Даёт ли результаты существующая в Усть-Каменогорске практика озеленения?

22 августа 2020, 3:35
Сейчас читают:
Даёт ли результаты существующая в Усть-Каменогорске практика озеленения? Даёт ли результаты существующая в Усть-Каменогорске практика озеленения?
Даёт ли результаты существующая в Усть-Каменогорске практика озеленения?
Фото Виктор Абакумов

На минувшей неделе областной центр вновь взбудоражила тема зелёных насаждений. В рамках расширения проезжей части на проспекте Шакарима снесли семидесятилетние тополя. Приживутся ли новые насаждения на реконструируемом проспекте? Почему компенсационные посадки, осуществляемые в городе, оказываются неэффективными? Зачем Усть-Каменогорску нужен единый дендрологический план, изучал корреспондент YK-news.kz.

Страсти кипят

Снос старых деревьев на бывшей улице Ворошилова, которая из дороги с частично односторонним движением превращается в полноценный проспект, коммунальщики произвели в понедельник 10 августа. Общественность тут же начала высказываться по этому поводу в городских пабликах. Одни горожане печалятся о судьбе огромных тополей. Другие встретили эту новость с одобрением.

"Ну, наконец-то пуха не будет!" — пишет пользователь соцсети Максим Александрович.

"Сгорите от солнца и радиации, — возражает Елена Павловна. — Тополь — единственное дерево, которое поглощает тяжелые металлы и удерживает радиационный фон. Для этого их и садили много".

"Там посадили полосу молодых, которые прижились и пустили молодую листву, — напоминает Николай Рябчинский. — Трассу расширяют, делают двухстороннюю, идет ремонт фасада и покраска. Молодые тополя без пуха, гибридный сорт, а старые уже на проводах лежали. Живу на этой улице и считаю — правильное решение. Хоть полоса свободно будет просматриваться, а то из-за этих тополей машин не видно, пока впритык не подъедут".

"Временно прижились, а расти им некуда, — высказывает мнение Настя Верла. — Верх сгубили, корни оставили, потому что так дешевле".

"Вопрос, через сколько лет эти другие смогут выработать столько кислорода, сколько срубленные?" — интересуется Ольга Карпова.

Общественники, не согласные со сносом старых деревьев на проспекте Шакарима, подали в суд с целью опротестовать законность общественных слушаний, которые одобрили этот шаг. Впрочем, коммунальщики не стали дожидаться окончания судебных процедур. Ещё в июне, когда на проспекте высаживали новые деревья, руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Еркын Тураров говорил, что старые тополя уберут, когда примутся новые. И вот тополя спилили.

Корни и крона

Особенность компенсационных посадок, выполненных в разгар лета на проспекте Шакарима, в том, что они, вопреки прогнозам скептиков, прижились. Похоже, что из высаженных 104 стволов погибли меньше десятка. Верхние ветви выглядят сухими, но снизу уже пошли зелёные побеги.

— На самом деле, сажать деревья можно 12 месяцев в году, — комментирует директор ТОО "Зеленстрой KZ" и плодово-ягодного питомника Владимир Езенок. — Надо только вести специальную подготовку. Поместить саженец в контейнер, зарядить специальными веществами для укоренения. После высадки вести полив, подкормку. Прогнозируемая приживаемость должна быть не ниже 85 процентов. Если какие-то деревья погибнут, мы их заменим согласно договору. Где верхушка недоразовьётся, мы подрежем, залечим. В принципе, после пересадки саженцы болеют год. Эти поболели месяц и чувствуют себя гораздо лучше, чем мы ожидали.

Специалисты опровергли доводы оппонентов, которые опасаются, что новые насаждения будут давать значительно меньше кислорода, чем прежние. Они напомнили, что дерево вырабатывает большое количество кислорода путём фотосинтеза только в период активного роста, строительства древесины. Поэтому старые деревья днем вырабатывают мало кислорода. Ночью же и вовсе выделяют углекислый газ. Роль "зелёных легких" города играют именно молодые, растущие деревья.

— Мы выбрали из тополей самые кислородо-продуктивные, — напоминает Владимир Езенок. — Пирамидальные тополя в этом отношении наиболее эффективны. Деревья в городе выполняют много функций. Хвойные породы на протяжении всего года выделяют фитонциды. Они задерживают больше шума, чем лиственные. Самое шумопоглощающее дерево — ель. В городской среде должна быть половина хвойных, половина лиственных растений.

Выбор серебристых пирамидальных тополей для компенсационной высадки на проспекте Шакарима обусловлен ещё и формой их корней. Вопреки опасениям жителей, этим деревьям не понадобится много места под землёй, они не полезут в коммуникации и под фундаменты.

— Корень у дерева обычно такой же, как и крона, — поясняет дендролог. — Если крона не раскидистая, то и корень идёт вглубь, к воде, а не расползается в стороны. Потому порода пирамидальных тополей считается засухоустойчивой.

Надо рубить?

Между тем проблема старых древесных насаждений в Усть-Каменогорске не сводится только к сносу гигантов вдоль улиц. Существует и оборотная сторона медали, когда люди испытывают трудности с тем, чтобы убрать деревья, которые угрожают их жизни и имуществу.

— Ширококронные породы тополей — ветровальные, — комментирует Владимир Езенок. — Они доживают до 20 – 30 лет, после чего становятся опасными. Будем ждать, пока они упадут на какого-нибудь ребёнка или бабушку? Защищая тополя, можем погубить людей.

Специалист обращает наше внимание на старый клён, под которым идёт беседа с журналистами. Листва на нём и не думает желтеть или сохнуть, но ветви буквально усыпаны серёжками.

— Дерево обильно даёт семена — оно готовится к гибели, — оценивает состояние клёна дендролог. — Когда начинаешь внимательно осматривать, становится понятно, что в городе 70 процентов деревьев — старые и больные. Их необходимо планово заменять. Сегодня мы впервые видим со стороны акимата желание это сделать.

С другой стороны, иногда жители многоквартирных домов испытывают трудности с тем, чтобы убрать трухлявые, прогнившие стволы, которые угрожают упасть от ветра. Если дерево срубит обычный гражданин, он рискует нажить себе неприятности за незаконную порубку. Но, как оказалось, выход есть и здесь.

— Сейчас на портале госуслуг действует электронная услуга "Получение разрешения на вырубку деревьев", — поясняет пресс-служба городского акимата. — Подаётся заявка, подписывается обязательство о компенсационной посадке, если это вырубка под застройку. Если дерево аварийное, есть возможность вырубить его без получения разрешения. Привлекаются органы ЧС. Они проводят оценку, выносят решение, что дерево представляет опасность, составляют акт освидетельствования. На основании него дерево пилят, потом уведомляют отдел ЖКХ. Если всё прямо опасно, то есть дерево падает, жильцы могут его сфотографировать, спилить, а потом органам ЧС показать фото в качестве доказательства. Если дерево представляло опасность, речь о компенсационной посадке уже не идёт.

Деньги на ветер?

Когда в Усть-Каменогорске объявили о необходимости вырубки старых деревьев, прозвучал тезис, что взамен одного старого дерева необходимо насадить пять новых. Сегодня эту цифру увеличили уже до десяти. Между тем шеренга пирамидальных тополей на проспекте Шакарима представляет собой скорее приятное исключение, чем правило. Деревца, высаженные в других местах, часто представляют собой печальное зрелище, засыхая на корню. Как произошло, скажем, с погибшими молодыми берёзками на реконструированной улице Астана. Городские власти пришли наконец к выводу, что посадки деревьев у нас превратились в шумную акцию с большой тратой денег и гарантированно нулевым результатом.

— Сегодня системности в работе нет, отсюда и проблемы с приживаемостью, которые всем видны, — признаёт представитель городского отдела ЖКХ. — В последние два года была такая практика. Саженцы городу предоставлялись бесплатно от питомников области по программе "Жасыл Оркен". Собиралась информация со всех КСК, учебных заведений, социальных учреждений, что они желают посадить на своей территории и в каком количестве. Посадки проводились в ходе субботников, во дворах, на территориях школ. Люди получали деревья, и мы рассчитывали, что они будут осуществлять уход за ними. Часть деревьев высаживалась вдоль улиц, скажем, на КШТ, в 19 микрорайоне. Лукавить не будем — ситуация с приживаемостью не очень хорошая. Причины в том, что сажается непрофессионально, волонтёрами. Поэтому и спросить не с кого. Уход осуществляется коммунальными предприятиями, в основном это небольшая обрезка и полив. Когда эта работа будет на системной основе, это позволит нам привлекать уже специалистов.

Гарантировать от подобной непродуктивной траты сил, времени и посадочного материала должно, по мнению властей, создание дендрологического пас­порта Усть-Каменогорска.

— Согласно действующему законодательству, дендрологический паспорт требуется в каждом городе, — комментирует пресс-служба городского акимата. — Нужен инвентарный список всех существующих насаждений, их паспортизация и описание. На сегодняшний день такие планы есть только в Алматы и Нур-Султане. У нас процесс начался. Провести инвентаризацию всех деревьев, вы понимаете, — это работа колоссальная. Сейчас идёт обсуждение представителями исполнительной власти, общественниками и специалистами, как именно это надо будет делать. Когда план мероприятий будет готов, о нём сообщат через СМИ, вынесут на общественные слушания, на заседание маслихата. Чтобы у нас был конкретный документ, показывающий, в каком направлении должен двигаться город. Это вопрос систематизации всех мероприятий, касающихся зелёных насаждений: посадок, ухода, вынужденной санитарной вырубки, компенсационной посадки. Если мы где-то деревья вырубаем, надо знать, сколько будет высажено, где и какие. И самое главное — как будет осуществляться уход. В этом смысле пример проспекта Шакарима показывает, что даёт профессиональный подход.

Пока журналисты беседовали со специалистами, подъехала автоцистерна и вновь полила саженцы, хотя земля в приствольных кругах оставалась влажной с утра. Тем временем, по словам представителей городского акимата, возбуждённые противники вырубки старых тополей обещали насыпать под новые деревца соли, вылить туда солярку. Выиграет ли областной центр от такой принципиальности? Ответ, думается, очевиден.

— Всех критикующих людей я призываю: приходите к нам, — говорит Владимир Езенок. — Дадим вам саженцы, покажем, где сажать, чем можно нам помочь. Давайте совместными усилиями создадим лучшие условия для города!

Ирина Плотникова

Также читайте