На одной из улиц Зыряновска под ногами валяется опасный яд
Размытые дороги в райцентре по осени подсыпали не щебнем, а промышленной фракцией. Один из горожан поинтересовался, насколько безопасен для здоровья такой способ ремонта. К ужасу жителя, предельно допустимая концентрация вредных веществ в дорожной пыли была превышена в сотни раз. Откуда взялся яд на улице Матросова? Есть ли угроза здоровью населения в других местах? Что предпринимается для ликвидации загрязнения, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Ремонт с сюрпризом
Проулок между улицами Матросова и Космодемьянской в Зыряновске размывает водой не первый раз. Четыре года назад жители уже отсыпали и выравнивали его за свой счёт. В сентябре 2018 года люди согласовали с городским акиматом ещё один подобный ремонт.
— Приехала машина, на борту которой было написано "ПК "Эксперимент", — рассказывает свою версию событий житель улицы Матросова Юрий Петров. — Высыпали три КамАЗа фракции. Сосед пригнал трактор, всё разровняли. Я 13 лет в шахте работал, знаю эту гадость на вид и по запаху. Позвонил акиму Зыряновска Передельскому. Он ещё в первый день обещал разобраться, но так всё и осталось.
Не удовлетворившись ответом местных чиновников, неугомонный зыряновец обратился к экологам из областного центра. Департамент экологии по ВКО отреагировал быстро. Буквально через три — четыре дня приехали специалисты и взяли пробы грунта с улицы Матросова.
Яд есть — и очень много
Результаты химического анализа фракции, которой отсыпали улицу, показали, что Юрий Дмитриевич не зря забил тревогу.
"Согласно протоколу испытаний проб почвы от 11.10.2018, образец насыпной фракции с полотна дороги в районе улицы Матросова, 98/1, содержит в своём составе компоненты: свинец, цинк, мышьяк в высоких концентрациях, — говорится в официальном ответе руководителя департамента экологии по ВКО Дмитрия Кавригина. — Это присуще составу отходов металлургической переработки руд цветных металлов. По сравнению с почвой наблюдается превышение по свинцу в 82 раза, по мышьяку — в 239 раз. Таким образом, насыпная фракция полотна дороги проулка между улицами Матросова и Космодемьянской наносит ущерб окружающей среде и представляет угрозу для жизни и здоровья населения."
По мнении Юрия Петрова, подобной фракцией давно уже отсыпают многие улицы Зыряновска.
Отвечали или нет?
Обращение зыряновца в департамент экологии наделало много шума. На улицу Матросова приезжала съёмочная группа телевидения, заснявшая отремонтированную столь странным образом дорогу. Местная полицейская служба Зыряновского РОВД, отвечая Юрию Петрову 15 октября, сообщила, что житель, который организовал отсыпку улицы, привлечён к административной ответственности за нарушение правил благоустройства.
Правда, на следующий день из акимата района последовала прямо противоположная информация.
"В марте 2018 года в паводок проулок на улице Матросова с гравийным покрытием был размыт талыми и дождевыми водами, — сообщает заместитель акима Зыряновского района Сергей Охременко. — Жителями улицы Матросова по согласованию с аппаратом акима города Зыряновска было принято решение об отсыпке размытого участка дороги с целью обеспечения безопасности дорожного движения и исключения травматизма пешеходов. В действиях гражданина Шавырина Е. и других жителей улицы Матросова нарушения Правил благоустройства населённых пунктов ВКО не усматривается."
Судя по этому ответу, в районном акимате о превышении предельно допустимой концентрации вредных веществ в промышленной фракции, которой отремонтировали дорогу, то ли не были осведомлены, то ли не брали это обстоятельство в расчёт.
Департамент экологии ВКО с этим не согласен и поясняет, что горожане, осуществившие отсыпку дорожного полотна, всё же были привлечены к административной ответственности по статье 505, части 1 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях". Источники в данном случае явно противоречат друг другу.
Единичный случай
А как быть с тем, что, по мнению Юрия Петрова, опасной фракцией могли быть засыпаны промоины не только на его улице?
"На настоящий момент выявлен и зафиксирован единичный случай самовольной отсыпки проулка на улице Матросова данным материалом, — отвечает 16 ноября аким города Зыряновска Константин Передельский. — По этому факту акиматом подано отношение в РОВД города Зыряновска с просьбой провести следственные мероприятия и привлечь виновных к ответственности согласно законодательству Республики Казахстан. Прошу всех жителей города не отсыпать самовольно ямы, канавы и так далее. О случаях самовольной отсыпки сообщать участковому или в РОВД города Зыряновска."
Но позвольте! Ровно за месяц до этого в письме заместителя акима района сообщалось, что ремонт улицы был согласован жителями с городскими властями. А теперь получается, что именно на них пытаются возложить всю ответственность за появление опасного вещества на дороге?
Юрий Петров выражает сомнение и в том, что яд был высыпан только на его улице:
— Почему они говорят о единичном случае? Потому что люди не обращаются. Надо писать заявление в департамент, вызывать специалистов. Возьми сейчас пробу в других местах, где это рассыпано, — считаю, что там будет то же самое.
Молва нашла виновного
Пока власти города и района пытаются выяснить, кого и за что привлекать к ответственности за происшедшее, жители для себя уже всё решили и назначили виновником руководителя организации, которой принадлежал грузовик. По словам предпринимателя, такое поспешное решение создало ему массу проблем.
— Я поначалу сам был ошарашен, — излагает свою версию руководитель ПК "Эксперимент" Марат Нагибаев. — Потом начал выяснять. Жители этого околотка собрали деньги, где-то с кем-то договорились. Кто-то им это привёз. А мы 7 сентября отпустили 40 тонн фракции Алтайэнерго для отсыпки подстанции в Старом городе. Каким-то образом этот приходный ордер попал к жителям улицы Матросова. Сейчас следствие ведёт прокуратура, так что выводы делать ещё преждевременно. Но когда оно закончится, я сам хочу подать в суд — за клевету!
Марат Дюсупович уверяет, что разговаривал со своими водителями. Все отрицают, что возили фракцию на эту улицу. К тому же, по его словам, в том карьере, где он добывает инертный материал, такого превышения вредных веществ быть попросту не может.
— Мы два года разведку этого участка делали, — говорит он. — И химические пробы брали, и физико-механические, и опытные образцы. Два — три тома исследований: проект разведки, проект разработки. Все этапы прошли, пока узаконили свою деятельность. Заключение подписали все инстанции, включая департамент экологии ВКО.
Марат Нагибаев поясняет, что материалы с этого участка его фирма поставляет главным образом организациям, а не частным лицам. Наличие вредных веществ в грунте на улице Матросова он объясняет тем, что они могли там присутствовать еще задолго до того, как туда попала фракция из его карьера.
— Насколько я ситуацию прояснил, четыре года назад эту дорогу уже отсыпали, — говорит предприниматель. — В то время мы ещё не работали с этим карьером. Тогда вполне могли привезти что-то. А в этом году погрузчик, планируя дорогу, мог перемешать всё это. У меня только такое объяснение. Материал, который лежит у Петрова, к нам никакого отношения не имеет.
Чтобы очистить свою деловую репутацию, Марат Нагибаев, по его словам, сам увёз образцы со своего участка в лабораторию. Анализ, по его версии, не показал в пробах мышьяка. Строительная фирма, которой руководит предприниматель, действует в Зыряновске уже 29 лет. Карьер, где ПК "Эксперимент" берёт материал, начал разрабатываться в 2016 году.
— Мы не продавали эту фракцию жителям, — заявляет директор фирмы. — У нас ни по бухгалтерии отпуск не проходил, ни корешка у людей нет. У человека, который получает материал, должна быть на руках накладная от нас, приходный ордер. А эта бумажка месячной давности отношения к делу не имеет. Я ведь житель Зыряновска, 60 лет здесь прожил. Неужели я стану свой город травить?
Что будет весной?
Среди большого числа разноречивых версий на сегодня очевидным представляется только одно: в проулке между улицами Матросова и Космодемьянской действительно лежит на дороге отрава. И убирать её по осени никто не стал. Есть ли подобная фракция в других местах, сейчас тоже невозможно определить.
— Засыпало снегом — да и все дела! — сокрушается Юрий Петров.
Городские власти проигнорировали вопрос корреспондента о том, что предпринимается для ликвидации последствий промышленного загрязнения. Ни один из официальных ответов, полученных Юрием Петровым, также не содержит информации об этом. А что будет, когда растает снег? Талые воды понесут отраву дальше — в огороды жителей. Она продолжит фильтроваться в почву, смешиваясь с грунтовыми водами.
Неужели участников этой странной истории такая перспектива не волнует?
Ирина Плотникова