Первый казахстанский: история в лицах
9 декабря автосборочному заводу "АЗИЯ АВТО" исполняется 15 лет. Именно с усть-каменогорского предприятия в 2002 году началась летопись казахстанской автоиндустрии. О первых страницах истории становления отрасли знают немногие — те, кто стоял на передовой, в прямом смысле строил тогда еще будущее отечественного автопрома. Первая женщина из первой десятки в преддверии юбилейной даты поделилась драгоценными воспоминаниями о событиях, происходивших в Усть-Каменогорске в начале нулевых.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА ИЗ ПЕРВОЙ ДЕСЯТКИ
Ольга Ивановна Прудникова — директор по строительству "АЗИЯ АВТО", благодарит судьбу за тот жизненный поворот, который привел ее на автосборочный завод "АЗИЯ АВТО". Здесь она смогла в полной мере раскрыть свои способности, получила возможность трудиться на интересной работе, участвовать в большом общем деле. Хоть жизнь предоставляла ей разные варианты выбора. Выпускница городской школы № 34 хотела стать журналистом, но судьба распорядилась иначе — она с отличием окончила Строительно-дорожный институт по специальности "инженер-строитель" в родном Усть-Каменогорске.
Начинала трудовую деятельность начальником отдела кадров в комбинате питания № 7, потом в городском отделе жилищно-коммунального хозяйства инженером по надзору за строительством. А в 2001 году в жизни Ольги Ивановны наступает новый поворот.
— Моя подруга Ольга Родионова ушла работать в "БИПЭК АВТО". Компания уже тогда пользовалась большой известностью и популярностью в городе. Ольга и сообщила, что будет возводиться новый автозавод и требуются специалисты строительных профессий. В апреле 2001 года я подала документы на конкурс, а 7 мая 2001 года началась моя деятельность на заводе. С моим приходом весь коллектив насчитывал десять человек.
Задача — построить лучший завод
Итак, 7 мая 2001 года. Новоявленный инженер по надзору в строительстве Ольга Прудникова пришла на ещё несуществующий автосборочный завод. Его предстояло построить. Ольга Ивановна понимала, что название ее новой должности чисто номинальное и ей придется заниматься всем, что касается строительства. И от этой мысли только еще сильнее захватывало дух!
— Наш малочисленный и сплоченный коллектив был просто замечательный. Я была единственной женщиной и сразу почувствовала особое, бережное отношение к себе. Все, кто входил в эту первую заводскую десятку, меня буквально очаровали: Борис Григорьевич Савиных, Борис Григорьевич Аксенов, Виктор Николаевич Лаптев, Юрий Сергеевич Петраков, Александр Петрович Вавилихин, Александр Владимирович Акулов.
Ольга Ивановна вспоминает, каким был быт тех дней
— Мы находились в нынешнем здании административно-бытового корпуса. Цех был в ужасном состоянии. Стояли еще старые, машзаводские станки, кругом горы мусора, металла. Крыша здания оказалась проваленной, в дыры залетали голуби. Такое состояние в цехе было примерно до августа. С 1 августа 2001 года начали прием людей. Занялись расчисткой. Разбитые окна временно закрыли листами ДВП. Начали ремонт крыши. Решались самые первоочередные задачи — чтобы в цех не попадала вода, и можно было работать с наступлением осени и холодов.
Самые насущные текущие задачи не могли заслонить собой главного — нужно было определиться, каким же будет завод. Активно велись переговоры с потенциальными поставщиками строительных материалов, оборудования, будущими подрядчиками. Представители этих фирм приезжали, смотрели цех, давали свои рекомендации. Общаться с ними было очень интересно. И даже языковой барьер не был помехой.
Работа была очень интересной и разнообразной. Приходилось заниматься вопросами планирования, организационными делами, расчетом затрат и прочими финансовыми вопросами. Вот в этом многообразии и состоял главный интерес.
Ольга Ивановна помнит, как на завод поступил конвейер
— Пришли вагоны с разобранным конвейером. Разгрузкой руководил Олег Переправин. Разгружали своими силами, участвовали практически все. Оборудование в ящиках расставляли в будущем цехе испытаний. Работали до 12 ночи, старались побыстрее разгрузить.
НАС ВСЕХ ОБЪЕДИНЯЛ НЕПОВТОРИМЫЙ ДУХ ЕДИНОЙ КОМАНДЫ, КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА РЕШАЕТСЯ ВАЖНАЯ, ИНТЕРЕСНАЯ И НЕИЗВЕДАННАЯ ЗАДАЧА.
Наверное, главный показатель, что практически все, кто был в числе первых, остались на заводе до сегодняшнего дня.
К осени начала формироваться неплохая команда управленцев, пришли новые люди.
— Обычно утром проходила оперативка. Игорь Константинович Воробьев, Дмитрий Юрьевич Павлов, другие специалисты и руководители обрисовывают свое видение какого-то объекта. Через некоторое время проектировщики уже выдают нам лист с чертежом, и мы, строители, идем воплощать это в реальность. Технической документации было процентов на 30 от общего объема работы. Творческий процесс не прекращался ни на минуту. Технические решения порой принимались импровизированно. Бывало, даже написать не успевали. Огромную роль сыграл опыт собравшихся на заводе специалистов. Сформировать такую высокопрофессиональную команду — большое искусство. И подрядные организации приглашались самые лучшие, проверенные.
И конечно, Анатолий Михайлович Балушкин. Нас всех поражала удивительная мудрость этого еще 30-летнего человека. А еще — неутомимая энергия. И в то время, и сейчас он проявляет непоколебимую уверенность в том, что все намеченные цели будут достигнуты. Тогда, на заре заводской истории, только благодаря его уверенности мы все вдохновились этим проектом. А ведь многим сложно было представить, что на месте разрухи через два года возникнет красавец-завод! Он настолько дальновидный человек, так умеет видеть перспективу, что просто диву даешься! Он главный вдохновитель и организатор!
Ольга Ивановна вспоминает трудовые будни самого горячего этапа строительства завода
"ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА — МЫ СТРОИМ ЗАВОД, КОТОРОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ВСЕМ ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ЗДЕСЬ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ".
И эту задачу понимали все. Несмотря на то что условия поначалу были непростые.
— На первых порах, конечно, было тяжело. Работали и по субботам, зачастую и в воскресенье. Выходили на субботники все, независимо от должности, все управленцы помогали в расчистке от мусора. Никто не жаловался, наоборот, атмосфера была приподнятая, дружная.
Итак, осенью 2001 года проектная документация по сборочному цеху в основном была готова.
— Зимой началась заливка бетона. Несмотря на мороз, в цехе было 10 градусов тепла. Энергетическая служба создала все условия для работы. В зимнее время бетонные заводы не хотели работать, даже гравий замерзал, но мы все-таки залили бетон. А потом началась уникальная работа по наливным полам, впервые в Казахстане полы делались по немецкой технологии. Мы сделали все сами, нам только показали как.
Костяк чисто строительных специалистов сформировался прекрасный! Валерий Николаевич Кузьменко, Юрий Васильевич Трубицын, Александр Васильевич Туров, Галина Алексеевна Лялина, Владимир Васильевич Коротков. Они сразу создали высокую планку качества и требовательности. Да, строить нужно было быстро, время поджимало. Но требования к качеству всегда были на первом месте.
Последние дни перед официальным запуском конвейера и сам запуск — это, конечно, особые воспоминания.
— Перед открытием завода уборкой занимались все. Лично я отмывала входную группу, каждую плиточку. Честно говоря, я ни до, ни после этого больше в таком объеме и с таким старанием ничего не мыла. У всех руководителей были рации, и я помню, что раздавались и крепкие слова. Время было такое, горячее. Мы все долго шли к этому моменту, ждали его, и нельзя было допустить, чтобы какие-то мелочи могли испортить праздник.
Наступило 9 декабря 2002 года. К нам приехал председатель Совета директоров ВАЗа Каданников. Гостей встретил готовый идеальный цех. Наверное, они не ожидали увидеть такое великолепие.
НАС ВСЕХ ОХВАТЫВАЛО ЧУВСТВО ГОРДОСТИ. ЭТО БЫЛ НЕ ПРОСТО КРАСИВЫЙ ЦЕХ, ЭТО БЫЛ РЕЗУЛЬТАТ НАШЕГО ТРУДА! МЫ СМОГЛИ ЭТО СДЕЛАТЬ! А КОГДА С КОНВЕЙЕРА СОШЕЛ ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ – ЭТО БЫЛ НЕВЕРОЯТНЫЙ ПРАЗДНИК!
В феврале 2003 года нашу первую машину продали с аукциона. Торги тоже стали праздником, все было так красиво и торжественно. Пусть это была не иномарка, но это наша первая машина, наше детище. Я до сих пор помню этот прекрасный день и чувства, переполнявшие всех нас!
О заводе и коллегах Ольга Ивановна может говорить часами. Невольно завидуешь человеку. Ведь это так важно — чувствовать себя единым целым со своим делом. Тысячи людей лишены этого ощущения, ходят на работу ради необходимости, от сих до сих. Среди ветеранов завода "АЗИЯ АВТО" такие не встречаются. У всех блеск в глазах, когда они говорят о работе, о своем родном заводе.
— К нам приезжают из разных государств. И мы всех гостей встречаем с улыбкой, радушно, проводим экскурсию, общаемся. Все это совершенно искренне. Это общение потом помогает в работе, завод обрастает связями, знакомствами. Что интересно — заводу уже пятнадцать, а все гости, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья смотрят как на диковинку. Вот какую планку мы сразу поставили и одолели!
Не жалеет ли Ольга Прудникова о том повороте судьбы, который она сама сделала летом далекого 1982 года
— Нисколько не жалею. Мне везет в жизни. Я встретила столько интересных, хороших людей, столько познала нового благодаря этим встречам. Я поняла, что можно любить свою работу. Каждый день в 7 часов утра я хочу поскорее попасть на работу, хочу работать! Здесь, на заводе самая лучшая команда, самая профессиональная, компетентная, забористая, задиристая и в то же время самая человечная. Конечно, есть ситуации трудные, есть проблемы, но они решаются. И движение у нас только вперед. Здесь видишь конечный результат, знаешь, что есть в этом результате твой труд. У нас достойно оценивают работу. Здесь гордишься всем коллективом и радуешься своим успехам. Здесь каждый день познаешь новое. Здесь живешь полноценной жизнью! А это самое главное!