воздух, — негодует Алтыншаш Жумахметова. — У моего сына тяжёлая форма астмы. Ему требуется подача кислорода.

Без электричества жизнь в посёлке замерла. Зато забурлил стихийный митинг. Прекращение энергоснабжения — острый социальный вопрос. Поэтому 21 июня в дачный кооператив выехали представители городского акимата, чтобы разобраться в ситуации на месте. А 22 июня долг за электроэнергию был погашен.

— Двадцать членов кооператива плюс моя семья разделили между собой сумму неплательщиков, — рассказывает бывший председатель кооператива "Заря" Танзиля Бигбулатова. — Мы с мужем отвезли этот долг. Наша семья внесла 97 тысяч тенге. После оплаты нас подключили. Но другие ни в какую не хотят платить. Из-за них страдают 80 процентов народа. Каждый день у нас бунты и саботаж.

Тринадцать, названных Танзилей Бигбулатовой, семей-должников, которые отказались погашать суммы, монтёры отключили от энергоснабжения. За повторное подключение им пришлось уплатить по пять тысяч тенге.

— Как образовался этот долг? — излагает свою версию Танзиля Бигбулатова. — Несколько человек взяли номер лицевого счёта, который я зарегистрировала при заключении договора с Шыгысэнерготрейдом и начали носить его по всему кооперативу: "Платите сюда, не платите председателю!" Они не имели права его брать. С сентября прошлого года этот бардак. Я подавала в суд на шестерых человек — и выиграла. Решение вынесено 4 января 2019 года. Они не вправе платить через терминал, так как являются субабонентами, а не прямыми абонентами, заключившими договор и имеющими свой лицевой счёт. Отсюда появляется неучтённая электроэнергия. Я не вижу их киловатты, по какой цене они платят? Так скопился долг в размере 576 тысяч тенге. 20 июня нас отрезали всех. Те люди, которые исправно платят, пострадали из-за нескольких человек, которые бунтуют.

Впрочем, у оппонентов Танзили Бигбулатовой свои доводы. Неплательщиками они себя не считают, ведь у них имеются квитанции об оплате через терминал. А долг перед Шыгысэнерготрейдом, по их версии, был создан председателем искусственно. Хотя признаются, что доказать это они не могут.

Эпоха двоевластия

Недоверие к прежнему лидеру возникло у членов кооператива, когда они увидели разницу между тем, что они должны энергоснабжающей организации, и тем, сколько отдают в действительности.

— Мы брали акт сверки в Шыгысэнерготрейде, — объясняет житель посёлка Калибек Кумарбеков. — За потреблённую нами электроэнергию со всеми потерями Шыгысэнерготрейду мы оплатили по 10 тенге 90 тиын за киловатт. А Бигбулатовой мы платим по 17 тенге 50 тиын.

Члены кооператива, заподозрившие председателя в махинациях, на собрании ПК "СТ Заря" 30 сентября 2018 года потребовали пояснить, откуда берётся такая разница. В протоколе собрания зафиксирован ответ председателя Бигбулатовой: туда входит зарплата электрика, самого председателя и... воровство. Люди попросили предоставить финансовую отчётность, а заодно уточнить, куда тратятся вступительные взносы новых членов кооператива. Новички при вступлении платят аж по 150 тысяч тенге. На неудобные вопросы, судя по протоколу, председатель отвечать отказалась, мотивируя тем, что официально членами кооператива "Заря" являются только пять человек, перед остальными отчитываться она не обязана.

Вот интересно! — возмущается секретарь собрания Жанар Ибраева. — Когда надо платить, все становятся членами кооператива. А когда речь заходит о наших правах, то мы в него не входим.

Собрание вынесло вотум недоверия Танзиле Бигбулатовой и постановило её переизбрать.

Третьего марта 2019 года внеочередное собрание в садоводческом обществе "Заря" поставило вопрос о новом председателе и восстановлении в кооперативе всех, кто по непонятной причине оттуда исчез.

Согласно справке о зарегистрированном юридическом лице (дата последней регистрации 15.07.2016), количество участников кооператива было 68 лиц, — заявила на собрании Гульнар Тукушова. — После этого бывшим председателем кооператива Бигбулатовой Т. М. в органы юстиции был подан новый список, который фактически не соответствует действительности.

Новым председателем стала Алтыншаш Жумахметова. Собрание утвердило обновлённый устав с уточнённым списком ПК "СТ Заря". За это решение проголосовали 43 человека.

Впрочем, мир и благодать в садоводческом обществе так и не наступили. Установилась эпоха двоевластия, когда часть хозяйств поддержала нового председателя, а часть — прежнего. При этом в руках у Танзили Бигбулатовой оказался самый внушительный рычаг воздействия — силовая подстанция. И возможность отрезать оппонентам свет.

Трансформатор — это я!

Проблемы с электрическими сетями в кооперативе существуют не первый год. По словам старожилов, около пяти лет члены садоводческого общества питались от частного трансформатора, собственник которого постоянно повышал тариф. Затем подстанция и вовсе была подарена третьему лицу.

Мы выиграли пять судов, но воз и ныне там, — излагает версию оппозиции Калибек Кумарбеков. — Тогда среди нас появилась Танзиля, которая выдвинула инициативу поставить на "Зарю" свой трансформатор. Мы выбрали её председателем. Вначале она действовала оперативно. Мы собрали 2 миллиона 800 тысяч тенге. На собрании тогда несколько раз задавали ей вопрос: "А не станет ли этот трансформатор опять чьей-то собственностью?" Она заверила, что он будет собственностью "Зари". Трансформатор установили в 2017 году, а в 2018-м она оформила договор купли-продажи на себя. Получается, что ей продали трансформатор, поставленный год назад. Весь ажиотаж начался из-за этого. Потом тринадцать семей стали платить за электричество через терминал.

Члены кооператива продолжают настаивать на том, что на установку подстанции они скидывались сообща. В качестве доказательства показывают страницы в садоводческой книжке, где рукой председателя сделана запись: "За трансформатор — 30 000 тенге".

Трансформатор — моя собственность, — настаивает Танзиля Бигбулатова. — Как и сети к нему. Мы подвели их к своему дому, разрешили им подключиться. Монтаж сетей к каждому дому они, разумеется, делали на свои деньги. Принудительно их никто не заставлял. У нас было собрание, на котором и решили. Кто не хотел, ушел на другой трансформатор. А теперь они претендуют на частную собственность.

Впрочем, документы, удостоверяющие, что трансформатор действительно является собственностью не кооператива "Заря", а лично Танзили Бигбулатовой, показать она не захотела:

Зачем это? Почему я должна свои нотариально заверенные документы предоставлять?

Причём этого документа, по версии оппонентов, они тоже не видели.

Официальный статус злополучной подстанции пояснили нам в АО "ВК РЭК". О том, что у неё есть иной собственник, кроме кооператива, там не знают.

Согласно договору на присоединение к электрическим сетям от 24.10.2017, техническим условиям от 29.06.2017 и акту балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, силовой трансформатор КТП-10/0,4 кВ находится в собственности ПК "СТ Заря", — сообщает исполняющий обязанности директора по эксплуатации, заместитель главного инженера АО "ВК РЭК" Елтай Жумабаев.

Такое положение вещей Танзиля Бигбулатова объяснила тем, что именно она является официальным представителем кооператива "Заря". Но в таком случае совершенно непонятен факт переоформления силовой подстанции на её супруга, гражданина Банникова С. С. В апреле 2019 года членов садоводческого общества обязали подписать новый договор именно с ним. 18 июля по дворам разнесли уведомление об отключении тех потребителей, которые договор с Банниковым не подписали. После чего отрезали свет нескольким семьям.

Пока суд да дело

В настоящее время электричество в "Заре" есть. Вот только не повторится ли блэкаут через несколько месяцев, если война между старым и новым руководством кооператива будет продолжаться? Вмешательство властей не поможет выйти из затяжного конфликта.

За июль 2019 года с жителями дважды была проведена разъяснительная работа с участием заместителя акима города Тамары Рахимжановой, представителей городской прокуратуры, отделов жилищно-коммунального хозяйства, внутренней политики, управления полиции, — поясняет руководитель отдела внутренней политики Индира Калжабаева. — Проведены совещания с участием представителей ВК РЭК и Шыгысэнерготрейда, организована сверка квитанций за потребленную электроэнергию. Образовавшаяся задолженность за потребленную электроэнергию погашена. Незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений не допускается. Поэтому для разрешения возникшего конфликта по вопросу принадлежности КТП жителям ПК "СТ Заря" рекомендуется обращаться в судебные органы.

Сейчас идут одновременно три судебных разбирательства. Судьбу спорной подстанции должен решить суд. Кроме того, Танзиля Бигбулатова подала иск о признании незаконным снятие её с поста председателя. В своих позициях она уверена. Ведь 4 января усть-каменогорский городской суд уже вынес решение в её пользу, постановив, что решением общего собрания кооператива от 7 июля 2018 года стоимость одного киловатта электроэнергии в с/о "Заря" определена в 17,5 тенге. На этом основании шестеро ответчиков обязаны оплатить задолженность по членским взносам и электроэнергии. В свою очередь, они подали встречный иск об отмене этого решения. Все разбирательства должны пройти до середины августа.

А пока спорный трансформатор огородили колючей проволокой и установили над ним видеокамеры. Словно здесь пролегает линия незримого фронта.

Ирина Плотникова

Также читайте