Каким образом изменилась жизнь медицинских работников ВКО в условиях ЧП и карантина

16 мая 2020, 3:42
Сейчас читают:
Каким образом изменилась жизнь медицинских работников ВКО в условиях ЧП и карантина Каким образом изменилась жизнь медицинских работников ВКО в условиях ЧП и карантина
Каким образом изменилась жизнь медицинских работников ВКО в условиях ЧП и карантина
Привычная униформа тружеников "передовой": защитный костюм, резиновые перчатки, маска, а также экран или очки

Существование в условиях ограничений — испытание то еще. Все жители Казахстана прочувствовали это на собственном опыте. YK-news.kz решил поинтересоваться, как трудятся в период карантина те, кто находится на передовой антивирусного фронта, — медицинские работники.

На переднем крае

На сегодняшний день в медицинских учреждениях, где проходит лечение пациентов с КВИ и наблюдаются контактные лица, врачи и медсестры трудятся не покладая рук. По сведениям областного управления здравоохранения, в инфекционных стационарах задействованы 226 медработников, в провизорных — 241 и в карантинных — 105. Работа в инфекционке разделена на три смены по восемь часов каждая. В две смены по 12 часов дежурит персонал провизорных стационаров. Что касается карантинных учреждений, то здесь врачи и сестры работают в круглосуточном режиме.

Медики, находящиеся в контакте с инфицированными или пациентами на карантине, не могут покидать стены больницы, поэтому практически живут на работе, не видя семьи и общаясь с близкими лишь посредством удаленной связи.

Так как инфекция передается воздушно-капельным путем, обычная одеж да в таких стационарах запрещена. Даже традиционные белые халаты отсутствуют. Привычная униформа тружеников "передовой": защитный костюм, резиновые перчатки, маска, а также экран или очки. Такие особенные меры предосторожности дают свои плоды: в отличие от европейских стран, где высок процент заразившихся COVID-19 медработников, в Казахстане таких случаев почти не наблюдается.

При этом не прекращают свою работу многопрофильные стационары, где проходят лечение обычные больные. Хотя все плановые операции отложены, но осуществляются экстренные, а для некоторых категорий пациентов сохраняется возможность получить запланированную помощь.

— Плановую стационарную, в том числе и оперативную, помощь продолжают получать пациенты с онкологической, онкогематологической, психической, туберкулезной патологией, больные на гемодиализе, роженицы, — перечислила заместитель руководителя областного управления здравоохранения Райфа Сафиоллинова.

Оберегая пациента

СВА и поликлиники также перешли на особый режим работы. Медицинская помощь оказывается по возможности на дому или удаленно.

— Временно приостановлено оказание плановых медицинских услуг: профилактические осмотры, скрининги, плановые консультации узких специалистов, плановые диагностические услуги (КТ/МРТ, ПЦР и так далее), — комментирует Райфа Сафиоллинова. — Экстренные приемы продолжаются. Пациентам, которые приезжают из других населенных пунктов для получения специализированной помощи, выдаются разрешения на проезд в город.

По данным облздрава нехватки медицинского персонала в регионе нет. Часть врачей находится в трудовых отпусках, но все они обеспечены красными пропусками, так как в любой момент могут быть отозваны в случае нештатной ситуации.

— Реагируем на это мы спокойно, — рассказывает Ирина — узкий специалист одной из поликлиник города. — Все понимают необходимость введенных мер. И трудности, которые с этим связаны. Поэтому больные у нас не придут к закрытым дверям поликлиники, как это случилось в одной из СВА Алматы. У всех медиков красные пропуска — и у терапевтов, и у узких специалистов, и у медперсонала. Даже если человек находится в резерве, в отпуске, ему пропуск выдается, потому что может возникнуть экстренная ситуация с вызовом на дом или оформлением документов на ВТЭК, когда нужно будет срочно выйти на работу.

Как объяснила Ирина, резерв необходим на случай заражения или контакта с инфицированным.

— Если на приеме будет выявлен инфицированный, то врач и медсестра, проводившие прием, будут оправлены на карантин в лучшем случае, — заметила она. — Чтобы было кем их заменить, должны быть медработники, которые не контактировали с инфекцией.

В любой поликлинике на диспансерном учете состоят десятки и сотни пациентов с хроническими болезнями, обострение которых связано с опасными ухудшениями самочувствия или острой болью. Для таких больных двери медицинских учреждений по-прежнему открыты. А поскольку хроники находятся в зоне риска, то участковые врачи и узкие специалисты осваивают новые, бесконтактные способы оказания медицинской помощи.

— В условиях карантина все идут на уступки пациенту, — улыбается Ирина. — Машина под рукой, компьютер с анамнезом — у доктора. Ездим на дом, общаемся с больными по скайпу. Кто пойдет на платный прием во время эпидемии? Была рекомендация — вызывать врача на дом. Кроме того, даже в отпуске я консультирую по телефону своих постоянных больных. Совершенно бесплатно.

Руководитель городской поликлиники "Вита-1" Рая Рахимова убеждена, что тесный контакт между доктором и пациентом должен сохраняться и при режиме карантина. Просто условия этого общения нужно изменить.

— Мы поощряем пациентов, чтобы они имели контактные телефоны участковых врачей и медсестер, — сообщила она. — Некоторые вопросы можно решить посредством такого звонка, что избавит от необходимости самому идти на прием по этому поводу. При возникновении острых ситуаций, не сопровождающихся повышением температуры (болит живот, голова или еще что-то), они могут помочь определить дальнейший ход действий пациента. Один из путей — выезд специалиста на дом. Второй путь — удаленная консультация с помощью телефона, мессенджера или интернета по предоставленной из нашей поликлиники истории болезни и, по возможности, видеоматериалам и результатам обследований самого пациента.

 Каждый работник выполняет свои обязанности, что исключает неразбериху и волокиту.

— Все специалисты разделены на три группы, — делится руководитель. — Создана группа врачей, которые обслуживают экстренные вызовы. Вторая группа проводит плановые осмотры на дому. А третья — занимается распределением и доставкой на дом бесплатных лекарств для диспансерных больных. Часть сотрудников дежурит на фильтре, куда отправляют пациентов с температурой или подозрением на инфекцию. Так что сейчас в большей степени, чем обычно, наши работники заняты обслуживанием пациентов на дому. Конечно, я не могу сказать, что все проходит безоблачно и прекрасно, бывают и накладки, обусловленные трудностями периода ограничений, но возникшие проблемы мы стараемся быстро и конструктивно решать.

Заслон инфекции

Помимо оказания эффективной медпомощи врачи и медсестры лечебных заведений ВКО имеют и другие обязанности, связанные с недопущением распространения COVID-19. Больницы — это потенциальные очаги заражения, поэтому медиками предпринимаются все меры, призванные обеспечить их безопасность для населения.

— Регулярное тестирование врачей и медицинских сестер проводится методом ПЦР, — пояснил специалист управления здравоохранения Габит Тобатаев. — Частота тестирования зависит от степени близости с зараженными или контактными по КВИ. В инфекционных стационарах медперсонал сдает анализ раз в неделю. В провизорных — реже, в карантинных — еще реже. В СВА и поликлиниках — самая длинная периодичность, поскольку они далеки от непосредственных очагов заражения и контакт с пациентом происходит в течение нескольких десятков минут.

Кроме того, в напряженном ритме работают и санитары больниц и по-ликлиник. Ведь к обычной уборке помещений добавилась еще и неоднократная и тщательная дезинфекция.

— Санобработка на объектах системы здравоохранения проводится согласно СанПин с периодичностью три раза в день, — проинформировала Райфа Сафиоллинова. — Она включает проветривание помещений каждый час, также ежечасно обрабатываются антисептиком дверные ручки, стены, окна, подоконники, перила, кнопки лифтов, каталки, ручки носилок и так далее. Прием больных разделен на две зоны: красная — это фильтр, когда пациенты идут с жалобами на температуру тела, кашель и т. д., и зеленая — без этих признаков. В обеих зонах прием ведут разные врачи. Также идет кварцевание, ультрафиолетовое облучение воздуха, рециркуляторы установлены в холлах для очищения воздуха, антисептики для рук у входа и обязательная термометрия всех посещающих медицинское учреждение.

Врачи дают рекомендации для пациентов: при появлении симптомов инфекции оставаться дома. Но если такой пациент по незнанию все же приходит на прием, то на этот случай в медучреждениях региона отработан механизм экстренных действий.

— Небольшое подозрение на КВИ, мы сразу вызываем скорую помощь, — резюмирует Рая Рахимова.  — "Скорая" по определению (инфицированный, контактный, носитель) везет пациента в тот стационар, который соответствует поставленному диагнозу.

Наша рекомендация заключается в том, что ни один пациент с повышенной температурой не должен выходить из дома. В этом случае необходимо вызвать врача. Если причина температуры вам неясна или она сопровождается респираторными явлениями, если вы к тому же были в контактной ситуации по КВИ, то вызывать следует скорую помощь.

Подводя итоги, следует заметить, что труд медиков всегда нелегок и зачастую неблагодарен. А в нынешних обстоятельствах еще и безмерно опасен. Но несмотря на это люди в белых халатах стойко противостоят пандемии. И результаты их труда говорят без слов, ведь эпидемиологическая обстановка в Казахстане выглядит более благополучной по сравнению с другими странами мира. А что касается нашего региона, то количество случаев инфицирования COVID-19 в ВКО самое низкое по стране. И главная заслуга в этом принадлежит медикам.

Мира Круль

P.S. 11 мая Чрезвычайное положение в Казахстане было отменено. Несмотря на это, медики ВКО остаются настороже и работают в прежнем режиме. Это делается для того, чтобы не допустить распространения инфекции или ее повторной вспышки.

Также читайте