Мастер по работе с войлоком: о том, как добавить яркости в серые будни

22 ноября 2020, 10:48
Сейчас читают:
Мастер по работе с войлоком: о том, как добавить яркости в серые будни Мастер по работе с войлоком: о том, как добавить яркости в серые будни
Мастер по работе с войлоком: о том, как добавить яркости в серые будни
Лилия Ван уверена: всё зависит от восприятия. Если хочется что-то изменить в жизни – нужно начать с одежды

Для чего нужна шапка? Для поднятия настроения! В этом уверена Лилия Ван, рукодельница из Усть-Каменогорска. Уже несколько лет она творит из войлока самые разные изделия. Носки, жакеты, туники, платья, даже украшения. И, конечно, шапки самых неожиданных форм и ярких расцветок.

Лилия Ван признается:

— Не люблю однообразия, когда по улицам ходят одинаково одетые люди. Мне кажется это грустным. Будто все вокруг — одна серая безликая толпа.

Что сейчас носит каждый второй прохожий? Джинсы, темную куртку и неприметную шапку. Гораздо интереснее, когда человек выделяется среди окружающих. Для этого нужны яркие цвета, неожиданные формы, готовность к экспериментам. Не каждый решится надеть на себя шапку с рогами. Или красный берет с косичками.

Именно для тех, кто любит проявлять индивидуальность, Лилия Ван делает вещи из войлока. Конечно, речь не о традиционных валенках. Рукодельница изготавливает жакеты, платья, головные уборы и даже украшения из тонкого войлока. Мастерица умело соединяет шерсть с разными материалами шелком, вязанием, даже ирландским кружевом, стеклом и камнями.

Получается красиво и очень необычно.

Когда руки не знают скуки…

Забавно, но по образованию Лилия учитель биологии и химии. Правда, в школе она никогда не работала. После института ушла в декрет, а потом началась перестройка, "бардак" в стране…

— Я оказалась одна с маленькими детьми. И поняла, что ни один работодатель не горит желанием брать меня на работу. Понятно, что будут частые больничные, семейные проблемы, — рассуждает моя собеседница. — В общем, я начала искать варианты работы не по профессии. Стала вязать на заказ.

Интересно, что в детстве Лилия почти не держала в руках крючок и спицы. Она освоила вязание уже в сознательном возрасте. Училась по журналам, которые были всем доступны. Появились первые заказы, а с клиентами мастер быстро оттачивает навыки.

Сейчас Лилия берется за работы любой сложности. Было дело, связала даже свадебное платье для церемонии на пляже.

— Я вяжу уже 20 лет, — улыбается Лилия. — И шить умею. Но вот валяние стала практиковать лет шесть назад. Купила в магазине небольшой клубок шерсти. И он около года у меня просто лежал. Я не знала, что с ним делать, как к нему подступиться. А потом однажды напросилась в гости к одной валяльщице. Посмотрела на ее работу. Она дала мне в руки материал, и я, к своему собственному удивлению, сразу сваляла детские валенки. Это был настоящий восторг! Из ничего получилась готовая практичная вещь. И сам материал – удивительный, словно живой, со своим характером.

Начались эксперименты с войлоком. Лилия быстро поняла, что с шерстью никогда не знаешь, какой именно получится твоя вещь в итоге. В шитье или вязании можно воспроизвести точную копию какого-то изделия. С войлоком это невозможно. Даже если с одним и тем же материалом работают те же самые руки (то есть тот же мастер) все равно готовые вещи будут отличаться между собой. 

Цветотерапия

Лилия Ван научилась делать из войлока носки, варежки, жакеты, туники и платья. Готовила наряды для международных конкурсов и республиканских марафонов. И всегда в широком ассортименте у нее были шапки. На любой цвет и вкус, как говорится. Особенно рукодельница любит смелые и неожиданные модели. Например, шапка с рогами. Или шляпа с косичками. Есть ярко-красные головные уборы. Кто-то скажет, что это для Красной Шапочки, а кто-то будет уверен, что для Колдуньи. Всё зависит от настроения с утра.

— Каждый головной убор имеет свой характер, как и человек, — отмечает Лилия. — Когда они находят друг друга, происходит настоящее преображение! Я десятки раз слышала реплики – мол, мне вообще никакие шапки не идут. А потом этот человек на ярмарке примерит 10 – 15 разных моих изделий и неожиданно найдет ту самую шапку мечты! В такие моменты лицо человека буквально светится от счастья.

Удивительно, но на смелые эксперименты часто идут женщины старше 40 – 50 лет.

— Например, у меня есть очень популярная модель шапки с рогами, в народе ее называют шапкой Малефисенты, — рассказывает Лилия. — Я сделала не меньше 30 экземпляров таких головных уборов. Так вот, чаще всего такие шапки выбирали для себя женщины солидных профессий (например, адвокаты). Многим из них – далеко за 40 или даже за 60 лет. И в этом возрасте они с удовольствием примеряют неординарные шапки. Они не боятся выделиться из толпы. И не собираются никому объяснять свой выбор. Многие говорят, что в смелых и даже смешных шапках женщина чувствует себя моложе, веселее, красивее.

Интересно, то сама мастерица шапки почти не носит. Она и без них выглядит молодо и нестандартно. У Лилии на голове – дреды (спутанные в локоны волосы). А на них ни одна шапка не налезет, только капюшон. Впрочем, дреды не хуже шапок смелых моделей выделяют своего обладателя из толпы.

Сезон войлока

Осень и зима время уютной валяной одежды. Погода сама располагает к тому, чтобы примерить натуральный теплый материал.

— Раньше наши изделия можно было купить на ярмарках. Но сейчас, в период пандемии, ярмарки не проводятся. Все мастера от этого, конечно, страдают, — сожалеет Лилия. — Нам остается только развивать продажи через интернет. Но для этого нужны знания и даже в какой-то степени талант. Человек может быть гениальным мастером, но плохо ориентироваться в социальных сетях. Да и времени, сил на всё не хватает. Например, войлоковаляние — процесс очень трудоемкий. Он требует больших физических усилий. Устают не только руки, но и спина, ноги.

Лилия говорит, что если она работает над масштабной вещью – например, платьем, то шерсть приходится раскладывать на полу. И в этом случае почти вся комната оказывается занята. Шерсть в процессе работы дает сильную усадку – в полтора – два раза от первоначальных размеров.

— Я иногда объединяюсь с другими мастерицами, и мы вместе оптом заказываем с фабрики большую поставку материала, — делится Лилия. — Сейчас у меня дома лежит около 15 килограммов шерсти. Думаю, на пару лет должно хватить. У меня еще много задумок. Иногда в интернете мне попадаются на глаза фото совершенно невероятных, сумасшедших изделий. По сравнению с ними мои шапки и платья кажутся вполне обычными, даже традиционными.

Лилия уверена: всё зависит от восприятия. Если хочется что-то изменить в жизни нужно начать с одежды. Поменять стиль, цветовую гамму. И всё вокруг тоже начнет меняться.

— Я делаю магические вещи из волшебного материала, — убеждена мастерица. — Я верю, что мои изделия меняют к лучшему жизни тех людей, которые их носят. Знаете, в чем главное предназначение любой одежды или головного убора? Они должны дарить радость, позитивный настрой. Когда вы в яркой шляпе — вам уже невозможно испортить настроение!

Ирина Краскова
фото из аккаунта Инстаграм @Lilyvan

Также читайте