Забота о животных и птицах в Усть-Каменогорске иногда обходится дорого

4 апреля 2020, 10:06
Сейчас читают:
Забота о животных и птицах в Усть-Каменогорске иногда обходится дорого Забота о животных и птицах в Усть-Каменогорске иногда обходится дорого
Забота о животных и птицах в Усть-Каменогорске иногда обходится дорого
Иллюстративное фото

Пожилая горожанка, бросавшая хлеб пернатым, расплатилась за сердобольность суммой, близкой по размеру к её пенсии. Почему доброта к братьям нашим меньшим становится предметом внимания полиции? Под какую статью подпадает кормление птиц на собственном балконе и почему опасно игнорировать официальные документы, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Доброта вышла боком

Птиц Елена Васильевна Петрова (имя героини изменено) кормила много лет. Выходила на аллею и бросала размоченный хлеб голубям. А со своего балкона подкармливала воробьёв.

— Я бросала катышки хлеба воробьям, потому что голуби не давали им покушать на аллее, — рассказывает пенсионерка. — Даже кормушка из пластиковой бутылки у меня на балконе висела — питалась семья синичек. Пять штук их было.

Птиц становилось всё больше, горожанка этому только радовалась. Однако визиты пернатых совсем не нравились соседу, проживающему этажом ниже. Мужчина решил пресечь природоохранную деятельность соседки.

17 сентября 2019 года к пенсионерке пришёл полицейский, предупредивший, чтобы она больше не бросала птицам пищу. Выписал бумагу, которой она не придала значения — по её словам, просто скомкала и выбросила в мусорку.

— Я говорю: хорошо, не буду бросать, — излагает свою версию событий Елена Васильевна. — Предупредил и всё, уже не стала. На балконах, на перилах никто мне теперь не гадит. Обычно они садились на подоконник, на перила — сейчас никого нет. Воробьишек жалко, я их два года выращивала. Булочки им покупала — хоть одну, но возьму. Я уже забыла, сколько лет я их кормлю.

Пожилая женщина не знала, что пришла пора сожалеть не о птичках, а о собственной судьбе. В декабре она неожиданно для себя не получила пенсию. Оказалось, что её пенсионный счёт арестовал судебный исполнитель, поскольку она не оплатила добровольно штраф в сумме 75 750 тенге. При этом размер пенсии Елены Васильевны составляет 96 837 тенге.

Горожанка обратилась с заявлением в прокуратуру, а также написала письмо в газету.

"Я не выживу, так как у меня муж по болезни работать не может, есть животные дома и кредит по 15 тысяч тенге в месяц", — говорится в обращении.

Статья найдётся?

Почему же наказание за кормление птиц на собственном балконе оказалось для пенсионерки настолько суровым?

— В сентябре 2019 года в управление полиции города Усть-Каменогорска обратился местный житель, — поясняет главный специалист пресс-службы департамента полиции (ДП) ВКО Азамат Раисов. — Гражданин попросил принять меры в отношении соседки, которая систематически из своего окна выбрасывает остатки еды, чтобы кормить птиц, однако данные остатки вытекают ему в окно, загрязняя карниз, подоконник и окно в целом. При проверке участковым инспектором полиции указанные заявителем доводы нашли подтверждение. Жительница неоднократно устно предупреждалась о прекращении указанного деяния, также была официально привлечена по части 1 статьи 505 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" с вынесением официального предупреждения.

Статья, которую инкриминировали горожанке, предполагает ни много ни мало "Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений городов и населенных пунктов". Но ведь гражданка Петрова газоны не вытаптывала и общественное имущество не ломала. Она всего лишь кормила птиц.

Оказывается, полицейский оформил штраф за то, что она неправильно выбрасывала мусор.

— Согласно Правилам благоустройства территорий городов и населенных пунктов Восточно-Казахстанской области, физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, обеспечивают безопасное обращение с отходами с момента их образования, — поясняет Азамат Раисов. — Физические и юридические лица складируют твердые бытовые отходы в контейнеры для твердых бытовых отходов.

Иными словами, складывая остатки чёрствого хлеба в желудки птичек, пенсионерка наносила вред благоустройству города.

Принципиальность полиции в данном вопросе выглядит странной, если вспомнить, что как раз в сентябре мы задавали вопрос управлению полиции Усть-Каменогорска о том, как можно привлечь к ответу жильцов с "синдромом Плюшкина", собирающих у себя пищевые отходы со свалки, провонявшие весь подъезд. Нам ответили, что если они это делают на своей территории, то данным вопросом должны заниматься не правоохранители.

— В случаях, если соседи складируют зловонный мусор у себя в доме либо квартире, необходимо обращаться в КСК, комитет местного самоуправления, а также в Усть-Каменогорское городское управление охраны общественного здоровья, а также в полицию по согласованию, — сообщает первый заместитель начальника управления полиции Усть-Каменогорска, подполковник полиции Жандарбек Ахметжанов.

Так каким же образом удалось привлечь к ответственности пенсионерку за полбуханки хлеба, раскрошенной на собственном балконе? Причём минуя все перечисленные инстанции.

Без бумажки ты букашка!

По версии Елены Васильевны, в документе, выданном ей 17 сентября, содержалось всего лишь предупреждение. Однако у полиции на этот счёт своя версия.

— Она повторно совершила правонарушение в течение года после наложения административного взыскания и привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 505 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", с наложением административного штрафа в сокращенном порядке в сумме 37 875 тенге, однако за истечением сроков добровольной оплаты штрафа 27.09.2019 года переведен на полный штраф в сумме 75 750 тенге, — сообщает пресс-служба ДП ВКО.

Согласно пресловутой части второй статьи 505, повторное совершение этого деяния карается уже 30 МРП. Постановление о штрафе было вынесено через десять дней после того, как к пенсионерке приходил полицейский. На этот раз, по её словам, никакого визита не было. И о наложенном на неё взыскании она не знала.

— Уведомления о штрафе я не получала и не расписывалась, — излагает свою версию пенсионерка. — Когда ко мне домой пришёл мой участковый, который на момент прихода полицейского был в отпуске, он сообщил, что меня не имели права штрафовать на такую сумму. При этом я, не придав значения, расписалась в бланке, что я ломала деревья, вытаптывала газоны, цветники, бросала мусор с балкона.

Между тем карательная машина уже была запущена и работала против любительницы птиц. Поскольку гражданка Петрова не опротестовала постановление в десятидневный срок, оно вступило в законную силу. 12 ноября 2019 года постановление было передано судебному исполнителю, который наложил арест на пенсию Елены Васильевны. При этом никого не озаботило обстоятельство, что пенсия является единственным источником дохода усть-каменогорской любительницы птичек. Арест с пенсии судебный исполнитель снял 5 декабря, взыскав с гражданки Петровой одномоментно 48 416 тенге — половину пенсии. Остальные деньги с неё высчитывались ещё четыре месяца. Кстати, к сумме штрафа добавились еще около 20 тысяч тенге за оплату деятельности частного судебного исполнителя.

Жалобы не помогут

Поскольку документ, вручённый пенсионерке 17 сентября, был уничтожен, теперь уже не представляется возможным достоверно установить, было ли это предписание об уплате штрафа или предупреждение, как утверждает она сама. По её версии, постановление о штрафе было оформлено задним числом. Полиция же считает, что гражданка Петрова не воспользовалась своим шансом опротестовать постановление в десятидневный срок, равно как и возможностью оплатить половинную сумму штрафа.

Неясным остаётся также, получала ли Елена Васильевна уведомление судебного исполнителя до того, как у неё арестовали пенсию. На копии документа стоит её собственноручная подпись, но отсутствует дата. Непонятно, какого числа она в нём расписалась.

Пренебрежение наших сограждан правилами и законами давно уже стало притчей во языцех. Но в данном случае беспечность пенсионерки обошлась ей слишком дорого. Лишившись пенсии, она кинулась доказывать свою правоту через прокуратуру. Но даже это ей уже не помогло.

— Органы прокуратуры рассматривают обращения при угрозе необратимых последствий (для жизни, здоровья людей и безопасности страны), а также нарушения прав неограниченного круга лиц или лиц, неспособных себя защитить (в силу психических, физических и иных обстоятельств), — отвечает заместитель прокурора Усть-Каменогорска Тимур Чакпантаев. — Ваше обращение указанным критериям не соответствует, также не использована возможность рассмотрения ваших доводов уполномоченным органом. В соответствии со статьёй Закона Республики Казахстан "Об административных процедурах", рассмотрение жалобы на действия должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов производится вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом) либо судом.

В суд на полицейских, выписавших ей штраф, Елена Васильевна подавать не стала. К тому же без документа от 17 сентября ей едва ли удастся когда-либо доказать свою правоту. Сумма штрафа была с неё взыскана сполна.

Ирина Плотникова

Также читайте