В Усть-Каменогорске перевозчики и городские власти не могут прийти к согласию

28 сентября 2019, 3:30
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске перевозчики и городские власти не могут прийти к согласию В Усть-Каменогорске перевозчики и городские власти не могут прийти к согласию
В Усть-Каменогорске перевозчики и городские власти не могут прийти к согласию
Ожидание автобуса становится для горожан все более продолжительным

В сфере общественного транспорта разгораются нешуточные страсти. Бизнесмены судятся с акиматом, а жители устраивают несанкционированные протесты. И все это на фоне надвигающейся модернизации рынка пассажироперевозок, сообщает корреспондент YK-news.kz.

Лопнуло терпение

12 сентября в Ахмирово произошла нестандартная ситуация. Местные жители вышли на проезжую часть в районе въезда в поселок, перекрыв движение в данном направлении. Это был открытый протест. На дороге образовалась огромная пробка. Но граждане даже не думали уходить и требовали диалога с властью.

Причиной недовольства протестующих стала неудовлетворительная работа маршрута № 42, являющегося основным для ахмировцев.

С целью урегулирования конфликта на место незамедлительно прибыли представители городского акимата. Между властями и общественностью состоялась беседа, в ходе которой аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар успокоил людей и назначил протестующим встречу на 13 сентября. Острую ситуацию удалось сгладить.

Чуть позже в разговоре с журналистом YK-news.kz заместитель руководителя ТОО "VoSca" Виктор Рымарев охарактеризует это событие как "массовые волнения на эмоциях".

Тут хорошо, там плохо

В Усть-Каменогорске ситуация с общественным транспортом развивается параллельно в двух направлениях.

С одной стороны, это позитивные изменения и курс на активную модернизацию. Так, городской акимат уже объявил победителя конкурса на внедрение электронного билетирования — белорусскую компанию из Минска. Также властями был заключен крупный договор с Банком развития Казахстана, на основе которого для города будет приобретено 85 новых автобусов на сумму 5,4 миллиарда тенге.

С другой стороны, продолжаются судебные разбирательства и прения между акиматом и двумя самыми крупными перевозчиками на рынке — ТОО "VoSca" и ТОО "АЦ БЭСТ".

Напомним, в августе городские власти в одностороннем порядке расторгли договор на перевозку пассажиров с указанными предприятиями. Мотивацией стал отказ последних от предоставления льготного проезда детям и пенсионерам. В свою очередь перевозчики, обслуживающие 70 процентов городских маршрутов, объяснили свои действия необходимостью выйти на окупаемость.

Качество обслуживания в городских автобусах тоже является большой проблемой. Местные жители негодуют из-за того, что маршруты выбиваются из графиков, водители хамят, кондуктора не объявляют остановки и отказываются давать сдачу, а сам транспорт находится в плачевном состоянии.

Корень зла

Отследить первопричину развернувшейся "автобусной драмы" несложно. Перевозчики открыто объявляют свой бизнес убыточным и требуют от властей субсидирования в размере 900 миллионов тенге в год. При условии же финансовых вливаний предприниматели обязуются обновить автобусные парки, повысить заработные платы сотрудников и обеспечить высокое качество услуг.

— Если будет субсидирование, я обеспечу стопроцентную регулярность. Отсутствие субсидирования и несвоевременное рассмотрение тарифа привело к тому, что у меня ежемесячно уменьшается коллектив. С 385 человек уже сократился до 307, — заявляет директор ТОО "VoSca" Канат Калелов. — Водителей и кондукторов не хватает.

Заместитель руководителя ТОО "VoSca" Виктор Рымарев также делает акцент на проблемах, вытекающих из отсутствия финансирования:

— Пассажиры просят увеличить графики маршрута. Я увеличиваю. А он себя не оправдывает. В убыток работаем. Мы работаем и выкручиваемся, но не можем дальше двигаться. Чтобы закупить автобусы, должны быть какие-то накопления.

Жаксылык Омар на заседании открыто заявил о согласии городских властей субсидировать социально значимый бизнес. Но только при условии, что это действительно необходимая мера. Cейчас аким аппелирует данными, указывающими на занижение перевозчиками реального пассажирооборота. Так, бизнесмены утверждают, что в день они перевозят не более 90 тысяч пассажиров. Однако сотрудники алматинского Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций, приглашенные в город для исследования рынка, полгода уточняли этот показатель, а затем озвучили цифру - 270 тысяч пассажиров в день.

Выявить фактический пассажирооборот позволит электронное билетирование, которое будет запущено в 2020 году.

 — Никаких субсидирований не будет. Они просят у нас 900 миллионов. А через год это будет два миллиарда? Мы тогда только перевозчиков кормить будем? —  заявил Жаксылык Мукашевич. — Мы не говорим нет. Когда будет установлено электронное билетирование, все будет прозрачно. Если наши уважаемые перевозчики правы, если действительно нужно будет субсидировать, там будет видно. Тогда мы и будем субсидировать.  

Стоит отметить и ещё один фактор, оказывающий негативное влияние на качество работы общественного транспорта, — возрастной ценз для водителей. Сегодня получить категорию "Д", необходимую для управления крупногабаритным автобусом, можно лишь после 25 лет. И это при условии, если в 18 лет водитель получил права категории "С". Такие жесткие требования способствуют тому, что все меньше потенциальных работников сферы выбирают профессию водителя.

Так, по информации заместителя руководителя ТОО "VoSca", непосредственно в организации за последние пять лет на категорию "Д" обучился всего один новый водитель, а ведь старожилы автопарка уходят на пенсию регулярно.

Перспективы

Больше всего жителей города интересует, чем для них может обернуться обострившийся конфликт. На данном этапе нельзя заявлять о чем-либо со стопроцентной уверенностью. Однако, опираясь на заявления акима города Усть-Каменогорска, можно выделить несколько основных тезисов.

Во-первых, повышения тарифа, равно как и отмены льготного проезда градоначальник пообещал не допустить.

— Повышения тарифа не будет. 90 тенге — это хороший тариф. В Павлодаре — 80 тенге. В других городах еще меньше. В Усть-Каменогорске один из самых высоких тарифов по Казахстану, — объявил Жаксылык Мукашевич.

Во-вторых, один из вариантов развития событий после введения электронного билетирования — субсидирование сферы пассажирских перевозок. В таком случае, как заявил Канат Халелов, произойдет резкое повышение качества услуг.

Если электронный мониторинг не подтвердит убыточность бизнеса, предпринимателям придется решать свои проблемы самостоятельно.

В-третьих, на местный рынок могут прийти новые "игроки", чтобы заменить тех, кто не смог обеспечить достаточно высокое качество услуг.

— Если вы не в состоянии, если у вас нет сил и средств — откажитесь. Есть другие компании, которые придут. Просятся из Алматы, Павлодара и других городов. Они готовы зайти на наш рынок и обслуживать население, — сказал аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар.

Ну и стоит отметить, что на рынок также входит ТОО с государственным участием — "New Bus". Об этом аким Усть-Каменогорска сообщил на заседании с представителями общественности и перевозчиками. Компания относится к городскому акимату.

Елизавета Седых

Также читайте