Рудный сплав

10 февраля 2020, 7:54
Сейчас читают:
Рудный сплав Рудный сплав
Рудный сплав

Двести лет назад у металлургов и горняков Усть-Каменогорска была своя речная флотилия. Они доставляли руду не в вагонах по железной дороге, как сейчас, а на деревянных судах вниз по Иртышу…

В экспозиции краеведческого музея можно увидеть макет большой лодки с парусом и платформами для руды. Такую конструкцию придумал горный инженер Петр Фролов (1775 – 1839). В 1804 году Петр Козьмич приехал в Усть-Каменогорск, где разработал сначала карту Иртыша, а потом конструкцию судна для перевозки руды. По его чертежам и было сооружено в 1805 году 11-саженное судно для эффективной доставки руды вниз по реке из Бухтарминска в Усть-Каменогорск. Возле пристани когда-то жил пристав. Он отвечал за сплав, сохранность руды и дальнейшую транспортировку на телегах из Усть-Каменогорска до Колывано-Воскресенских рудников в Змеиногорске.

В 1809 году перевозками руды управлял шихтмейстер Павел Крюков. В 1811 году он, будучи приставом Риддерского рудника, открыл там месторождение, и оно было названо Крюковским.

Исследователь Сибири Григорий Спасский писал в то время: «Усть-Каменогорская крепость… обнесена валом. Вверх по Иртышу находится небольшой форштадт (пригород, предместье, посад), а несколько далее в мазанках и войлочных юртах живут ташкентцы, которые производят порядочный торг, выводят лошадей, верблюдов и рогатый скот. Подле юрт находится пристань, где сгружаются руды, доставленные по Иртышу из Бухтарминского края». В 1826 году Усть-Каменогорск посетил немецкий ученый, педагог и путешественник, основатель школы флористов-систематиков Карл фон Ледебур. Он оставил описание города в книге «Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая». На пристани он увидел рудовозные суда. «Всего таких судов 14, — писал фон Ледебур, — каждое из них поднимает 2000 пудов и даже больше, курсируют они между Бухтарминском и Усть-Каменогорском (приблизительно 150 верст по воде) и делают за год девять перегонов туда и обратно. Вниз по течению суда плывут 14 часов, вверх тащат буксиром 8 - 10 дней. Построены они в Шульбинске, где есть большой бор».

Рубрика создана при поддержке компании «Казцинк»

Нравится
Смешно
Вау!
Печалька
Кошмарно
Не нравится

Также читайте