Почему в Усть-Каменогорске всё ещё не решена проблема нехватки парковок?

3 января 2020, 5:19
Сейчас читают:
Почему в Усть-Каменогорске всё ещё не решена проблема нехватки парковок? Почему в Усть-Каменогорске всё ещё не решена проблема нехватки парковок?
Почему в Усть-Каменогорске всё ещё не решена проблема нехватки парковок?

Расширение проезжих частей в областном центре превращается в некую тенденцию. Обновленные дороги словно приглашают горожан сесть за руль личного транспорта и с комфортом добраться до нужного места без пробок и заторов. Но в конце пути водителей ожидает неприятный сюрприз — острый дефицит парковочных мест.

Как ранее сообщал начальник отдела дорожно-технической полиции ДП ВКО Сергей Коваленко, Усть-Каменогорск по существующим нормативам рассчитан на 40 000 автомобилей. Но на данный момент в областном центре зарегистрировано уже 106 844 машины. Несмотря на то что в течение последних пяти лет значительного роста числа авто не наблюдается, из-за высокой плотности застройки не получается адаптировать город даже под этот устойчивый показатель.

Для людей, но не для всех

В 2019 году в рамках среднего ремонта и реконструкции автодорог было увеличено количество полос движения на проспекте Ауэзова, улице Серикбаева и частично на проспекте Сатпаева. А на улице Потанина полосы движения стали шире.

На 2020 год запланировано расширение оставшихся участков, завершение реконструкции улицы Тогас, расширение и преобразование в двухстороннюю автодорогу проспекта Шакарима, — добавила заместитель акима города Усть-Каменогорска Тамара Рахимжанова.

Таким образом, самыми широкими дорогами с двухсторонним движением на сегодняшний день являются проспекты Сатпаева и Ауэзова. Целых восемь полос — и все это на благо автолюбителей. Но стоит взглянуть на ситуацию под другим углом, и мы увидим заставленные машинами дворы, а также нехватку парковочных мест рядом с часто посещаемыми коммерческими, общественными и социальными объектами.

Рядом с детским садом на набережной имени Е. П. Славского, 20/1, куда ходит мой ребенок, утром складывается ужасная ситуация. Большинство родителей привозят детей на машинах. Но парковки рядом с садиком нет. Есть только стандартный дворовый кармашек, не рассчитанный на такой наплыв автомобилей. Люди паркуются где могут, — жалуется жительница города Лилия. — А когда пытаешься между всех этих машин пробраться к главному входу, тебе еще и сигналят, всячески выражая свое недовольство.

В городской администрации людей спешат успокоить: выход есть. Но с оговоркой на то, что утопающие должны спасти себя сами.

При составлении проектов ремонта и реконструкции дорог проектировщиком учитывается необходимость обустройства парковочных карманов в непосредственной близости от мест активного посещения — коммерческих объектов или общественных учреждений. Кроме того, предпринимателями города может проводиться самостоятельное обустройство парковок при условии обязательного согласования работ с отделом архитектуры. Расширение парковок вблизи государственных учреждений при необходимости рассматривается отдельно, — пояснили в акимате. — Касательно ситуации с парковками во дворах сообщаем, что владельцы квартир также вправе согласовать и обустроить необходимые им парковочные зоны во дворах.

Модернизацию дворовой территории действительно можно организовать самостоятельно. Но проблема заключается в том, что платить за это жителям многоэтажного дома придется из собственного кармана. Для водителя со стажем расширение парковочной зоны, безусловно, станет подарком. А вот многодетная мама, которая проживает в этом же доме, не имеет машины и ежедневно гуляет во дворе с детьми, модернизации едва ли порадуется. Как найти компромисс?

Стоит отметить, что областной акимат ведет определенную работу в этом направлении.

В рамках инициированной акимом области программы "Мой двор" ежегодно проводится реконструкция части дворов города. Перед проведением работ с жильцами двора согласуется проект. При желании жильцов в проект вносят парковочные зоны и расширение внутридворовых проездов до шести метров. В 2019 году расширение выполнено в 22 из 25 реконструируемых дворов, — рассказала Тамара Рахимжанова.

Однако до полного преображения города еще очень далеко.

Подсадили на колёса

Изыскать места и средства для организации в областном центре достаточного количества парковочных зон для городской администрации пока не представляется возможным. Но и контролировать автомобильный трафик на данный момент практически нереально. Ведь пользоваться машинами горожан вынуждают проблемы с автобусами. Как передвигаться по городу, если достойная альтернатива личному транспорту отсутствует?

Раньше я даже думать боялась о том, чтобы водить машину. У нас в семье за рулем всегда муж, — рассказывает жительница Усть-Каменогорска Екатерина Геннадьевна. — Но этой зимой я задумалась о том, чтобы пройти обучение в автошколе и поговорить с супругом о приобретении второй машины. Ведь муж не всегда может отвезти меня на работу или успеть забрать ребенка из садика. А ждать автобус по 30 минут на морозе, да еще и с ребенком — это выше моих сил.

Со всеми вытекающими

Машины, оккупировавшие дворы и прилегающие к многоэтажкам территории, создают неудобства не только жителям жилых домов. Автомобильное засилье еще и парализует работу городских служб.

По словам заместителя главврача Станции скорой медицинской помощи Гульнар Текильмановой, проблемы возникают и у медработников. Экипаж "скорой" порой просто не может доехать до нужного подъезда.

Особенно сложно с вызовами в район Стрелки и группами домов на КШТ. Обычно, если негде припарковаться, водитель высаживает бригаду и пытается найти удачное место, в то время как бригада идет пешком, — объясняет Гульнар Санатбековна. — Или же тот, кто вызывал скорую помощь, начинает договариваться с соседями, чтобы они отогнали машины. Ведь иногда человека нужно нести на ручных носилках, и "скорая" должна быть как можно ближе. В некоторых случаях мы даже сотрудничаем с полицией: можем позвонить и сказать, что въезды во двор заблокированы машинами и добраться до адреса не получается.

Но Гульнар Текильманова отмечает, что проблема не теряет актуальности уже много лет, а какого-то эффективного решения найдено так и не было.

Припаркованная вереница авто частенько мешает проехать многотонным автоцистернам пожарных машин. Специалисты пожарной части, что находится на Самарском шоссе, поделились трудностями своей работы.

Мы обслуживаем микрорайон КШТ. Время в пути до места возгорания занимает до восьми минут. И это с учетом пробок. А вот проезд по дворам зависит от загруженности автотранспортом, — рассказывает начальник пожарной части № 8 капитан гражданской защиты Жарас Магулов. — Часто из-за припаркованных авто не удается близко подобраться к очагу. В некоторых случаях расстояние достигает нескольких десятков метров. И тогда пожарные вынуждены пользоваться дополнительными рукавами. При этом длинная магистраль влияет на напор воды, то есть отрицательно отражается на скорости тушения огня.

Припаркованные вдоль обочины авто мешают и работе коммунальных служб. Снегоуборочные машины просто не могут эффективно чистить дороги и вывозить снег, так как препятствия в виде машин приходится объезжать. Городские власти в данном вопросе неумолимы и призывают на помощь эвакуаторы. Аким областного центра Жаксылык Омар сообщил, что 24 декабря было эвакуировано восемь автомобилей, препятствующих уборке снега.

От сложившейся ситуации страдает даже бизнес. Ведь, как сообщил директор палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий, исторически сложившаяся плотность застройки Усть-Каменогорска не позволяет организовать дополнительные парковочные места на многих объектах бизнеса, вследствие чего прослеживается косвенная зависимость величины потока клиентов от обозначенного фактора.

А ведь согласно пункту 1 статьи 14 Закона РК "Об автомобильных дорогах", планирование развития улично-дорожной сети населенных пунктов осуществляется соответствующими местными исполнительными органами с обязательным выделением земель для организации стоянок и парковок транспортных средств.

Ещё один сюрприз

В 2019 году проблема обрела новые формы. 17 октября аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар поручил подчиненным провести ревизию дворов и выявить незаконно установленные гаражные боксы.

Земельным законодательством и законодательством в области архитектуры и градостроительства не предусмотрено предоставление земельных участков под такие временные объекты, как металлические гаражи, — сообщил временно исполняющий обязанности руководителя отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства Муратхан Сагатов. — Ввиду чего демонтажу и вывозу подлежат установленные без правоустанавливающих документов и не введенные в эксплуатацию гаражи.

Руководитель градостроительного ведомства отметил, что в большинстве случаев такие боксы размещены на территориях жилых домов, которые могут использоваться только для установки объектов благоустройства - малых архитектурных форм, скамеек и детских площадок.

Власти сообщили, что владельцев гаражных боксов уведомят о необходимости вывоза имущества посредством расклейки объявлений. Но вот о том, куда хлынет поток машин, оставшихся буквально на улице, никто не уточнил.

24 декабря в ходе встречи с журналистами Жаксылык Мукашевич подвел черту под спорным вопросом. Градоначальник сообщил, что в городском бюджете средств на организацию парковок просто нет. И различные ухищрения в виде многоуровневых и подземных паркингов, которые в разные годы позиционировались как спасение для города, могут быть реализованы исключительно прогрессивными предпринимателями. Акимат же подобные проекты финансировать не будет.

Елизавета Седых, Олег Крук
Фото Виктора Абакумова

Также читайте