Про подводный мир, опасную работу и равные числа
Всем известно, чем занимаются водолазы-спасатели. Но мало кто знает, что есть и другая категория подводных работников. Работа промышленного водолаза — это тяжелый и опасный труд. Что побуждает молодых мужчин углубиться в подводное строительство и заставляет их ежедневно подвергать свою жизнь опасности, выяснял корреспондент YK-news.kz.
Семейный подряд
Для Владимира Дроздова выбор профессии не был случайным. Когда два его старших брата занялись водолазным делом, он тоже решил попробовать. И затянуло: вот уже десять лет Владимир работает в обслуживании подводных сооружений.
— Перед тем как попасть в сферу подводного строительства, попробовал многое. Я очень рано начал самостоятельную жизнь. Сразу после школы отправился в "свободное плавание", — улыбается мужчина. — В 17 лет уехал в Краснодар строить свою жизнь. В незнакомой стране рассчитывать остается только на себя. Чтобы выживать, брался за любую работу. Меня никакой труд не смущал, не пугал. Хватался за все подряд. Начинал с разнорабочего, потом стал бетонщиком, плотником, газоэлектросварщиком. Какое-то время даже в морге работал — это, конечно, было что-то. Причем, иногда менял места работы просто из любопытства. И весь приобретенный опыт пригодился мне в моей нынешней работе.
Поиск себя и подходящей профессии продолжался четыре года, пока братья Владимира не предложили ему тоже стать водолазом.
— Согласился, не раздумывая, и вернулся в Казахстан. Но не оттого, что в России не понравилось. Мне просто очень захотелось узнать, каково это работать под водой, — вспоминает Владимир. — Свой первый спуск помню очень хорошо. Страха почему-то не было вообще. Только интерес. Погрузился — и как будто в другой мир попал, своеобразный, загадочный. Наверное, нечто подобное испытывают космонавты при отсутствии гравитации, потому что под водой как в невесомости. Очень впечатлился тогда. И, кстати, по сей день не перестаю удивляться и открывать каждый раз что-то новое в своей работе. На глубине чувствую себя прекрасно, словно нахожусь в маленькой подводной стране или даже в ином измерении. Работа успокаивает, ощущаю себя в своей среде. Если уместно так выразиться, как рыба в воде.
Рабочие часы
Трудовое время подводных работников исчисляется по-особенному.
— Стаж работы водолаза измеряется не годами, а часами, проведенными под водой. Сейчас у меня наработано более 1 500 часов. Когда "подводное" время достигает 3 500 часов, водолаз выходит на пенсию. Приблизительный возраст водолаза-пенсионера 40 лет, — поясняет Владимир Дроздов.
Работа водолазов-строителей является отдельным направлением и не связана с деятельностью водолазов-спасателей.
— У спасателей совершенно другая работа. И я им, честно говоря, не завидую, — качает головой мужчина. — Ну, вот представьте, они разыскивают утонувшего человека. В воде человеческое тело меняется до неузнаваемости, обезображивается. И внезапно увидеть такое перед собой — очень страшно. Нужно иметь просто железные нервы. Я не горю желанием менять квалификацию на спасателя. Все-таки, я считаю, наша работа спокойнее.
Промышленные водолазы трудятся, как правило, на стратегических объектах. В основном это крупные гидротехнические сооружения — ГЭС, насосные станции, водоканалы. Поэтому такая работа подразумевает довольно длительные командировки. Условно деятельность можно разделить на строительную и восстанавливающую. При этом под водой выполняются те же работы, что и на суше.
— Можно провести аналогию со строительной бригадой, — объясняет брат Владимира Николай. — Например, у каждого сотрудника на стройке свои задачи. Кто-то сваркой занимается, кто-то кирпич, допустим, готовит и так далее. Под водой все эти работы выполняет один человек, поскольку в каждое погружение отправляется только один водолаз. Поэтому водолаз-строитель — это своего рода "универсальный солдат". Он обладает навыками всего спектра строительных работ: бетонирование, сборка арматурного каркаса, опалубка... Под водой невозможно разделить обязанности. Все на равных.
Весомый аргумент
К спуску водолаза готовят четыре человека. И это неудивительно. Вес снаряжения достигает одного центнера. Стоит потрудиться, чтобы надеть такое обмундирование.
— В зависимости от глубины, на которой работает водолаз, различаются легкое и тяжелое снаряжения. Полный вес тяжелого снаряжения, например, трехболтовки* — 92 килограмма. Легкое весит около 50-60 килограммов. Для сравнения, снаряжение спасателя весит порядка 30 килограммов, — поясняет Владимир.
* Трехболтовка — вид тяжелого водолазного снаряжения. Назван так водолазами из-за шлема, который крепится на экипировке с помощью трех болтов.
Кроме этого, под костюм надевают очень теплое шерстяное белье. Это предохраняет водолаза от переохлаждения — обычно температура воды составляет 4,5 градуса тепла. Стоит отметить, что зимой при 30 градусах мороза водолазам работать запрещено. В то же время, если на термометре минус 29, погружения разрешаются. Однако иногда водолазам приходится работать и в экстремально жарких условиях.
— На водоемах ТЭЦ вода может нагреваться до 28 – 37 градусов тепла. При такой температуре работать небезопасно. В этом случае время погружения составляет не более 15 минут, — уточняет Владимир.
В целом, время пребывания водолаза под водой зависит от глубины, на которую необходимо погрузиться.
— Максимальная глубина, на которую мне доводилось опускаться — 46 метров. Чтобы было понятно, здание в девять этажей — около 35 метров, — говорит Владимир.
Помимо увесистых одежек водолазу приходится иметь дело с довольно тяжелым инструментом. Средний вес перфоратора приблизительно 16 килограммов. Под водой вес орудий и экипировки частично компенсируется. Но во время работы приходится преодолевать сопротивление воды, что делает движения более скованными. Очевидно, что физическая выносливость — одно из главных качеств работников водолазного дела.
Подводные камни
О том, что их труд опасен, водолазы вспоминать не любят.
— Работа водолаза, безусловно, сопряжена с риском и опасностью травм. Но чтобы избежать форс-мажоров, существуют правила работы и техники безопасности, которых мы и придерживаемся. Работай по инструкции — и все будет хорошо, — подчеркивает Владимир. — Однажды со мной случилось так, что внезапно закончился воздух. В такой ситуации у водолаза есть в запасе только 15 минут на выход из воды. А быстрый подъем в нашей работе очень нежелателен.
Одна из самых опасных вещей, которые могут случиться с водолазом — это декомпрессионная или кессонная болезнь. Кессонка, как называют ее водолазы. Это может произойти, например, при несоблюдении временных промежутков при подъеме водолаза из глубины на поверхность. Из-за разницы давления в крови образуются пузырьки газа, кровь "вскипает". Пузырьки затрудняют кровоток, могут присоединиться к костям, отслаивая ткани. Кессонная болезнь иногда приводит к параличу и даже смерти.
— Правильный подъем водолаза очень важен, — обращает внимание Николай. — На каждой последующей отметке подъема человек проводит некоторое количество минут, чтобы выровнялось давление в организме. Но если вдруг так произошло, что человек слишком быстро поднялся, "закессонился", его необходимо поместить в барокамеру. Здесь давление постепенно меняется, имитируя изменения условий при подъеме из глубины на поверхность и давая возможность организму перестроиться. Такая профилактика поможет избежать развития болезни.
Не для всех
Моего вопроса о том, какими качествами должен обладать водолаз, мужчины немного смутились.
— Главное, чтобы здоровье позволяло работать. Конечно, водолаз не должен бояться глубины, замкнутого пространства. Это стихия, природа. Она вечно против, — говорит Николай.
— Стоит обладать определенным хладнокровием, чтобы не теряться, не паниковать в случае непредвиденных обстоятельств под водой, быть собранным, — соглашается Владимир. — Говоря так, не хочу подразумевать, что мы там какие-то сверххрабрые богатыри. Не считаю себя особенным из-за того, что работаю водолазом. Это увлекательное дело, которое я люблю. Хотя при этом и не умаляю достоинств водолазов. На самом деле это довольно специфическая работа, которую, к сожалению, сейчас недостаточно ценят. То есть наш труд уже не относят к особо опасным условиям и приравнивают к труду разнорабочего. У нас нет льгот по риску, как у спасателей. Это особенно обидно.
Водолазная романтика
Но несмотря на опасность, тяжелые физические нагрузки и постоянные отъезды, работа для водолаза — это образ жизни.
— Больше всего в профессии мне нравится непредсказуемость. Никогда не знаешь, куда занесет на этот раз, — шутит Владимир. — За все время работы мы объездили почти весь Казахстан, побывали в самых отдаленных частях России. Это же настоящие путешествия. А потом, мы под водой чего только не находили: боевые патроны, оружие времен Великой Отечественной войны. Однажды нам военный корабль попался.
Будни водолазов не обходятся и без забавных случаев.
— Однажды мне к окошку иллюминатора налим присосался. Ну, я его — на крюк и наверх. На уху, — смеется мужчина.
У водолазов есть свой собственный профессиональный праздник — День водолаза, который отмечается 5 мая. В этот день в поздравлениях традиционно звучит пожелание "равных чисел". Это значит, что водолазу желают одинакового количества спусков и подъемов.
Лилия Дроздова
фото из личного архива Владимира Дроздова и Николая Степанова