Почему люди не доверяют медицинской информации по COVID-19?

18 июля 2020, 11:36
Сейчас читают:

Как всякое СМИ, YK-news.kz черпает информацию из проверенных официальных источников. В частности, сведения по количеству зараженных, умерших и вылечившихся от COVID-19 поступают к нам с официального ресурса Министерства здравоохранения РК, чья статистика до сих пор дает нам сравнительно благополучную картину эпидемиологической обстановки в ВКО. Но неожиданно 8 июля руководство области озвучивает шокирующие данные: в регионе 82 человека умерли по причинам, так или иначе связанным с КВИ!

Заявление акима ВКО имело эффект разорвавшейся бомбы и вызвало шквал возмущенных комментариев восточноказахстанцев в социальных сетях. Здесь мы приводим только самые впечатляющие из них (стилистика и пунктуация сохранены).

"Почему вы обманываете народ? В статистике написано от КВИ в ВКО умерло 25 человек", — недоумевает в паблике Instagram некая Карлыгаш Сибитова.

Там же пользователь под ником "ser.1620" выражает беспокойство по поводу информированности властей:

"Кто даёт лживую информацию акиму Ахметову Д.? А он как ребенок верит".

Некто alyonadeshina81 вопрошает:

"А может правительству нужно задуматься о том, что лечить нечем? А не статистику вести, которая однозначно НИКАКАЯ. Цифры — с потолка, в реальности никто и ничего не знает".

В Facebook Елена Савчук обозначила свою точку зрения на проблему:

"Вопрос в данном случае не в неверии населения, а в том, как ведется информационная работа — не только в приведении данных статистики, но и разъяснительная работа с людьми. Главная профилактика — разъяснение людям на конкретных примерах механизмов диагностики и лечения, которые применяются у нас в ВКО, а не в Италии".

Позже официальные источники объявили о смерти от КВИ двух известных и уважаемых людей — талантливого хирурга из Университетского госпиталя Семея Бекжана Буланова и начальника управления полиции Даура Ибраева. Обоим покойным было чуть за сорок.

Также в последние недели в Казахстане стала появляться информация о кончинах других публичных личностей. Зачастую причиной смерти официально объявляли не коронавирус, а атипичную двустороннюю пневмонию. Иногда люди на улицах и в общественном транспорте обсуждают родственников и знакомых, попавших в больницу, а порой и умерших, и мы опять же мельком слышим диагноз — воспаление легких.

Недавно Минздрав опроверг инсинуации посольства КНР о том, что в Казахстане наряду с COVID-19 распространяется якобы еще и вирусная пневмония неизвестного происхождения, последствия которой еще более разрушительны. Чиновники от медицины возмутились: никакой из ряда вон выходящей пневмонии, мол, у нас нет! Китайцы признали ошибку и извинились, а у казахстанцев остались вопросы.

Если это так, то почему у нас в данных медицинской статистики летальные исходы разделяются на три категории: смерти от коронавируса, от атипичной пневмонии и от сопутствующих заболеваний? К слову, по сведениям ВОЗ, от самого заражения КВИ не умирают, летальные исходы наступают именно от осложнений, обостряющих хронические заболевания и приводящих к пневмонии. Тогда на каком основании эти смерти считают отдельно?

То обстоятельство, что случаи атипичной пневмонии в Казахстане обойдены местной статистикой по COVID-19, вызывает недоумение и у медработников. Недавно маститый отечественный нейрохирург Мынжылкы Бердиходжаев призвал Минздрав "прекратить играть со статистикой" и классифицировать такие случаи как коронавирус.

Может быть дело в том, что включение в официальные данные смертей от атипичной пневмонии, не подтверждённых результатами исследования ПЦР, резко увеличит количество заболевших и умерших и испортит показатели? Это может случиться, поскольку по информации того же Минздрава за полгода в Казахстане от пневмонии скончалось большее количество людей, чем за весь прошлый год. А 11 июля министр здравоохранения Алексей Цой заявил, что только за первую неделю второго летнего месяца в Казахстане было зарегистрировано 56 809 случаев этой болезни.

— Идет резкий рост количества больных. Есть пневмонии вирусные — их 7 348, бактериальные пневмонии — 9 759 и вирусные пневмонии неуточненные, которые имеют схожее течение с коронавирусом, их количество равно 39 702 случаям, — пояснил он. — В этом году возросла смертность от пневмонии. За первое полугодие от этой болезни скончались 1 772 человека, тогда как за весь прошлый год умерли 1 780 казахстанцев.

О происходящем высказался и президент страны Касым-Жомарт Токаев. Он назвал ситуацию с "неизвестной пневмонией" "чрезвычайной" и поручил министру здравоохранения принять меры.

По данным же областного управления здравоохранения, приведенным его руководителем Илиясом Мухамеджаном на онлайн-брифинге, состоявшемся 15 июля, в ВКО смертность от пневмонии снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,3 процента.

— За первое полугодие 2019 года было пролечено 5991 человек, показатель летальности составил 114 случаев, — сообщил он. — С 1 января текущего года по настоящий момент пролечено 4937 человек, а показатель летальности 79 человек.

Возникает вопрос: где истина в этом ворохе противоречивой информации?

Как бы там ни было, странная казахстанская статистика вызвала пристальное внимание и мирового медицинского сообщества. ВОЗ считает, что имеющиеся случаи пневмонии в Казахстане "были просто неправильно диагностированы".

— Органы здравоохранения проверяют проведенные тесты и качество тестирования, чтобы убедиться в отсутствии ложно­отрицательных тестов, — отметили в организации.

Видимо, результаты проверок озадачили и самих чиновников, потому что Минздрав Казахстана отправил запрос в ВОЗ и теперь ждет ответа по вопросу включения случаев атипичной пневмонии в официальную статистику по COVID-19.

— Мы сейчас ведём переговоры с международными организациями, Всемирной организацией здравоохранения. На сегодняшний день по рекомендациям ВОЗ в статистику идут только случаи, имеющие положительный результат ПЦР-теста. Мы прорабатываем данные. Сделали запрос, в ближайшее время получим ответ от ВОЗ и путём переговоров придём к тем данным, которые необходимо учитывать. У каждой страны свой путь в статистике и учёте, мы его хотим привести в единообразие, двигаться вместе со всеми странами, — отметила вице-министр здравоохранения Людмила Бюрабекова.

Противоречивая информация рождает непонимание и недоверие. Мы надеемся, что в ближайшее время статистика по COVID-19 в нашей стране будет приведена в порядок и потрясения, подобные тому, что случилось 8 июля, в дальнейшем обойдут нас стороной.

Мира Круль

Также читайте